06 апреля 2022

О том, как европейцы Южную Африку осваивали

6 апреля 1652 года три голландских корабля бросили якорь у южной оконечности Африки – Мыса Доброй Надежды; командовал экспедицией  Йохан Антонисзон ван Рибек (или попросту Ян ван Рибек, как его принято по-свойски называть в историографии… мы, с Вашего разрешения, последуем общему примеру). Именно он и станет основателем первой в этих местах колонии белых людей – а заодно и города, известного ныне как Кейптаун (хотя, сам-то Ян назвал его Kaapstad). Но – по порядку.




…Примечательно, что колонизация здесь началась спустя полтора с лишним века после фактического обнаружения мыса… (Причём, первооткрыватель, Бартоломеу Диаш, назовёт его Мысом Бурь… и с полным основанием –  поскольку португальский капитан, посланный разведать морской путь в таинственную и манящую Индию, попадёт в жесточайший шторм – и  наткнётся на спасительную землю совершенно случайно). Экипажи потрёпанных кораблей взбунтуются – и экспедиция отправится восвояси. (Успев, тем не менее, учинить стычку с местными – португальцы назовут их «готтентотами» (то есть – «заиками») за «щёлкающий» язык… в нынешней ЮАР это труднопроизносимое слово, впрочем, использовать не рекомендуется...)

…Но мы отвлеклись. Диаш вернётся и доложит о выполнении задания; воодушевлённый Жуан  II поспешит переименовать долгожданный проход к индийским богатствам в Мыс Доброй Надежды – но лишь спустя десятилетие в путь отправится Васко да Гама… а за ним – другие португальские «армады»… при этом, африканская суша их нимало не заинтересует!.. (К счастью для аборигенов… правда, как мы помним, в 1510 году к ним, на свою голову, забредёт разжалованный вице-король Индии Франсишку ди Алмейда).

…Ещё через семь десятилетий мимо на всех парусах пройдёт сам Фрэнсис Дрейк – и только в начале XVII века Англия (уже успевшая стать Владычицей морей) надумает проверить южную оконечность Чёрного континента на предмет, так сказать, освоения… Метод будет выбран испытанный – на берег выбросят полтора десятка каторжников (вроде бы – даже приговорённых к повешению)… само собой, упомянутые готтентоты с вновь прибывшими быстро управятся. (Признав фиаско, британцы, спустя время,  организуют перевалочную базу на острове Святой Елены – а в Южную Африку вернутся только в самом конце XIX века... нимало не заботясь, что место уже давно занято…)



…к чему мы, постепенно, и подходим... Таким образом, к середине XVII века стратегически важный пункт оставался «ничейным»!.. (Готтентоты, само собой, не в счёт). И вот, в 1647-м, в заливе терпит крушение «Гаарлем» Голландской Ост-Индской компании… Ремонт судна займёт около года – и  экипаж успеет подметить, что здешние места вполне годятся для жизни. (Приличный климат, плодородная земля, дружелюбные аборигены … штука в том, что рассудительные голландцы, в отличие от горячих португальцев, сначала норовили местным что-нибудь впарить – а уж потом принимались палить!..)

…Заслушав отчёт, Компания рассудит, что столь перспективной территории  долее пустовать негоже – и снарядит экспедицию, с которой мы начали. Итак, прибудут три корабля и менее сотни колонистов – во главе с упомянутым ван Рибеком. (Ему – единственному из всей команды – даже разрешат взять жену!.. И очень кстати – поскольку основателю Капской колонии предстоит провести здесь десять лет, превратив заложенный поначалу форт в серьёзную морскую базу).

…Территория действительно голландцам приглянулась… по истечении пятилетнего контракта большинство пожелает остаться – и ван Рибек начнёт раздавать своим подчинённым землю (по мере надобности, сгоняя с неё местных) – а также  завозить рабов (из других районов Африки и даже Азии – как выяснилось, готтентотов проще было перебить, чем заставить работать).  Осев, поселенцы со временем станут африканерами (или, собственно, бурами – от голландского boeren, крестьяне). А ван Рибек, заложив, так сказать, «основы», отбудет нести цивилизацию в Индонезию – где и скончается в достаточно преклонном возрасте…



P.S. …Мы чуть не забыли упомянуть важное начинание голландца – доставку на южноафриканский берег виноградной лозы (одно из местных вин, например, называется Кулемборг – в честь родины ван Рибека). ...А  ещё – его портрет в течение полувека будет украшать купюры ЮАР.  Правда, после победы Африканского национального конгресса, изображение отца-основателя сменят сначала слоны с носорогами – а потом Нельсон Мандела… Впрочем, это – совсем другая история.