В годы Великой Отечественной войны в адрес Главного автобронетанкового управления приходили сотни предложений, посвящённых бронетанковой технике. Идеи предлагались самые разные, широким был и круг изобретателей. Среди них были рабочие, учёные, инженеры, простые граждане. Немалый процент составляли военнослужащие самых разных званий и родов войск. Одним из таких изобретателей был лейтенант Проворнов, предложивший в июле 1942 года проект лёгкого танка с рядом оригинальных решений ...
5 июля 1942 года стало этапной датой в истории советского танкостроения. В этот день согласно постановлению ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», прекратилось производство малых танков Т-60. Они окончательно сошли со сцены, уступив место более совершенному Т-70. Одновременно завод №264 в Красноармейске полностью переключился с производства Т-60 на корпуса для Т-34, которые были нужны войскам как воздух. Так сложилось, что именно в этот день на адрес отдела изобретений Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) пришло письмо, в котором находился проект боевой машины, по своим характеристикам вполне способной заменить Т-60. Автором проекта являлся лейтенант Константин Яковлевич Проворнов. В ряды РККА Проворнов вступил в 1939 году. Начало Великой Отечественной войны лейтенант встретил в должности командира взвода 98-го танкового полка 49-й танковой дивизии. В конце июля 1941 года 49-я дивизия оказалась в окружении под Уманью, лейтенант был тяжело ранен и пропал без вести. В таком статусе лейтенант Проворнов, согласно архивным документам, находился до февраля 1942 года, когда его обнаружили в одном из госпиталей.
Воевал Проворнов на Т-34, и это самым прямым образом отразилось на проекте лёгкого танка, который он предложил отделу изобретений ГАБТУ. На тот момент лейтенанту было всего 22 года, но предложенный им лёгкий танк отличается очень серьёзной проработкой. Этот факт напрямую связан с тем, что молодой танкист хорошо знал технику, состоявшую на вооружении Красной армии. Ему, как практику, были хорошо видны достоинства и недостатки танков, на которых он служил.
Прежде чем перейти к проекту, который предлагал лейтенант Проворнов, следует напомнить, какие лёгкие танки состояли на вооружении РККА летом 1942 года. Массовое производство лёгкого танка Т-50, который должен был стать основной машиной в своём классе, наладить не удалось. Развитие машин лёгкого класса пошло по пути превращения малого разведывательного танка-амфибии Т-40 сначала в Т-60, а затем в Т-70. На тот момент это оказалось верным решением, но со своими нюансами, которые проявились уже на Т-70.По компоновочной схеме Т-40, Т-60 и Т-70 представляли собой небольшие машины, в которых силовая установка находилась справа от механика-водителя. Башня при этом была смещена влево. При попадании вражеского снаряда в двигатель пожар быстро охватывал и боевое отделение. Кроме того, компоновочные решения, унаследованные от танка-амфибии, оставляли не слишком большой простор для усовершенствования. Появившийся в конце 1942 года Т-80 с двухместной башней стал вершиной развития этой серии машин, а её дальнейшая эволюция была лишена смысла.
Предложенный лейтенантом Проворновым лёгкий танк выглядел гораздо интереснее, чем Т-70 и тем более Т-60. Вероятно, как минимум с Т-60 изобретатель был знаком, на что прямо указывает, например, силовая установка. Знал Проворнов и конструкцию лёгкого танка Т-26. При этом концептуально предлагаемая боевая машина оказалась ближе к Т-34. Особенно хорошо сходство угадывается во внешнем виде. Корпус с рациональными углами наклона, характерная форма башни, размещение трансмиссии в корме боевой машины – влияние конструкции Т-34 угадывается во всём. Разумеется, о полном копировании Т-34 речь не идёт — в предлагаемой машине нашлось место ряду оригинальных интересных идей.
Лёгкий танк Проворнова представлял собой трёхместную боевую машину массой 11 тонн. Длина корпуса составляла всего 4 метра — это меньше не только в сравнении с Т-70, но и с Т-60. Ширина корпуса также отличалась от аналогов в меньшую сторону – она составляла 2 метра. При таких габаритах компоновка корпуса представляла собой крайне сложную задачу, но, к чести автора, на бумаге он её решил. Как уже говорилось выше, из-за использования компоновки плавающего танка Т-40 внутреннее пространство Т-60 и Т-70 использовалось нерационально. Особенно это касается носовой части, где много места попросту пустовало. Благодаря использованию формы корпуса по типу Т-34 лёгкий танк Проворнова был лишён этого недостатка.
Место механика-водителя по сравнению с Т-60 и Т-70 оказалось сдвинуто вперёд, что позволило высвободить пространство сзади. Для попадания внутрь танка для механика-водителя изобретатель предусмотрел большой люк по типу Т-34, оснащённый двумя смотровыми приборами. Справа от люка предполагалось поставить шаровую установку с пулемётом ДТ, а также перископический прибор вроде того, что ставился на Т-34 выпуска Сталинградского Тракторного Завода (СТЗ). Для эвакуации экипажа в полу был предусмотрен аварийный люк.
Много общего с Т-34 было у лёгкого танка Проворнова в компоновке кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось использовать спарку двигателей ГАЗ-11. Такие же моторы ставились на Т-40, Т-60 и Т-70. Суммарной мощности 170 л.с. должно было хватить для расчётной скорости 45 км/ч. Весьма оригинально выглядела идея использования спарки двигателей: по задумке автора, моторы были соединены при помощи поперечной передачи. Оба мотора закреплялись на общей раме, общими у них были система питания топливом, выключатель зажигания и кнопка электростартёра.
Оригинальным было и устройство системы охлаждения. Радиаторы Проворнов решил разместить над двигателями. Подобное решение применялось на лёгком танке Т-26. Получилась компактная силовая установка, вполне вписывающаяся в столь небольшой корпус. В кормовой части также находились бензобаки общей ёмкостью 500 литров. Согласно расчётам автора, запас хода по шоссе должен был составить 430 км, а по просёлку – 300 км. Вынос бензобаков из боевого отделения был несомненным плюсом конструкции Проворнова. В корме находилась и трансмиссия. Бортовые передачи без изменений брались от Т-60. Для доступа в МТО предполагалось использовать большие люки, аналогичные тем, что стояли на Т-34.
Весьма рационально выглядит и ходовая часть танка, представлявшая собой смесь решений, взятых от Т-34 и Т-60. На проекте Проворнова должна была использоваться торсионная подвеска. В отличие от Т-60 или Т-70, применение поддерживающих катков не предусматривалось. На каждый борт предполагалось установить по 4 катка диаметром 650 мм, что значительно больше, чем у Т-60. Ширина траков должна была составить 300 мм. Любопытно, что именно такую ширину имели траки модернизированного Т-70, который появился спустя несколько месяцев после проекта лейтенанта Проворнова.
Если с компоновкой корпуса всё выглядит разумно, то с башней возникают вполне закономерные вопросы. Как ни странно, но при таких небольших габаритах и плотной компоновке Проворнову удалось установить на свой танк двухместную башню. Продольная схема даёт лишь примерное представление о размерах, но в целом диаметр башенного погона примерно соответствует таковому у Т-26 и БТ-7, где спокойно размещались два человека.
По конструкции башня лёгкого танка в уменьшенном виде повторяла башню Т-34. Согласно описанию, при изготовлении башни предполагалось использовать литьё. От Т-34 башня унаследовала не только форму, но и большой люк, а также смотровые приборы. В качестве вооружения предлагалось использовать 45-мм пушку и спаренный с ней пулемёт ДТ. Боекомплект включал в себя 150 снарядов и 75 магазинов для ДТ. С учётом размеров танка, реальный боекомплект явно получился бы меньшим.
У лейтенанта Проворнова получился вполне соответствующий тогдашним реалиям лёгкий танк, обладающий рядом оригинальных решений. Он вполне подходил в качестве замены Т-60 и ни в чём не уступал Т-70. По продуманности решений лёгкий танк лейтенанта Проворнова превосходил ряд разработок профильных КБ. Проблема была в том, что танк этот был уже не нужен. Вовсю шло производство Т-70, развернулись и работы по созданию самоходных установок на его базе. На этом фоне проекту молодого танкиста было суждено осесть в архиве.
Благодаря опубликованным архивным документам удалось установить дальнейшую судьбу Проворнова. Лейтенант получил должность командира взвода в 214-м танковом батальоне 65-й танковой бригады. В составе бригады Проворнов участвовал в операции «Кутузов», которая стала финалом Курской дуги. Согласно наградному листу, в течение 26–27 июля 1943 года экипаж лейтенанта Проворнова уничтожил 2 танка и 3 пушки, а также до 30 солдат противника. За грамотные действия в боях К. Я. Проворнова наградили орденом Красной Звезды.
К сожалению, на следующий день, в бою за деревню Горки Орловской области, лейтенант Проворнов погиб. Похоронили его в братской могиле в Горках. Позже могилу перенесли в деревню Ржава Орловской области. Кто знает, как сложилась бы судьба лейтенанта, останься он в живых. Именно такие молодые офицеры, прошедшие войну, позже стали известными танкостроителями. Среди них был, к примеру, Леонид Николаевич Карцев, имевший ряд боевых наград, а впоследствии ставший одним из ведущих конструкторов танков.
Продольный разрез танка Проворнова. Какая машина служила изобретателю образцом для подражания – заметить несложно
5 июля 1942 года стало этапной датой в истории советского танкостроения. В этот день согласно постановлению ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», прекратилось производство малых танков Т-60. Они окончательно сошли со сцены, уступив место более совершенному Т-70. Одновременно завод №264 в Красноармейске полностью переключился с производства Т-60 на корпуса для Т-34, которые были нужны войскам как воздух. Так сложилось, что именно в этот день на адрес отдела изобретений Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) пришло письмо, в котором находился проект боевой машины, по своим характеристикам вполне способной заменить Т-60. Автором проекта являлся лейтенант Константин Яковлевич Проворнов. В ряды РККА Проворнов вступил в 1939 году. Начало Великой Отечественной войны лейтенант встретил в должности командира взвода 98-го танкового полка 49-й танковой дивизии. В конце июля 1941 года 49-я дивизия оказалась в окружении под Уманью, лейтенант был тяжело ранен и пропал без вести. В таком статусе лейтенант Проворнов, согласно архивным документам, находился до февраля 1942 года, когда его обнаружили в одном из госпиталей.
Воевал Проворнов на Т-34, и это самым прямым образом отразилось на проекте лёгкого танка, который он предложил отделу изобретений ГАБТУ. На тот момент лейтенанту было всего 22 года, но предложенный им лёгкий танк отличается очень серьёзной проработкой. Этот факт напрямую связан с тем, что молодой танкист хорошо знал технику, состоявшую на вооружении Красной армии. Ему, как практику, были хорошо видны достоинства и недостатки танков, на которых он служил.
Прежде чем перейти к проекту, который предлагал лейтенант Проворнов, следует напомнить, какие лёгкие танки состояли на вооружении РККА летом 1942 года. Массовое производство лёгкого танка Т-50, который должен был стать основной машиной в своём классе, наладить не удалось. Развитие машин лёгкого класса пошло по пути превращения малого разведывательного танка-амфибии Т-40 сначала в Т-60, а затем в Т-70. На тот момент это оказалось верным решением, но со своими нюансами, которые проявились уже на Т-70.По компоновочной схеме Т-40, Т-60 и Т-70 представляли собой небольшие машины, в которых силовая установка находилась справа от механика-водителя. Башня при этом была смещена влево. При попадании вражеского снаряда в двигатель пожар быстро охватывал и боевое отделение. Кроме того, компоновочные решения, унаследованные от танка-амфибии, оставляли не слишком большой простор для усовершенствования. Появившийся в конце 1942 года Т-80 с двухместной башней стал вершиной развития этой серии машин, а её дальнейшая эволюция была лишена смысла.
Схема привода к бортовым передачам
Предложенный лейтенантом Проворновым лёгкий танк выглядел гораздо интереснее, чем Т-70 и тем более Т-60. Вероятно, как минимум с Т-60 изобретатель был знаком, на что прямо указывает, например, силовая установка. Знал Проворнов и конструкцию лёгкого танка Т-26. При этом концептуально предлагаемая боевая машина оказалась ближе к Т-34. Особенно хорошо сходство угадывается во внешнем виде. Корпус с рациональными углами наклона, характерная форма башни, размещение трансмиссии в корме боевой машины – влияние конструкции Т-34 угадывается во всём. Разумеется, о полном копировании Т-34 речь не идёт — в предлагаемой машине нашлось место ряду оригинальных интересных идей.
Лёгкий танк Проворнова представлял собой трёхместную боевую машину массой 11 тонн. Длина корпуса составляла всего 4 метра — это меньше не только в сравнении с Т-70, но и с Т-60. Ширина корпуса также отличалась от аналогов в меньшую сторону – она составляла 2 метра. При таких габаритах компоновка корпуса представляла собой крайне сложную задачу, но, к чести автора, на бумаге он её решил. Как уже говорилось выше, из-за использования компоновки плавающего танка Т-40 внутреннее пространство Т-60 и Т-70 использовалось нерационально. Особенно это касается носовой части, где много места попросту пустовало. Благодаря использованию формы корпуса по типу Т-34 лёгкий танк Проворнова был лишён этого недостатка.
Место механика-водителя по сравнению с Т-60 и Т-70 оказалось сдвинуто вперёд, что позволило высвободить пространство сзади. Для попадания внутрь танка для механика-водителя изобретатель предусмотрел большой люк по типу Т-34, оснащённый двумя смотровыми приборами. Справа от люка предполагалось поставить шаровую установку с пулемётом ДТ, а также перископический прибор вроде того, что ставился на Т-34 выпуска Сталинградского Тракторного Завода (СТЗ). Для эвакуации экипажа в полу был предусмотрен аварийный люк.
Таким способом Проврнов предполагал объединять двигатели в единый блок
Много общего с Т-34 было у лёгкого танка Проворнова в компоновке кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось использовать спарку двигателей ГАЗ-11. Такие же моторы ставились на Т-40, Т-60 и Т-70. Суммарной мощности 170 л.с. должно было хватить для расчётной скорости 45 км/ч. Весьма оригинально выглядела идея использования спарки двигателей: по задумке автора, моторы были соединены при помощи поперечной передачи. Оба мотора закреплялись на общей раме, общими у них были система питания топливом, выключатель зажигания и кнопка электростартёра.
Крыша моторно-трансмиссионного отделения, сделанная «по мотивам» Т-34
Оригинальным было и устройство системы охлаждения. Радиаторы Проворнов решил разместить над двигателями. Подобное решение применялось на лёгком танке Т-26. Получилась компактная силовая установка, вполне вписывающаяся в столь небольшой корпус. В кормовой части также находились бензобаки общей ёмкостью 500 литров. Согласно расчётам автора, запас хода по шоссе должен был составить 430 км, а по просёлку – 300 км. Вынос бензобаков из боевого отделения был несомненным плюсом конструкции Проворнова. В корме находилась и трансмиссия. Бортовые передачи без изменений брались от Т-60. Для доступа в МТО предполагалось использовать большие люки, аналогичные тем, что стояли на Т-34.
Схема топливных баков. Размещение баков вне боевого отделения было однозначным плюсом
Весьма рационально выглядит и ходовая часть танка, представлявшая собой смесь решений, взятых от Т-34 и Т-60. На проекте Проворнова должна была использоваться торсионная подвеска. В отличие от Т-60 или Т-70, применение поддерживающих катков не предусматривалось. На каждый борт предполагалось установить по 4 катка диаметром 650 мм, что значительно больше, чем у Т-60. Ширина траков должна была составить 300 мм. Любопытно, что именно такую ширину имели траки модернизированного Т-70, который появился спустя несколько месяцев после проекта лейтенанта Проворнова.
Если с компоновкой корпуса всё выглядит разумно, то с башней возникают вполне закономерные вопросы. Как ни странно, но при таких небольших габаритах и плотной компоновке Проворнову удалось установить на свой танк двухместную башню. Продольная схема даёт лишь примерное представление о размерах, но в целом диаметр башенного погона примерно соответствует таковому у Т-26 и БТ-7, где спокойно размещались два человека.
По конструкции башня лёгкого танка в уменьшенном виде повторяла башню Т-34. Согласно описанию, при изготовлении башни предполагалось использовать литьё. От Т-34 башня унаследовала не только форму, но и большой люк, а также смотровые приборы. В качестве вооружения предлагалось использовать 45-мм пушку и спаренный с ней пулемёт ДТ. Боекомплект включал в себя 150 снарядов и 75 магазинов для ДТ. С учётом размеров танка, реальный боекомплект явно получился бы меньшим.
Схема торсионной подвески, а также ленивец
У лейтенанта Проворнова получился вполне соответствующий тогдашним реалиям лёгкий танк, обладающий рядом оригинальных решений. Он вполне подходил в качестве замены Т-60 и ни в чём не уступал Т-70. По продуманности решений лёгкий танк лейтенанта Проворнова превосходил ряд разработок профильных КБ. Проблема была в том, что танк этот был уже не нужен. Вовсю шло производство Т-70, развернулись и работы по созданию самоходных установок на его базе. На этом фоне проекту молодого танкиста было суждено осесть в архиве.
Башня лёгкого танка Проворнова, сделанная по образцу башни Т-34
Благодаря опубликованным архивным документам удалось установить дальнейшую судьбу Проворнова. Лейтенант получил должность командира взвода в 214-м танковом батальоне 65-й танковой бригады. В составе бригады Проворнов участвовал в операции «Кутузов», которая стала финалом Курской дуги. Согласно наградному листу, в течение 26–27 июля 1943 года экипаж лейтенанта Проворнова уничтожил 2 танка и 3 пушки, а также до 30 солдат противника. За грамотные действия в боях К. Я. Проворнова наградили орденом Красной Звезды.
К сожалению, на следующий день, в бою за деревню Горки Орловской области, лейтенант Проворнов погиб. Похоронили его в братской могиле в Горках. Позже могилу перенесли в деревню Ржава Орловской области. Кто знает, как сложилась бы судьба лейтенанта, останься он в живых. Именно такие молодые офицеры, прошедшие войну, позже стали известными танкостроителями. Среди них был, к примеру, Леонид Николаевич Карцев, имевший ряд боевых наград, а впоследствии ставший одним из ведущих конструкторов танков.