Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского авиаконструктора А.С.Яковлева. Удивительны сроки создания этой машины. 10 декабря предыдущего года яковлевское КБ приступило к ее проектированию, в начале марта рабочие чертежи поступили на завод, а в конце апреля блестящий свежей краской самолет выкатили из ворот сборочного цеха. Однако поговорка "быстро - хорошо не бывает" на сей раз оказалась неверной. Испытания показали, что самолет получился очень удачным.
27 марта 1947 года вышло правительственное постановление о запуске Як-18 в серию сразу на трех авиазаводах - Арсеньевском, Харьковском и Ленинградском. С тех пор этот двухместный "летающий тренажер", сразу получивший у аэродромного люда дружелюбное прозвище "Яшка", открыл дорогу в небо десяткам тысяч будущих летчиков из СССР, Китая и стран Восточной Европы.
Начиная с 1950 года на Як-18 проходили обучение начальной летной грамоте буквально все советские авиаторы, а также - большинство пилотов стран СЭВ и Варшавского договора. Всего было построено около девяти тысяч Як-18 в семи модификациях, многие из которых летают до сих пор. Мне тоже удалось однажды слетать на этой машине, разумеется, в качестве пассажира. Впечатления - незабываемые.
Предшественник Як-18 - учебный самолет УТ-2Л, разработанный в 1944 году. Внешне - очень похож, не считая неубирающегося шасси, но внутри - совершенно иной. Каркас этой машины был еще деревянным, а Як-18 - цельнометаллический, хотя и с полотняной обшивкой.
Первый прототип Як-18, проходивший испытания весной и летом 1946 года. Самолет целиком окрашен в серебристый цвет, а на крылья и фюзеляж, помимо красных звезд, нанесены для красоты Гвардейские, они же Георгиевские ленты.
Серийный Як-18 первой модификации в Монинском авиамузее. Самолет неплохо отреставрирован, однако, зря его хранили под открытым небом. Для полотняной обшивки это далеко не полезно, да и краска довольно быстро выгорает на солнце.
Як-18У ("улучшенный") с носовой опорой шасси в той же экспозиции.
Не пошедшая в серию четырехместная пассажирская модификация Як-18-11.
Одноместный спортивный Як-18П, созданный в 1957 году. В начале 1960-х он считался лучшим в мире самолетом для высшего пилотажа. Советская сборная выиграла на нем мировые чемпионаты по воздушной акробатике 1962 года в Будапеште и 1964 года в Бильбао.