155 лет назад, 2 мая 1866 года, состоялось крупнейшее сражение Первой Тихоокеанской войны между Испанией и коалицией ее бывших латиноамериканских колоний - Чили, Перу, Боливии и Эквадора (правда, фактически в войне принимали участие только чилийцы и перуанцы). Пять лет назад я уже помещал две заметки об этом сражении (раз, два), но в них, к сожалению, был ряд пробелов и неточностей, которые будут заполнены и исправлены в будущей книге.
В частности, там были пропущены перуанские эрзац-броненосцы, принимавшие участие в перестрелке с испанским флотом. Об одном из них - казематной плавбатарее "Лоа" я уже рассказывал. А теперь пришел черед второго, еще более интересного пироскафа. Корабль, названный "Виктория", был первым в Западном полушарии за пределами США башенным броненосцем. Причем, что удивительно, перуанцы соорудили его самостоятельно, взяв за образец американский броненосец "Монитор". Правда, перуанский "Монитор" получился менее крупным, а в его броневой башне стояли на два орудия, а всего одно.
"Викторию", спроектированную братьями Хосе и Мануэлем Рамос, заложили на судоверфи "Маэстранца Наваль де Беллависта" 30 июля 1864 года. Это был небольшой корабль длиной 45 метров, шириной по мидель-шпангоуту 9 метров и водоизмещением 300 тонн. Высота надводного борта составляла чуть больше 50 сантиметров, а осадка - 3,5 метра. Единственное 68-фунтовое (203-миллиметровое) гладкоствольное дульнозарядное орудие стояло в цилиндрической вращающейся башне с ручным приводом. Дополнительным оружием был броневой таранный нос.
Силовая установка представляла собой две одноцилиндровые паровые машины, снятые с паровоза. Их мощность - неизвестна, но для броненосца она оказалась явно недостаточной. В результате, на полном ходу "Виктория" развивала ничтожную скорость - не более трех-четырех узлов. Такая медлительность делала таран бессмысленным, поскольку любой вражеский корабль мог легко уклониться от удара.
Надводную часть корпуса, башню и рулевую рубку защищали железные плиты толщиной в три дюйма (76 мм). Эта броня выдерживала попадания ядер калибром до 32 фунтов. Именно такой калибр составлял основное вооружение кораблей испанской Тихоокеанской эскадры, но на броненосце "Нумансия" стояли 68-фунтовые гладкоствольные пушки, а на фрегате "Альманса" - 70-фунтовые (160 мм) нарезные орудия, от которых панцирь "Виктории" не спасал.
Тем не менее, когда испанцы атаковали порт Кальяо, "Викторию" под командованием капитана Хуана Антонио Вальдивезо ввели в бой. Однако она использовалась в качестве несамоходной плавбатареи и все время сражения простояла на якоре. В течение нескольких часов ее комендоры вели огонь по врагу и именно они сделали последний выстрел, когда испанская эскадра, израсходовав боеприпасы, начала отход. Правда, неизвестно, попали ли они хоть раз в кого-нибудь.
Сама "Виктория" получила 10 попаданий, но, к счастью для ее экипажа, все угодившие в нее ядра были относительно небольшими и ни одно из них не пробило броню. О дальнейшей судьбе корабля известно лишь то, что к началу Второй Тихоокеанской войны 1879-83 годов в составе перуанского флота его уже не было. Вероятно, из-за низкой боевой ценности его списали и отправили на слом.
Один из перуанских паровозов, купленных в Англии в 1859 году. Возможно. именно такой локомотив стал "донором сердца" для "Виктории".