25 мая 2021

Провинциальный, периферийный, но тоже ленд-лиз

Провинциальный, периферийный, но тоже ленд-лиз

19

По голландскому счёту

15 мая 1945 года во Владивосток (на фото – порт в дни войны) в составе ленд-лизовских товаров из США, Канады и Австралии поступила последняя группа грузов из «Нидерландской Ост-Индии» (с 1949 г. – Индонезия). В поступившей партии товаров были оловянная руда, кобальтовые брикеты, смазочное масло, тростниковый сахар-сырец, трикотажное полотно, пальмовое масло, чай и кофе. 

Эти ценные грузы были законтрактованы американцами по ленд-лизу у голландских властей ещё в середине 1942 года. Но к тому времени японские войска захватили почти всю «Нидерландскую Ост-Индию». Кроме небольшого юго-восточного района в голландском – западном регионе Новой Гвинеи, «продержавшегося» до капитуляции Японии. 

Голландские товары пришлось эвакуировать в конце 1942 г. в хранилища порта Кэрнс на северо-востоке Австралии. В конце апреля 1945 г. те же грузы были включены в состав упомянутого конвоя на Владивосток.

Советско-голландские дипломатические отношения были установлены только 10 июля 1942 года, когда маленькая метрополия уже два года была под оккупацией. Однако торговля СССР с будущей Индонезией велась ещё с начала 1930-х. 

По данным наркомата внешней торговли за 22 июня 1941 г. - 31 декабря 1945 г., объём советского импорта из этого региона составил 14,2 млн руб. Но все поставки оттуда были осуществлены только в 1941 и 1942 гг.: на 12 и 2,2 млн руб. 

Не меньше 70 % составляли те же грузы, что упоминались выше (с «добавкой» хлопка-сырца, тканей, кожгалантереи, рыбных изделий, цитрусовых и бананов). Советский экспорт в «Нидерландскую Ост-Индию» (НОИ) при этом отсутствовал. 

Провинциальный, периферийный, но тоже ленд-лиз

СССР готов был расплачиваться с такими поставщиками золотом, но пример «старших» союзников диктовал – ленд-лиз. Все счета и счёты без сомнений откладывались на после войны. 

Сырьё для крылатого металла


Доля грузов ленд-лиза, контрактуемых британцами и американцами для СССР в НОИ, в поставках из этого региона Голландии в 1941-1942 гг. была свыше 70 %. Поставки осуществлялись во Владивосток; зимой 41/42 гг. через Иран проследовало около четверти поставок в СССР из НОИ. 

Плюс к тому – в составе ленд-лизовских поставок (в рамках общей квоты США и Канады для СССР) с НПЗ на голландских южно-карибских о-вах Арубе и Кюрасао направлялись в СССР нефтепродукты, а из южноамериканской «Нидерландской Гвианы» (с ноября 1975 г. – Республика Суринам) – бокситы. 

Бокситы дополняли североамериканский алюминий на основе гвианского сырья. Поясним: поставки алюминия в СССР за сентябрь 1941 - октябрь 1945 гг. из США и Канады составили почти 330 тыс. тонн — на треть больше, чем произвёл СССР за тот период. 

При этом треть алюминия в США и не меньше 15 % в Канаде производились в США в те годы именно из суринамских бокситов. Так, алюминиевый завод в Батон-Руже (столица Луизианы), построенный в 1941-1942 гг., работал только на суринамских бокситах. Работал вплоть до 1946 г., поставляя алюминий и в СССР.

Забытый союзник?


Из всех европейских стран - участниц антифашистской коалиции, практически только Нидерландам вместе с колониями пришлось потерпеть наибольший оккупационный ущерб. Францию, Бельгию, а также Данию с Норвегией нацисты грабили менее откровенно, но только потому, что этого им не позволяла сложившаяся ситуация. 

Германией и Японией были оккупированы почти 90 % общей территории и свыше 90 % совокупного населения Голландии и её колоний. Столь катастрофическая ситуация подробно отражена в книге «Neerland's Zeemacht in Oorlog» (London, Netherlands Publishing Co, 1944) лейтенанта 1-го ранга ВМФ Нидерландов (в 40-х – 50-х гг.), военного историка Андре Кроозе: 


«...Оккупация Голландии стала подлинной катастрофой для Голландской Ост-Индии. Но, когда в мае 1940 Голландия была атакована, 22 немецких судна общим водоизмещением 135 533 тонны были захвачены в Ост-Индии. Они стали существенным добавлением к морским силам союзников в регионе. 

Планы увеличения флота, которые голландское правительство утвердило в 1937 году, предусматривали также и оборону Ост-Индии. Но свыше 30-ти кораблей (военных и двойного назначения), которые в 1940 г. находились на стадии постройки, были потеряны во время нацистского вторжения в метрополию. А на верфях НОИ ускорилось строительство торпедных катеров.»

А. Кроозе уточняет, что, 

«несмотря на все оборонные новшества, что были введены в Ост-Индии с момента падения Голландии, воздушная и особенно морская сила, защищавшая восточную часть Голландской империи, уже к концу декабря 1941 г. сократилась настолько, что не могло идти и речи о защите огромного архипелага, по размерам равного европейскому континенту, от сильного агрессора. Когда территории самого Королевства в Европе и на Дальнем Востоке находятся в руках врага, вряд ли вообще возможно увеличить численность голландских вооруженных сил. И возместить потери.»


Батавия (Джакарта, 5 сентября 1945 г. Парад голландских войск, прибывших из северной Австралии

Тем не менее «Нидерландская Ост-Индия» вернулась под контроль метрополии со дня Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. (от имени Нидерландов Акт подписал адмирал-лейтенант ВМФ Конрад Эмиль Ламберт Хелфрих). Что вскоре обернулось пятилетней войной с индонезийскими националистами.

Эта война Нидерландами была проиграна – в первую очередь «благодаря» СССР и КНР. Под контролем Амстердама в бывшей НОИ до августа 1962 г. оставался только «Нидерландский Западный Ириан» – западный регион острова Новая Гвинея, самое крупное европейское владение в Азии и Океании.

С учётом советского опыта


Несмотря на возможно объяснимую «обиду» в отношении СССР, в НОИ и нидерландском правительстве в Лондоне никогда официально не отрицали решающей роли СССР в мировой войне. Так, губернатор Голландской Ост-Индии в 1941-1948 гг. генерал-лейтенант Хубертус ван Моок заявил 24 ноября 1942 года на совещании союзного командования в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане: 

«...В Токио не отвечают на просьбы Берлина о демонстрации японской военной силы у границ с СССР или Монголией. Потому что Сталинград вынудит Японию увеличить политическую дистанцию в союзе с Германией и вскоре перейти к обороне на многих, если не на всех участках азиатско-тихоокеанского фронта.»

Ван Моок оказался провидцем: всё это в японской политике имело место уже с начала советского контрнаступления под Сталинградом. Считаем необходимым также привести его мнение и о советском опыте эвакуации сотен промышленных предприятий в тыловые регионы страны: 

«...Зимой и весной 1942 г. с Явы, Суматры, Целебеса и Западного Ириана (регионы Нидерландской Ост-Индии. - Прим. ред.) на Север Австралии было переброшено свыше 20 предприятий, большое число беженцев и работников местных администраций. Осуществить это помогло изучение широкомасштабных эвакуационных мероприятий в СССР, успешно реализованных в 1941-1942 годах.»


Голландский премьер 1939-1947 гг. Питер Гербранди

Особо стоит отметить также послание (из Лондона) премьер-министра Нидерландов Питера Гербранди 9 сентября 1943 г. И. В. Сталину «От имени её Величества, правительства и народов Нидерландов – по случаю великих побед русского народа»: 

«...В этот момент, когда советские армии угрожают всем нацистским позициям на Украине, я шлю Вашему Превосходительству и русскому народу искренние поздравления по случаю Ваших великих побед. Вместе с тем я хочу выразить наше восхищение успехами, достигнутыми лично Вами совместно с русским народом, в ходе этой жестокой борьбы. И передать Вам наши сердечные пожелания быстрого освобождения Ваших подвергнувшихся вторжению территорий. Размеры, в которых уничтожаются немецкие военные материалы и живая сила на протяжении широкого и всерасширяющегося фронта, свидетельствуют не только о храбрости русского солдата и искусстве его вождей. Но также и о великолепных достижениях русских рабочих (выделено ВО), индустриальную мощь которых нацисты столь часто объявляли «уничтоженной». Я уверен, что точно так же, как в феврале и марте, когда подпольные бойцы в Голландии писали мелом на стенах и тротуарах слово «Сталинград», так в настоящее время и в течение грядущих недель имена ваших освобожденных городов будут звучать вызовом нацистам в Голландии.»

Ответ Сталина 21 сентября был кратким: 

«Благодарю Вас за послание по поводу успехов, достигнутых Красной Армией.»


Адмирал-лейтенант Конрад Эмиль Ламберт Хелфрих из Королевских ВМС подписывает Акт о капитуляции от имени Нидерландов, 2 сентября 1945 года, на борту линкора «Миссури»
Автор:
Использованы фотографии:
из архива авторов, regnum.ru, wows-wowsp-global.gcdn.co, archschool27.edusite.ru