06 мая 2021

Амбар для героев



3 мая 1932 года впервые поднялся в воздух прототип морского ближнего разведчика МБР-2 - фактически единственного крупносерийного военного гидросамолета, разработанного и принятого на вооружение в довоенном СССР. Эта машина, которую летчики сразу прозвали "амбаром" (не только из-за созвучия с аббревиатурой "МБР", но и за большой угловатый деревянный корпус), поначалу считалась вполне удачной, но к началу Отечественной войны она безнадежно устарела. А ничего лучшего за восемь лет создать так и не удалось.

Поэтому в июне 1941-го почти весь парк советской военно-морской авиации состоял из МБРов, которых было выпущено 1365 штук. Когда я несколько лет назад делал журнальную монографию по "амбару" и, соответственно, изучал материалы его боевого применения, меня не покидало восхищение упорством, настойчивостью и целеустремленностью советского военного командования, которое в условиях абсолютного господства в воздухе немецкой авиации раз за разом посылало на разведку и бомбардировку эти громоздкие, тихоходные, неповоротливые и почти безоружные фанерные "гробы" с полным отсутствием брони и непротектированными бензобаками.

Причем нередко отправляло днем и без истребительного прикрытия, хотя, уже в первые дни боев стало ясно, что любая встреча с "мессершмиттами" и зенитным огнем означала для экипажей МБР-2 практически неизбежную гибель. Неудивительно, что из 152 "амбаров", имевшихся в начале войны в составе ВВС Балтфлота, через два месяца осталось только 56. Причем почти все погибшие машины были сбиты в боевых вылетах. Эта статистика в очередной раз доказывает, что главными лозунгами РККА в Великой Отечественной войне были "Исполнить любой ценой!", "Умри, но сделай!" и "Не считаясь с потерями"...


МБР-2 раннего выпуска с двигателем М-17.


МБР-2 той же модификации на гидроспуске.


Прототип усовершенствованного МБР-2 с двигателем М-34.


МБР-2 ВВС Черноморского флота в полете у побережья Крыма.


МБР-2 ВВС Балтфлота. Под крылом передней машины хорошо видны бомбовые подвески.


Финские солдаты осматривают МБР-2, совершивший вынужденную посадку на вражеской территории и оставленный экипажем.


МБР-2 М-34 в двух вариантах камуфляжа. Верхний, как правило, применялся в ВВС Северного флота, а нижний - на Балтике.