Британцам удалось закрепиться на побережье открытого испанцами еще 128 лет назад континента только в 1620 году, после нескольких безуспешных попыток, завершившихся гибелью предыдущих переселенцев. Тогда еще никто не догадывался, что высадка первых выживших в Америке англичан закладывает основу будущего великого государства. В том 1620 году в Северную Америку прибыла на корабле «Мейфлауэр» группа английских переселенцев-пуритан численностью 101 человек (в зарубежной литературе их обычно называют «отцами-пилигримами»). Эти люди бежали в новые земли с родины, спасаясь от притеснений сторонников католицизма; они высадилась возле мыса Код, где и основали поселение Новый Плимут, положившее начало колониям Новой Англии.
Эти пришельцы привезли с собой в Новый Свет европейский обычай того времени, согласно которому привилегия иметь и носить оружие принадлежала только людям благородного происхождения, или солдатам. Таким образом, из сотни прибывших в Америку «пилигримов» только 54 урожденных «джентльменов» и солдат имели оружие, остальные переселенцы были совершенно беззащитны. Однако необходимость добывать себе пищу, отбиваться от хищников, а впоследствии и от индейцев очень быстро ликвидировали разницу между «джентльменами» и «простолюдинами» - уже через год-два абсолютно каждый переселенец носил с собой какое-либо оружие.
Поначалу переселенцы, большинство из которых были уроженцами городов, необученными жизни на природе, стремясь выжить в незнакомых условиях, поддерживали добрососедские отношения с коренными жителями племени алгонкинов, на территорию которых они попали. Индейцы же относились к пришельцам доброжелательно, учили их охотиться на местных животных, выращивать неизвестные европейцам сельскохозяйственные культуры, делились своими запасами. Но постепенно численность англичан в их первой американской колонии увеличивалась. Прослышав о «земле обетованной», где не преследуют за веру, в Новый Свет стало перебираться все больше и больше протестантов, а за ними на неизведанные земли в предвкушении приключений и поживы хлынули так же разного рода авантюристы и скрывающиеся от правосудия преступники. А в годы начавшейся в Англии гражданской войны туда же кинулись спасавшиеся от бедствий и разорения междоусобицы представители самых разных слоев населения и религий. После же победы пуритан в Америку массово побежали уже проигравшие эту войну католики… Таким образом, на восточном побережье североамериканского континента скапливалось все больше англичан, причем зачастую враждебно относившиеся к своим же соплеменникам, не говоря уже об индейцах, которых и пуритане, и католики считали нечестивыми безбожниками, достойными только уничтожения. Освоившиеся на новом месте, значительно увеличившиеся в численности и поголовно вооружившиеся современным оружием английские переселенцы начали организовывать новые колонии и теснить соседей-аборигенов, что привело к началу боевых столкновений. Первая война между британскими колонистами и индейцами началась еще в 1622 году и продолжалась по 1637 г. Алгонкины под руководством своего старого вождя Опеканканафа, возмущенные наглым и агрессивным поведением «гостей», атаковали в 1622 году британское поселение Джеймстаун, где захватили в плен руководителя переселенцев - капитана Джона Смита. Однако, получив от пленника уверения в том, что колонисты изменят свое отношение к индейцам, наивные победители отпустили его. Смит укрылся в Новом Плимуте и тут же организовал настоящую войну против аборигенов. Каждый год колонисты проводили по три похода против индейцев, пока не оттеснили их далеко от своих поселений. Но и с прекращением открытых боевых действий колонисты не успокоились, пока в 1644 году им не удалось захватить в плен больного девяностолетнего вождя Опеканканафа, впоследствии убитого одним из тюремщиков.
Новые военные действия против индейцев подпитывал непрекращающийся поток европейских эмигрантов, стремившихся к захвату все новых и новых земель Американского континента. Истинных же хозяев этих территорий – местных индейцев - переселенцы просто уничтожали. Никто из вновь прибывших европейцев даже не думал расценивать убийство аборигена как преступление, и бесконечные экспедиции, в которых попавшиеся индейцы безжалостно истреблялись, совершались по благословению христианской церкви, не распространявшей на аборигенов заповеди Иисуса «Не убий»!
В 1646 г. уже 27.000 английских колонистов жили на американском побережье от Мэна до Джорджии, и теперь ни один союз индейских племен не был более в состоянии сбросить их назад в океан, хотя попытки то и дело предпринимались. В 1662 году, после очередного кровавого столкновения британцев с индейцами в Виргинии, едва не закончившегося крахом для европейцев, колонисты организовали народное ополчение – «милицию», в которое были зачислены все мужчины-переселенцы в возрасте до 50 лет. Теперь каждый британский колонист обязан был иметь оружие и уметь пользоваться им, чтобы в любой момент защитить свое поселение.
После провала попыток племен атлантического побережья противостоять захватчикам, англичане частично уничтожили, а частично оттеснили индейцев вглубь материка, и потом начали поглощать соседние голландские и шведские колонии. Жителей же этих колоний (европейцев, между прочим, и к тому же христиан!) победители уничтожали с еще большей жестокостью, чем индейцев. Одновременно британцами с огромным рвением вырезались встречавшиеся на пути разрозненные племена могикан, мохеган, покамтуков. Тем более что награда, учрежденная за скальп индейца (чтобы материально стимулировать геноцид аборигенов) постоянно росла, а скальп ребенка, например, стоил столько же, сколько скальп взрослого!
Индейцы племен, живших на западном побережье Северной Америки
Поняв, что порознь выстоять перед натиском британцев уже невозможно, индейцы вампаноагов в 1675 году создали мощное объединение племен, целью которого было полное уничтожение английских колонистов. Эта новая война стала самой масштабной и кровопролитной в истории индейских войн. 20.000 вооруженных луками и стрелами с костяными наконечниками индейцев вступили в жестокую битву против 50.000 колонистов, использовавших мушкеты, пистолеты, стальные шпаги и сабли. Неравенство сил – очевидное! Результат нетрудно предугадать: индейцы были наголову разгромлены и большей частью уничтожены, вождь вампаноагов, которого британцы называли «король Филипп», был убит. Немногих уцелевших индейцев вывезли на Антильские острова и продали в рабство.
Однако разгром вампаноагов не привел к прекращению сопротивления индейцев. Еще более 200 лет они продолжали партизанские набеги против британцев. А тут еще постоянно расширявшаяся английская колония столкнулась с новым врагом: французскими колонистами.
Французы появились в Северной Америке раньше англичан: еще в 1534 г первое французское поселение на открытой им реке Святого Лаврентия основал моряк Жак Картье. В отличие от британцев, проявивших агрессивность по отношению к аборигенам уже через год после своей высадки на континенте, французы установили с индейцами хорошие отношения. Из осторожности французы предпочитали с индейцами не воевать, а жить дружно. Вместе с аборигенами французы охотились, ловили рыбу и даже часто были связаны кровными узами. Поэтому в районе французских колоний войн с индейцами не было, и здесь положение переселенцев было более мирным и устойчивым; мало того, благодаря мирной политике французы расселились по территории Северной Америки достаточно широко. Чтобы разрушить эту идиллию и изгнать конкурентов с нового континента, британцы начали целую череду официально объявленных «индейских войн», которые на самом деле являлись войнами между Англией и Францией за американские колонии. Сначала заполыхала 10-летняя «Война короля Вильгельма» (1679-1689 гг.); не успели французские колонисты от нее толком оправиться, как на 12 лет загремела «Война королевы Анны» (1701-1713 гг.); через 30 лет вспыхнула «Война короля Георга» (1744-1748 гг.), а за ней последовала «франко-индейская война 1754-1763 гг.»…
Все эти конфликты чаще всего принимали форму неожиданных рейдов, в которых сотнями уничтожались французские отдельно стоящие фермы, и даже некоторые города. В ответ на бесчинства британцев французы не атаковали «в открытую», а стали подстрекать индейцев совершать набеги на деревни английских колонистов. Британцы вскоре так же переняли эту тактику, и тоже начали воевать против французов руками индейцев. Используя вражду между индейскими племенами разных союзов, англичане заигрывали с ирокезами, врагами делаваров - союзников французов. Поставки британцами ирокезам оружия и виски в обмен на скальпы врагов, а также активное участие в боях против делаваров и французов самих англичан, привели к эскалации боевых действий и постепенному вытеснению французов на север, в Канаду. Существенную роль в этом играла уже не только местная милиция, но и регулярные армейские полки, присланные в Северную Америку британской короной…
В 18-м веке в лесах Северной Америки регулярные английские и французские войска
вели ожесточенные войны за господство на этом континенте
ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Виды индейских жилищ
Оружием индейцев вплоть до конца 19-го века были лук со стрелами, копье, военная дубинка, томагавк и нож. Причем индейцы относились к оружию, как к части одежды, и появиться без него на публике считали просто «неприличным». Поэтому индейского воина редко можно было встретить без оружия даже в его стойбище, а уж с постоянным своим спутником – ножом – индеец не расставался даже в родном доме – в вигваме.
К моменту появления на американском континенте первых европейцев почти все населявшие Америку племена аборигенов в своем развитии находились на стадии каменного века – неолита. Лишь наиболее «продвинутые» народы Центральной и Южной Америки (такие, как инки, ацтеки, майя) медленно переходили в стадию медного века. Соответственно, находившиеся на более низкой ступени развития, чем ацтеки и инки, племена Северной Америки в момент появления на их территории англичан были почти незнакомы с металлургией, и использовали при создании оружия не железо, а камень, кость и обсидиан (вулканическое стекло). Я сказал «почти не знакомы с металлургией», потому что основавшиеся в Северной Америке еще в середине 16-го века французы все же познакомили часть окружавших их индейских племен с простейшими железными изделиями – такими, как нож и топор. Французы неплохо наживались, обменивая не умевшим обрабатывать железо индейцам свои столовые ножи и походные топорики на пушнину, мясо и другие продукты; осознав выгоду, такой же меновой торговлей железными изделиями занялись и поселившиеся в Америке англичане. Причем – со свойственной британцам масштабностью. В результате уже в конце 17-го века у индейцев стало трудно встретить нож или томагавк, сделанные из камня или обсидиана; индейцы предпочитали покупать эти предметы у «бледнолицых» - пусть в основном и низкокачественные, но все же более крепкие и острые, чем из камня.
НОЖИ
Самым массовым товаром, скупавшимся у «бледнолицых» индейцами, были ножи. Причем в продажу предлагались в основном не ножи из высококачественной стали, которыми переселенцы пользовались сами, а дешевые поделки из ковкого мягкого железа или из чугуна (причем зачастую эти ножи не завозились из Англии, а изготавливались здесь же, местными кузнецами). И те, и другие изделия не обладали хорошими качествами. Ковкое железо легко обрабатывалось, но быстро тупилось; чугун заточку держал хорошо, но был довольно хрупок. Однако это не пугало «мастеров» - они давно усвоили, что наивные индейцы при покупке больше внимания уделяют внешней яркости изделия, и потому украшали свой железный хлам, покрывая деревянные рукояти узорами из вбитых латунных гвоздиков. Тем не менее, аборигены и такие низкокачественные изделия доводили до высокой степени работоспособности: у них даже быстро тупившиеся ножи из мягкого железа были постоянно заточены до состояния бритвы! Ножи у индейцев чуть ли не постоянно находились в работе: ими рубили хворост и ветки для костров и изготовления хижин, перерезали веревки, разделывали дичь; аборигены виртуозно действовали своими ножами в рукопашных схватках, добивали ими раненых противников, снимали с них скальпы.
Ножи индейцы носили в разукрашенных или расшитых бисером кожаных ножнах на поясном ремне, и никогда с ними не расставались. Ножи были у всех индейцев, независимо от пола и возраста (кроме совсем маленьких детей).
ПАЛИЦЫ И ДУБИНКИ
Палицы и дубинки были очень древним и достаточно страшным оружием индейцев. Они были широко распространены среди аборигенов как ударное оружие для рукопашного боя; однако в 19-м веке в связи с широким распространением металлических топориков-томагавков это оружие стало встречаться все реже.
Каменные палицы представляли собой длинную деревянную палку-рукоять, к которой при помощи мокрого куска сыромятной кожи прикреплялся овальный камень весом 2-2,5 кг (кожа, высыхая, крепко фиксировала камень на рукояти). Часто рукоять палицы украшалась скальпами, бисером или шляпками гвоздиков, бизоньими или лошадиными хвостами.
Другим распространенным видом ударного оружия была шаровидная дубинка. К относительно короткой рукояти из твердого дерева крепили круглый камень; всю эту конструкцию зашивали в мокрый кожаный чехол. Высохшая кожа плотно стягивала изделие, превращая его в грозное оружие длиной от 60 до 90 см. Эти шаровидные дубинки были так популярны, что не уступили своего места даже томагавкам, и использовались многими индейцами вплоть до конца 19-го века.
Среди индейцев востока североамериканского континента были широко распространены необычного вида дубинки из твердой древесины, по виду напоминавшие копию ружья, в котором «приклад» являлся ударной частью. А к ударной поверхности оружия крепилось под прямым углом лезвие ножа, выступавшее вперед на 10-15 см. Индейцы называли это оружие «Кроличьей лапой». Скорее всего появление такого необычного оружия являлось отголоском от первых встреч индейцев с европейскими переселенцами, Возможно, аборигены скопировали форму с обычных европейских ружей: отняв оружие у колонистов и не умея еще стрелять из «огнестрела», индейцы использовали их, как дубинки; а потом стали изготавливать такие «ружья» сами…
ТОМАГАВКИ
Огромной популярностью среди индейцев пользовались из-за их универсальности небольшие топорики – томагавки. Томагавки были незаменимым предметом – как на войне, так и на охоте, и в хозяйстве. Но, хотя в нашем сознании благодаря вестернам устоялось мнение, что томагавк – исконно индейское оружие, на самом деле аборигены Америки познакомились с этим предметом только после прихода на их континент европейцев. Налаживая торговлю с индейцами, французы и англичане начали продавать им среди прочего и свои небольшие походные топорики, а индейцы очень высоко оценили удобство и универсальность этого предмета.
Правда, у индейцев еще до появления переселенцев имелось древнее оружие, несколько похожее на томагавк – «клевец», изготовленный из рога оленя. Однако функциональность этого предмета была крайне ограничена – он мог использоваться только в бою для поражения живой силы. Тем не менее переселенцы, обратившие внимание на индейский «клевец», для «расширения ассортимента товаров» начали изготавливать и продавать аборигенам так называемые «пикообразные» томагавки – как чисто боевое оружие. Пикообразное лезвие достигало в длину 38 см, и наносило в бою очень серьезные раны и увечья.
Но еще большей популярностью, чем пикообразные, пользовались среди индейцев так называемые «трубочные» томагавки. Трубочный томагавк представлял собой насаженный на полую рукоять металлический топорик с широким лезвием, скомбинированный с… курительной трубкой! В таком оружии «функционал» был расширен до предела: им можно было и убить врага, и разделать тушу добытого зверя, и построить себе жильё, и выкурить «трубку мира» с гостем…
ИНДЕЙСКОЕ КОПЬЁ
Копья были широко распространены среди индейцев всех районов Америки; они долго являлись вторым по значимости видом наступательного оружия после лука, и начали терять свою популярность только во 2-й половине 19-го века – всвязи с распространением среди индейцев скорострельных ружей.
Индейское копье представляло собой длинное прямое древко с прикрепленным к нему острым наконечником. Длина древка строго учитывалась: владелец слишком длинного копья рисковал получить обвинение в трусости. До прихода европейцев наконечники копий делались из камня или кости; а потом индейцы начали пристраивать в качестве наконечников лезвия трофейных или купленных шпаг, штыков, и сабель. Древко копья обычно украшалось скальпом, мехом, перьями или бисером (мех встречался часто, так как обеспечивал крепкий хват оружия).
ИНДЕЙСКИЕ ЛУКИ И СТРЕЛЫ
Лук со стрелами – самое важное оружие краснокожего воина; несмотря на его древность, лук в умелых руках сохранял серьезную опасность даже для вооруженного «огнестрелом» противника (особенно до появления скорострельных ружей). Даже когда купить ружье у «бледнолицых» уже не стало большой проблемой, индейцы все равно доверяли луку больше, чем огнестрельному оружию – в случае поломки ружья аборигены починить его были не в состоянии, лук же никогда не подводил воина, а до появления магазинного оружия он еще и значительно превосходил «огнестрел» в скорострельности.
Индейцы изготавливали три вида луков. Простейший (из одного куска эластичного дерева) обычно предназначался для подростков, только осваивавших искусство стрельбы. Опытные воины предпочитали более мощное оружие: или луки подкрепленные сухожилиями, или роговые луки. Наиболее распространенными были луки, подкрепленные сухожилиями – изготовленные из одного куска дерева, они по внутренней стороне проклеивались сухожилиями, что увеличивало силу натяжения тетивы. Такой лук был способен послать стрелу на расстояние до 140 метров – а значит, до появления винтовок он вполне успешно мог конкурировать по дальности стрельбы с гладкоствольными ружьями европейцев (к тому же уступавших луку в скорострельности!). Но самыми мощными и дорогими были роговые луки, изготовленные из рогов оленя, бизона или горного барана. Такой лук был сборным – склеивался из нескольких частей, хотя встречались и цельные луки (например, из бизоньих ребер).
Индейцы всегда держали лук со спущенной тетивой, чтобы он не потерял эластичность; тетиву натягивали только в случае необходимости. У каждого индейца было как минимум две тетивы – на случай, если одна вдруг порвется. Наконечники стрел у индейцев обычно делались зубчатыми, и крепились они к древку не очень крепко. Зубцы наконечника, попав в тело жертвы, резали рану изнутри, не давая возможности вытащить стрелу, а из-за слабого крепления при вытаскивании стрелы из раны наконечник отрывался и оставался в теле, впоследствии ржавея и вызывая заражение крови.
Чехлы для луков и колчаны для стрел индейцы делали из шкур животных, оставляя мех с наружной стороны – это делало чехол и колчан водонепроницаемыми.
ИНДЕЙСКИЕ ЩИТЫ
Щит был очень важным элементом вооружения индейского воина, защищавшим его от стрел и копий противника. При этом индейцы верили, что защитная сила щита заключена не в толщине обтягивающей его кожи, а в магических силах, придававшихся щиту заклинаниями при изготовлении. Из-за этих суеверий у некоторых аборигенов даже встречались щиты, похожие на паутину: сплетенные из тонких ивовых прутьев, они не обтягивались кожей! Конечно, такие щиты не могли остановить стрелу и отразить удар копья, но их владельцы верили, что они надежно защищены мощными сверхъестественными силами. Гибель же индейца с таким щитом в бою «краснокожие» относили на счет «сглаза»: они верили, что защитная магия щита была уничтожена прошедшей мимо него женщиной или прикосновением не вытертых после еды рук. Поэтому многие воины держали свои щиты в тайниках подальше от стойбища и, отправляясь в поход, доставали его соблюдая множество «колдовских» обрядов.
Тем не менее, свято веря в магию, значительное количество индейцев все же здраво рассуждало по принципу «береженого Бог бережет». И потому большинство «краснокожих» обладали щитами, покрытыми двумя слоями шкур, пространство между которыми было набито смягчающими удар перьями, травой, волосами, и даже… книгами! Европейские колонисты удивлялись, откуда у абсолютно безграмотных дикарей такая страстная любовь к литературе. А просто практичные «краснокожие» очень быстро узнали, что плотный книжный томик, отлично останавливает не только легкую стрелу, но даже тяжелую пулю! Вот они и стали заполнять пространство между слоями щитов купленными книгами (один команч даже ухитрился впихнуть в свой щит многотомную «Историю Древнего Рима»!).
Вот в этом и заключалось главное преимущество европейского «огнестрела» над индейским вооружением: даже гладкоствольное оружие переселенцев обладало значительной мощностью, и пули насквозь пробивали индейские щиты (в большинстве которых все же не было редких для Америки книг), поражая закрывшегося им воина. Даже против гладкоствольных ружей традиционный индейский щит был бесполезен. Когда же в середине 19-го века среди «бледнолицых» распространилось более мощное и скорострельное нарезное оружие, использование щитов стало вообще невозможным, и индейские воины просто перестали брать их в походы…
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СРЕДИ ИНДЕЙЦЕВ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Поначалу переселенцы, стремясь сохранить боевое преимущество перед аборигенами, ружья им не продавали, и не обучали «краснокожих» обращению с этим сложным оружием. Поэтому даже захваченные в бою ружья индейцы могли использовать только как дубинки (вспомним появление у них палицы «Кроличья лапа»). Но со временем в своей борьбе за господство на американских территориях английские и французские колонисты решили использовать и индейцев, натравливая их на своих соперников. А для повышения боевой эффективности «краснокожих» переселенцам пришлось вооружать «своих» индейцев «огнестрелом», и обучать им пользоваться. Конечно, «бледнолицые» продавали аборигенам не новейшее оружие, а старое, изношенное, часто - сломанное и наспех починенное. Тем не менее, даже такое подержанное оружие значительно усилило боевую мощь индейских воинов.
«Краснокожие» владельцы мощного, но все же довольно редкого у индейцев «огнестрела» гордились своим новым оружием, всячески подчеркивая свою исключительность демонстрацией приобретенной «вундерваффли», для солидности украшенной узорами из блестящих медных гвоздиков, вбитых в приклад и ложе ружья.
Постепенно количество « огнестрела» в индейских племенах увеличивалось, снижая частоту использования луков и копий. Передававшиеся по наследству от отца к сыну «антикварные гладкостволы» 18-го века со временем дополнялись более современными «стволами». Торговцы оружием ради прибыли готовы были снабдить «краснокожих» любыми новейшими ружьями, даже такими, которых еще не было на вооружении американской армии – самыми дальнобойными нарезными и скорострельными! И их совершенно не волновало, что индейцы могут применить эти новинки против «бледнолицых». По мнению торгашей «игра стоила свеч»: ведь даже за самый примитивный дульнозарядный мушкет они брали по 10 бобровых шкурок, получая прибыль в 500%! А современные «Винчестеры», «Генри» и «Шарпсы» стоили намного дороже – почему же не продать с прибылью это оружие индейцам, если армия не покупает его, экономя каждый доллар? А в результате в знаменитой битве при Литтл-Бигхорне в 1876 году не менее четверти индейских воинов были вооружены многозарядными скорострельными «Винчестерами» и буквально «выкашивали» ливнем свинца ряды кавалеристов генерала Кастера, солдаты которого не успевали отстреливаться от противника из своих однозарядных «Спрингфилдов»…
Тем не менее, несмотря на обладание даже самым современным оружием, индейцы не забывали и о своем традиционном. Ведь в периоды конфликтов с «бледнолицыми» у них возникали проблемы с приобретением боеприпасов и трудности с починкой сломавшегося «огнестрела»; по этим причинам даже обладатели лучших ружей все равно обязательно имели при себе и старый добрый лук…
Продолжение - здесь