140 лет назад, 16 мая 1881 года, в Берлине был введен в коммерческую эксплуатацию первый в мире электрический трамвай. Правда, эксплуатация эта была скорее рекламно-демонстрационной, поскольку по одноколейному рельсовому пути протяженностью 2,5 километра ездил всего один вагончик, вмещавший 12 пассажиров. Только в конце года к нему добавился еще один.
Максимальная скорость вагона, оснащенного электромотором мощностью 5 лошадиных сил, составляла лишь 20 км/ч, однако, это было выше скорости тогдашних конок и конных омнибусов. Желавшие прокатиться платили за поездку 17 пфенигов. Сама дорога и ее подвижной состав принадлежала электротехнической фирме "Сименс", которая и была ее строителем.
Вверху помещена фотография первого трамвайного вагона. Несложно заметить его принципиальное отличие от современных трамваев - у него на крыше нет пантографа-токосъемника, а над ним не протянут электропровод. Дело в том, что электропитание к вагону подавалось по одному из рельсов, который не был изолирован и постоянно находился под напряжением 180 вольт!
Человек, наступивший на него в обуви, не получал удар током, поскольку подошва служила изолятором. Но если наступить босиком или дотронуться рукой, то впечатление было незабываемым, хотя, напряжение считалось не смертельным и, насколько мне известно, от касания контактного рельса никто не погиб.
Как бы там ни было, в XIX веке требования к безопасности были совсем не те, что нынче, поэтому трамвай Сименса беспрепятственно получил разрешение берлинских городских властей на ввод в эксплуатацию и проработал в таком виде девять лет.
Только в 1890 году его оборудовали воздушной контактной сетью, протянутой на столбах, а новые вагоны получили пантографы. Тогда же напряжение в сети повысили до 500 вольт, что позволило установить более мощные моторы и повысить скорость движения до 40 км/ч. В 1891 году линию продлили на полтора километра. В таком виде первый берлинский трамвайный маршрут проработал до 1930 года, когда при реконструкции города его демонтировали.
А в России первый электрический трамвай пустили в 1892 году в Киеве, причем его обслуживали те самые вагоны фирмы "Сименс" (разумеется, с токосъемниками), которые ездили по Берлину. От трамвая с контактным рельсом у нас сразу отказались, поскольку босяков в Киеве, в отличие от Берлина, было много.
Первый опытный образец трамвая с пантографом. В дальнейшем вторую рамку убрали, поскольку она оказалась лишней.
Первый серийный образец электрического трамвая для воздушной контактной сети, а слева - первый серийный троллейбус, который также выпускался в конце XIX века фирмой "Сименс".