Один из любимых сюжетов фильмов-катастроф — разгерметизация самолета на большой высоте.
Казалось бы, в этой ситуации начинается полный хаос, всех ждет неминуемая гибель, а воздушное судно — крушение.
Но в истории известен случай, когда самолет с полностью сорванной крышей удалось благополучно приземлить, несмотря на очень серьезные повреждения в воздухе.
Как пилотам удалось совершить это чудо?
Что послужило причиной повреждения?
Стандартный рейс
Днем 28 апреля 1988 года Боинг 737 компании «Алоха» совершал привычный рейс. Самолет носил красивое имя «Лилиуокалани» — так звали последнюю королеву Гаваев.
Три-четыре раза в день это судно обеспечивало воздушную связь между островами на Гаваях, перевозя пассажиров. «Лилиуокалани» как челнок ежедневно сновала из Гонолулу в Хило, Мауи, Кауаи и обратно.
Самолет не был новым. Ему было 19 лет. Но этот возраст для воздушного судна при регулярных техосмотрах и ремонтах не считается критичным. В среднем в гражданской авиации самолет эксплуатируется по 24-30 лет. По количеству «полетного времени» «Лилиуокалани» со стажем 35 с половиной тысяч часов в воздухе тоже была далека от нормативных 40-60 тысяч часов, заложенных разработчиками.
В этот день самолет уже совершил три коротких рейса и отправился обратно в Гонолулу. На борт он принял 89 пассажиров.
С утра, перед началом первого рейса экипаж осмотрел все судно один раз — большего от них инструкция не требовала.
Погода была отличной.
Самолет набрал высоту 7315 метров и полетел по знакомому маршруту.
Сорванная крыша
Примерно спустя 20 минут полета у самолета внезапно треснул корпус, и произошла взрывная разгерметизация.
Из-за колоссальной силы декомпрессии у «Лилиуокалани» сорвало значительную часть фюзеляжа в носовой части. Самолет лишился 5,6 метров своей крыши.
Пилоты сначала даже не поняли, что произошло. Они почувствовали тягу воздуха и услышали резкий звук. В первые секунды пилоты не осознали, масштаб повреждений, сосредоточившись на управлении самолетом, который сразу же начало болтать.
Но когда один из них оглянулся, оказалось что за его спиной уже нет двери в салон, а над всем бизнес-классом от кабины до крыла самолета вместо крыши виднелось ясное небо. Стюардессу, стоявшую непосредственно рядом с первоначальной трещиной, выбросило за борт. По салону и кабине летали множество обломков фюзеляжа.
Из-за разреженного воздуха экипажу срочно пришлось одеть маски.
Капитан принял управление от второго пилота. Он начал воздушное торможение, и принял решение садиться на ближайший аэродром на Мауи. Но связаться с диспетчером аэропорта никак не получалось. Пилоты поняли, что у них перебои со связью. Они опасались, что их сигнал бедствия никто не принял. Друг друга они тоже не слышали, что вынуждало их общаться жестами.
Капитан пытался стабилизировать самолет, который болтался из стороны в сторону. Второй пилот продолжала подавать сигнал бедствия по рации.
Снизившись на необходимую высоту, пилоты сделали попытку выпустить шасси. Индикатор не загорелся, поэтому они не понимали, что их ждет — приземление или встреча корпуса самолета с бетоном посадочной полосы.
В довершении бед у самолета отказал один из двигателей. Судно начало качаться, был шанс при такой болтанке промахнуться мимо полосы.
Тем не менее, экипаж смог посадить «Лилиуокалани» и спасти всех пассажиров. Как же им это удалось?
Опыт и дисциплина
Удачей для пассажиров того злополучного рейса было то, что самолетом управлял опытный экипаж. Командир Роберт Шорнстеймер отлетал уже 6700 часов именно на Боинге 737. Второй пилот Мэделин Томпкинс тоже имела приличный стаж. Судно они чувствовали отлично. Поэтому смогли довести его до аэродрома и посадить.
Одна из двух оставшихся в живых бортпроводниц была в сознании. Ее швырнуло на пол при разгерметизации, но она нашла в себе силы ползти по проходу, проверять и инструктировать пассажиров. По счастью, после взлета не погас сигнал «Пристегните ремни». Поэтому все пассажиры дисциплинировано оставались на своих местах.
Диспетчер сумел принять сигнал бедствия слишком поздно, да и не понял всей серьезности ситуации. Поэтому на месте посадки не было экстренных служб. Но сотрудники местной туристической компании, не растерявшись, бросились на выручку пассажирам. В своих микроавтобусах они повезли пострадавших в больницу. Два местных водителя начали оказывать экстренную помощь на месте.
Всех пассажиров удалось спасти.
Причина аварии
Проведенная экспертиза останков самолета позволила установить, что причиной повреждений фюзеляжа был не возраст судна, а то, что из-за очень коротких рейсов он совершал вдвое больше расчетного числа взлетов и посадок. К тому же, он постоянно эксплуатировался над океаном. Соленый теплый воздух оказал на корпус судна более существенное воздействие, чем это предполагалось разработчиками.