Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) прожила долгую жизнь. Она приняла участие в организации убийства Александра II , больше двадцати лет провела в тюрьме, не приняла Октябрьскую революцию, но ни разу у неё не возникла мысль, что большевики были логическим порождением борьбы народников с царским режимом.
Движимая фанатичной ненавистью к царизму
Вера Фигнер, дочь провинциального лесничего, получила очень хорошее по тем временам для женщины образование. Будучи воспитана в Казанском аналоге Смольного института благородных девиц, Фигнер затем обучалась на медицинском факультете Казанского университета. После запрещения женщинам учиться в университетах, вышедшего в 1870 году, Фигнер, заключив фиктивный брак, выехала за границу и продолжила обучение в Бернском университете.
Вера Фигнер в молодости
За границей Фигнер сблизилась с революционными кружками. Новые товарищи тоже не дали ей закончить обучение, а направили для революционной агитации в Россию. Здесь Фигнер развернулась широко, вошла в Исполнительный комитет «Народной Воли», подготовила покушение на Александра II , скрывалась от полиции. Арестовали её уже в 1882 году, после организованного ею убийства одесского прокурора Василия Стрельникова.
Суд, состоявшийся в 1884 году, приговорил Фигнер к смертной казни через повешение, заменённое, однако, бессрочным заключением. Двадцать лет Фигнер провела в камере Шлиссельбургской крепости. Только в 1904 году её выпустили оттуда, но не на свободу, а в ссылку. В 1906 году была объявлена амнистия многим заключённым, и Вера Фигнер выехала за границу.
Вера Фигнер, 1906 год
Фигнер вступила в партию эсеров – наследницу «Народной Воли», но, после разоблачения провокатора Азефа, которого вначале защищала, разочаровалась в этой партии и отошла от неё. За границей Фигнер собирала пожертвования в пользу российских политзаключённых, агитировала против царского режима, а в 1915 году, при попытке нелегально вернуться в Россию, была арестована. Впрочем, незадолго до Февральской революции её освободили.
Как сыр в масле
65-летняя Вера Фигнер воспринималась всеми как заслуженный ветеран революционного движения. Многие партии хотели видеть её в своих рядах, но старая террористка, сильно поправевшая во взглядах со временем, выбрала либеральную партию кадетов. Фигнер агитировала в поддержку Временного правительства и за «войну до победного конца», против большевиков, и не хотела признавать советскую власть.
Портрет Веры Фигнер
Но советской власти было как-то наплевать на мнение старой террористки. Большевики сделали из Веры Фигнер витрину показного уважения к ветеранам революции, и Фигнер восприняла жизнь на содержании у своих оппонентов как должное. В 1922 году большевики устроили торжественное чествование 70-летия Веры Фигнер в московском Музее Революции. В 1926 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Вере Фигнер была назначена пожизненная пенсия, официально – за участие в убийстве Александра II . В 1933 году эта пенсия была увеличена.
Фигнер принимала активное участие в создании и деятельность Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Это происходило в то время, когда новые правители России загоняли на каторгу и в ссылку тысячи своих политических противников, среди которых были и старые партийные товарищи Веры Фигнер – эсеры и кадеты, а также её родственники. Говорят, что Фигнер неоднократно направляла Сталину прошения о помиловании тех или других деятелей революции, но все эти прошения не удостаивались внимания.
Тем не менее, такая «фига в кармане», которую Вера Фигнер держала очень уж явно для новой власти, никак не отразилась на её положении. Умерла она в полном почёте и довольстве, хотя смерть её прошла незамеченной на фоне Великой Отечественной войны.