25 мая 2021

Охота на «Бисмарка»

Охота на «Бисмарка»


«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года

80 лет назад в скоротечном бою в Датском проливе немцы потопили британский линейный крейсер «Худ» – самый знаменитый и сильный в то время в королевском флоте. Погиб практически весь экипаж – из 1419 человек спались только трое. 

Его соперник – линейный корабль «Бисмарк» – вырвался на оперативный простор Атлантического океана. В погоню за «Бисмарком» устремились главные силы британского флота. Германский линкор был потоплен 27 мая 1941 года. Из 2200 человек команды «Бисмарка» погибли 1995. 

Атлантический театр


Британский королевский флот обладал подавляющим превосходством над кригсмарине (ВМС) Третьего рейха. Так, четырем линкорам германского флота – «Шарнхорсту», «Гнейзенау», «Бисмарку» и «Тирпицу», британцы могли противопоставить 15 линкоров и линейных крейсеров (и ещё пять строилось). Также Британия имела большое преимущество в числе авианосцев, крейсеров и эсминцев. 

Главную угрозу для британцев в Атлантике представляли подводные лодки рейха. Однако тевтоны решили повторить недавний опыт Первой мировой войны – крейсерские операции. Тогда германские рейдеры, высланные на океанские коммуникации, причинили немало вреда судоходству Британской империи и её союзников. В августе 1939 года тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал граф Шпее» вышел в море и в конце сентября начал крейсерские операции в Атлантике. Крейсер погиб после боя с английской эскадрой в декабре 1939 года. Но перед этим немцы успели захватить и потопить 9 судов общим водоизмещением 50 тыс. тонн. Другие рейдеры записали на свой счёт более 100 судов общим водоизмещением свыше 600 тыс. тонн. 

Так, с января по март 1941 года немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса (операция «Берлин»). Они успешно прорвали английскую операционную зону, без потерь вернулись в Брест, уничтожили 22 судна с общим водоизмещением более 115 тыс. тонн. 


Групповая фотография команды британского линейного крейсера «Худ». Фотография сделана на базе британского флота на Мальте.


Вид на линейный крейсер «Худ» с борта линкора «Принс оф Уэльс» незадолго до боя с немецким линкором «Бисмарк». Это последняя известная фотография «Худа». 24 мая 1941 г.

«Учения на Рейне»


Германское командование положительно оценило опыт действий линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров на море и много ожидало от этого способа войны. Поэтому весной 1941 года тевтоны решили устроить новый большой набег на британские конвои, следовавшие через Атлантику из США в Англию. Линкор «Бисмарк» должен был связать боем охраняющие транспорты британские крупные корабли, а тяжёлый крейсер «Принц Ойген» – уничтожить торговые суда. Предполагалось, что позднее к ним могут присоединиться линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», остававшиеся во французском Бресте. В случае необходимости крупные надводные корабли поддержат субмарины. Для этого на «Бисмарк» направили офицера-подводника.

Операция была тщательно засекречена. Немцы провели дополнительную авиаразведку британских военно-морских баз и северной Атлантики, устроили несколько ложных радиоточек, чья активная работа должна была отвлечь противника. Операцию возглавил адмирал Лютьенс, который уже отметился при рейде линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Теперь он командовал «Бисмарком» – в то время самым сильным кораблем своего класса в мире, а по величие уступавший только британскому линейному крейсеру «Худ». 


18 мая 1941 года германские корабли вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. 20 мая немцев заметил шведский крейсер «Готланд». Швеция соблюдала нейтралитет, но уже 21 мая британцы знали о движении вражеских кораблей. 

Немцы прибыли в Корс-фьорд, около норвежского Бергена. «Ойген» дозаправили. В этот же день отряд Лютьенса вышел в Атлантику. 22 мая над Корс-фьордом пролетел английский самолет-разведчик. Получив доклад авиаразведки, в английском Адмиралтействе поняли, что враг уже в океане. Командующий флотом адмирал Тови приказал крейсерам под началом контр-адмирала Уэйк-Уолкера («Саффолк» и «Норфолк») усилить наблюдение. Британские корабли уже патрулировали в Датском проливе – между Гренландией и Исландией. К югу от Исландии направили лёгкие крейсера. 

Из главной базы британского флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах) вышел отряд вице-адмирала Ланселота Холланда. Он держал флаг на линейном крейсере «Худ», за которым шли новый линкор «Принс оф Уэльс» и шесть эсминцев. Отряд получил задачу блокировать выход из Датского пролива с юга. Основные силы британцев – линейный корабль «Кинг Джордж V», авианосец «Викториес», 4 крейсера и 7 эсминцев, двинулись к юго-западному побережью. Позже к ним присоединился ещё один линкор. В общем, охота на «Бисмарк» началась. Немецкая радиоразведка перехватила приказ английского адмиралтейства начать поиски двух линкоров, идущих из Бергена в северную часть Атлантического океана. 


Немецкий тяжелый крейсер «Принц Ойген». Киль. Германия. 1941 г.


Вид с тяжелого крейсера «Принц Ойген» на линкор «Бисмарк». На переднем плане – сигнальщик крейсера. Май 1941 г.


Линкор «Бисмарк» на стоянке в Корс-Фьорде после перехода из Балтийского моря в ходе операции «Рейнские учения». Фотография сделана с борта тяжелого крейсера «Принц Ойген». 21 мая 1941 г.

Гибель «Худа»


23 мая 1941 года в 19 час. 22 мин. британский тяжелый крейсер «Саффолк» заметил в 7 милях противника. Англичане благоразумно ушли в полосу тумана и стали следить за немцами по радиолокатору. Адмиралы Тови и Холланд получили данные о курсе, скорости и месте. Потом с немцами сблизился «Норфолк», но был отогнан огнем «Бисмарка». Британское командование получило свежую информацию. Теперь британские крейсера шли справа и слева за противником на почтительном расстоянии. Тем временем отряд Холланда шёл на запад полным ходом. 

Немцы знали, что англичане «сидят на хвосте». Вечером командиру «Ойгена» Бринкману доложили о перехваченных радиограммах «Саффолка». Оторваться не удавалось. Немцы догадывались, что у врага есть приборы, которым ни туман, ни дым не помеха. Однако Лютьенс не прервал операцию и не вернулся назад. Очевидно, немецкий адмирал стремился выполнить приказ любой ценой. 

В полночь 24 мая британцы потеряли радиолокационный контакт с противником. Узнав об этом, Холланд решил, что немцы оторвались от отряда крейсеров и пошли назад. Это было логично. Британский адмирал повернул за ними – на север. Холланд составил план боя: «Худ» и «Принц оф Уэльс» сосредоточат огонь на «Бисмарке», а крейсера – на «Принце Ойгене», но не известил об этом контр-адмирала Уэйк-Уолкера. В 2 часа 47 мин. «Саффолк» снова обнаружил противника. Немцы по-прежнему шли на юго-запад. «Холланд» вновь развернулся, развил почти предельный ход – 28 узлов, и потерял свои эсминцы. Они остались севернее и в бою, как и крейсеры Уэйк-Уолкера, не участвовали. 

24 мая в 5 час. 35 мин. британцы обнаружили «Бисмарк». Холланд решил атаковать, не ждать подхода линкоров Тови. В 5 час. 52 мин. «Худ» открыл огонь из носовых башен с дистанции примерно 12 миль, продолжая сближаться с противником. Эта дистанция считалась опасной для «Худа»: неприятельские снаряды, падая по крутой траектории, могли поразить сравнительно слабо защищённые палубы старого крейсера. А под ними – погреба боезапаса. Оба немецких корабля согласованно обстреливали «Худа». Первый залп британского линейного крейсера лёг далеко от «Принца Ойгена». «Принц Уэльский» лишь пятым или шестым залпом попал в «Бисмарка». Зато после второго залпа германских кораблей на «Худе» начался сильный пожар погребов боеприпасов. Около 6 часов, когда противников разделяло 7–8 миль, Холланд повернул влево, чтобы ввести в дело кормовые башни. Тут «Бисмарк» угодил 380-мм снарядами главного калибра в палубу «Худа» между второй трубой и грот-мачтой. Практически немедленно произошёл мощный взрыв, «Худ» был разорван пополам и быстро затонул. Из 1419 моряков спасли только троих. Погиб и адмирал Холланд. 


Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому крейсеру «Худ» в Датском проливе

«Бисмарк» перенёс огонь на «Принс оф Уэльс». Вскоре в британский линкор попало три 380-мм снаряда и четыре 203-мм с германского крейсера. Серьёзных повреждений линкор не получил, однако из-за технической неисправности вышла из строя носовая башня главного калибра (356 мм), затем и кормовая. В результате у «Принс оф Уэльс» осталась одна башня главного калибра. Чтобы не разделить участь флагмана, в 6 час. 13 мин. командир Лич приказал поставить дымовую завесу и вышел из боя. В германский линкор попало три снаряда с «Принс оф Уэльс». Серьёзного урона не было. Однако один снаряд попал в носовую часть, под бронепоясом, возник дифферент, и полный ход снизился до 26 узлов. Второй снаряд пробил топливную цистерну. Не опасно, но возникла потеря топлива. Также отчётливый нефтяной след позволил британцам обнаружить вражеский линкор. 

После потопления «Худа» у Лютьенса был выбор: либо вернуться в Норвегию (1150–1400 миль), либо направиться во французские порты Брест или Сент-Назер (1700 миль). Но путь в занятые немцами норвежские порты проходил слишком близко от британских баз. Кроме того, поблизости был английский линкор «Принс оф Уэльс». О том, что он получил серьёзные повреждения и выбыл из игры, немцы не знали. Также во Франции можно было рассчитывать на поддержку ещё двух германских линкоров. Они могли выйти навстречу и помочь прорваться на французский порт. Немецкий адмирал Лютьенс связался со штабом, доложил ситуацию и получил разрешение отпустить крейсер в самостоятельное рейдерство, а самому идти к французскому побережью. 


«Бисмарк» в сражении в Датском проливе


Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому линкору «Принс оф Уэльс»

Погоня и обнаружение «Бисмарка»


Получив известие о гибели «Худа», британское морское командование направило на помощь линкор «Родней», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд». Ещё один линкор и 4 эсминца сняли с конвоя, третий отправили из Галифакса. «Бисмарк» в 18 час. неожиданно повернул на крейсеры Уэйк-Уолкера, которые следовали за противником, и заставил их отступить. Этот маневр помог крейсеру Бринкмана затеряться в океане. Да его особо и не искали, главной целью был «Бисмарк». Через 10 дней «Принц Ойген» пришёл в «Брест».

Около 23 час. 9 английских торпедоносцев с авианосца «Викториес» вышли к линкору и добились одного попадания по правому борту. Торпеда взорвалась у мощного бронепояса и не причинила большого вреда. Примерно в 3 час. 25 мая британские крейсера потеряли противника. Они начали поиск на западе и юго-западе от места последнего радиоконтакта. Гналось за врагом и соединение Тови. Его корабли пошли на северо-восток, к Исландии. «Бисмарк» спокойно прошёл в 100 милях за ним и пошёл на юго-восток. Британцы перехватили радиограммы с «Бисмарка». Тови получил из адмиралтейства эти данные, но не точные координаты, а пеленги, рассчитывая, что на его кораблях есть радиопеленгаторы. Но их-то и не было!

В этот же день произошла ещё одна ошибка, которая неожиданно привела англичан к успеху. В 13 час. 20 мин. британцы запеленговали радиограмму, посланную с Атлантики. Её передавала германская подлодка, обнаружившая британский авианосец. Текст прочитать не удалось, но решили, что передача велась с «Бисмарка», идущего к западному побережью Франции. Затем британцы засекли активный радиообмен немецкой группы «Запад», что утвердило англичан в предыдущем выводе. Всем эскадрам приказали идти на юго-восток. Немецкий линкор в это время оторвался от противника на 160 миль.

В 10 час. 20 мин. 26 мая германский линкор обнаружили в 690 милях от Франции с британской летающей лодки «Каталина». Британцы поняли, что догнать вражеский линкор сложно. Нужно было любыми способами приостановить его. Это могла сделать морская авиация. Соединение «H» под началом адмирала Соммервилла шло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец «Арк Ройял». В 14 час. 50 мин. с авианосца к месту обнаружения противника вылетели торпедоносцы «Суордфиш». К этому времени в районе обнаружения «Бисмарка» находился британский лёгкий крейсер «Шеффилд». Английские самолеты атаковали свой корабль, к счастью для них, ни одна из 11 торпед не попала в цель. 

К 17 час. 40 мин. «Шеффилд» обнаружил немецкий линкор и начал наводить на него авиацию. В 20 час. 47 мин. 15 самолетов, несмотря на темноту, начали новую атаку «Бисмарка». Две торпеды угодили в линейный корабль. Одна попала в бронепояс, зато другая взорвалась в корме и повредила рули. «Бисмарк» утратил возможность маневра и управляемость. Интересно, что перед выходом в море Лютьенс предсказал такой исход: 

«Единственно, чего я опасаюсь, так это как бы один из английских торпедоносцев не сбил своим «угрем» (жаргонное у немецких моряков название торпеды. – Автор.) рулевое управление линкора».


Торпедоносцы на палубе авианосца «Викториес» перед налетом на немецкий линкор «Бисмарк»


Вид с британского торпедоносца на немецкий линкор «Бисмарк» перед началом торпедной атаки. 26 мая 1941 г.


Торпедоносец «Суордфиш» пролетает над авианосцем «Арк Ройял»

Последний бой «Бисмарка»


В это время британское командование уже подумывало прекратить операцию по преследованию «Бисмарка». 

Крупные корабли начинают испытывать нехватку топлива, из-за лихого марша на север. Район боя приблизился к сфере действия люфтваффе. Но удачное попадание торпеды всё изменило. Поздним вечером 26 мая немецкий линкор обстрелял «Шеффилд», ранив несколько человек. Ночью 27 мая вступил в бой с британскими эсминцами (среди них был польский «Перун»). «Бисмарк» остановился в 400 милях от Франции. 

В 8 час. 47 мин. 27 мая подошли британские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V». Они открыли огонь с 12 миль. «Родней» дал ещё и торпедный залп. «Бисмарк» стал отвечать. Но он не мог нанести большой урон врагу: линкор не мог маневрировать, уклоняться, был идеальной мишенью, а крен негативно влиял на точность стрельбы. Также одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост. 
В это время в районе сражения проходила немецкая подлодка У-556. Британские большие корабли (линкор и авианосец) шли без эскорта и не меняли курс. Цель была отличная. Но субмарина возвращалась из похода и уже использовала боезапас. 

В бой вступили британские тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир». В 10 часов, израсходовав снаряды, прекратил огонь главный калибр «Бисмарка», затем смолк средний. Большинство высших командиров, очевидно, погибли. На британских кораблях кончались снаряды и топливо. Адмирал Тови приказал крейсеру «Дорсетшир» добить врага. Англичане спокойно подошли к погибающему, но не сдающемуся линкору. 

«Он горел от кормового мостика, – вспоминал участник сражения. – Орудия башни А, что перед мостиком, были запрокинуты назад, подобно оленьим рогам, виднелись сильные повреждения на полубаке. Хорошо помню, что обшивка левого борта раскалилась докрасна и, когда её захлёстывали волны, поднимались клубы пара».

Британцы спокойно, как на учениях, всадили торпеды в правый борт, обошли линкор и всадили ещё одну в левый. В это время немецкие моряки, погибая, но не сдаваясь, открывали кингстоны и закладывали в турбины взрывчатку. 

«Бисмарк» в этом бою показал высочайшую живучесть. И есть вероятность, что гибель корабля была вызвана действиями самих немцев. В 10 час. 36 мин. полыхающий «Бисмарк» накренился, перевернулся и затонул. Британцы спасли 110 человек, ещё троих – через некоторое время немецкие субмарины. На линкоре было 2200 человек (по другим данным – 2403). Адмирал Лютьенс и командир корабля капитан Линдеманн погибли вместе с линкором. 

Немцы провели расследование гибели «Бисмарка» и пришли к выводу, что дело в нарушении режима секретности. Германское морское командование отказывается от рейдов крупных надводных кораблей и делает ставку на действия подводного флота. 

Британцы же после почти мгновенной гибели «Худа» и последующего упорного сопротивления «Бисмарка» переоценили свои взгляды на боевые возможности германских кораблей. Они стали держать во флоте метрополии достаточное число линкоров и авианосцев, чтобы парировать новый рейд врага. Это ухудшило возможности британского флота на других морских театрах. Также эта операция показала возрастающую роль морской авиации, авианосцев в морских битвах. 


Выжившие немецкие моряки с линкора «Бисмарк» поднимаются на борт британского крейсера «Дорсетшир». Из 2200 человек его экипажа гибнущий линкор покинуло порядка 800 моряков. Через час после того, как линкор затонул, крейсер «Дорсетшир» подобрал 86 моряков, эсминец «Маори» – еще 25. Но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой субмарины, покинули место битвы, бросив остатки команды в воде. Подошедшая подводная лодка У-74 спасла трех моряков, а на следующий день ещё двоих моряков с «Бисмарка» подобрало германское гидрометереологическое судно «Саксенвальд».
Автор: