26 мая 2021

Три этажа



R-100 был лучшим британским дирижаблем. Он был предназначен для перевозки 100 пассажиров при численности экипажа в 37 человек. R-100 был способен перевезти 33,5 тонны груза без посадки на расстояние в 6500 километров с максимальной скоростью в 131 км/ч. Он стал первым в мире дирижаблем, у которого пассажиры размещались не во внешней гондоле, а внутри корпуса в громадном трехэтажном отсеке.




На нижней палубе располагались каюты для экипажа. На второй палубе были кухня, столовая, которая одновременно служила пассажирским салоном, 18 четырехместных пассажирских кают и галереи с обеих сторон, откуда пассажиры могли наслаждаться видами через встроенные в обшивку окна. На третьей палубе было еще 14 двухместных кают.

Такого уровня сервиса авиация не знала никогда.



Изначально проект был военным. В 1924 году была предложена концепция воздушного судна, способного нести 200 солдат или 5 аэропланов-истребителей. Чтобы опробовать идею на практике было решено начать с гражданской авиации.

Британское правительство планировало построить шесть огромных дирижаблей и сеть причальных станций от Монреаля до Сиднея и от Лондона до Кейптауна. Первые два дирижабля — R100 и R101 были построены по принципиально разным схемам. R100 строила частная компания Vickers (на деньги правительства), R101 — Министерство авиации Великобритании.

«Частный» R100 с успехом преодолел Атлантику. «Военному» R101 надо было не ударить в грязь лицом и выступить не хуже. Решено было первым рейсом лететь в Индию. 

Однако спустя 30 минут после взлёта отказал пятый двигатель. Через час воздушное судно в условиях резко ухудшившейся погоды пересекло центр Лондона. Оболочка летательного аппарата промокла насквозь и его вес увеличился на 3 тонны.

Над Францией R101 был встречен порывистым ветром, который сорвал внешнюю обшивку и повредил первый газовый баллон. Близ Бове, к северу от Парижа, дирижабль на скорости всего 20 км/ч врезался в склон холма. Из-за удара вытекавший водород воспламенился, и огонь быстро охватил всё судно. 46 из 54 находившихся на борту погибли. Ещё два человека позже скончались в больнице, увеличив число жертв до 48.

Неудача проекта R101 ознаменовала прекращение попыток Великобритании по созданию воздушных аппаратов легче воздуха. Несмотря на то, что R100 был более успешен и успел совершить трансатлантический перелёт, сразу после крушения R101 он был поставлен на консервацию и в 1931 г. сдан на слом.

p.s.
Подрядчики по сборке лома работали на месте крушения R101 на протяжении всего 1931 года. А 4,5 тонны собранного дюралюминия приобрела компания Цеппелин.