21 мая 2021

Как советская подводная лодка Б-307 оказалась посреди поволжских степей

Откуда в центральной части России могла взяться старая подводная лодка, если моря вокруг и днем с огнем не сыскать? Дело в том, что появилась она под Тольятти в результате уникальной операции, которая имела место быть ровно 16 лет назад. Давайте же узнаем, как это было и почему лодка Б-307 оказалась посреди поволжских степей.

 

 

Субмарина Б-307 – это советская дизельная подводная лодка, которая была построена на верфи «Красное Сормово» в 1980 году в рамках проекта 641Б «Сом». Осенью того же года ее спустили на воду, после чего, в первый месяц зимы, она заступила на боевое дежурство. Подлодка должна была прослужить не менее 22 лет. Однако в начале «лихих 1990-х» она встала на ремонт. Как вы понимаете, в стране, которую от скатывания в голод удерживали только «окорочках Буша» и прочая гуманитарная помощь «загнивающего Запада» было уже не до ремонта подводных лодок. В итоге на лодке спустили флаг и отправили на кладбище кораблей, доживать свой век в ожидании утилизации.

 

 

В 2003 году Б-307 была продана Техническому музею имени Сахарова в Тольятти за 768 тысяч рублей. Уже 1 ноября вышла на буксирах из Кронштадта и двинулась через шлюзы по Ладожскому, Онежскому и Белому озеру. Переход составит 2 200 км. В Санкт-Петербурге во время транспортировки Б-307 прошла 8 разводных мостов. Кроме того, лодка преодолела 22 шлюза, причем 8 из них имели ширину всего 17.7 метров. Часть пути 307-ой пришлось проделать по суше.

 

 

Для этого был изготовлен специальный настил «лыжа» длиной 91 метр, который полностью повторял контуры подводной лодки. Благодаря ему стала возможно сухопутная транспортировка на расстояние в еще 4.5 км. На сушу субмарину вытащили осенью 2004 года, а передвижение подлодки начали зимой 2005. Тянуть судно пришлось девяти военным тягачом БАТ, который специально для данной задачи пригнали с Тоцкого полигона.

 

 

В ходе сухопутного этапа транспортировки подводная лодка Б-307 преодолела автомобильную магистраль Тольятти-Приморский и канал сточных вод местных химических заводов.

В итоге 22 апреля 2005 года субмарина добралась до места назначения, где потребовалось еще 15 часов для ее установки и фиксации. После этого 307-ая стала одним из экспонатов здешнего технического музея.