15 мая 2021

«Моделист Макетра»


«Моделист Макетра»
«Солнечная ладья» фараона Хеопса. Модель из музея «Солнечной ладьи» возле его пирамиды

«Слава тебе, Осирис, Бог Вечности, царь богов, чьим именам числа нет, чьи воплощенья святы. Ты – сокровенный образ в храмах; душа-двойник будет всегда священной для приходящих смертных.»
(Древнеегипетская Книга Мёртвых – Гимн Осирису)

История древних цивилизаций. Интерес к Древнему Египту, вызванный статьями о Эхнатоне и Рамсесе среди читателей материалов на ВО отнюдь не погас, о чём свидетельствуют их письма. Причём многих интересуют даже такие «мелочи», как древнеегипетские суда. В частности, были вопросы и по так называемой «Солнечной ладье фараона», но тут к тому, о чём ВО писал раньше, добавить просто нечего. А всем, кого заинтересовала эта тема, могу посоветовать материал С. Денисовой «Кедровая ладья Хеопса: путешествие длиной в 5 000 лет».

Тем не менее о судостроении древних египтян известно совсем немало. И дело не только в двух найденных «Солнечных ладьях», и рисунках на папирусах и на стенах храмов и гробниц. Нам просто очень повезло, что в силу каких-то труднообъяснимых сегодня обстоятельств в одной из египетских гробниц был обнаружен целый «флот» из моделей, причём даже с фигурками людей. Сделаны эти модели были очень тщательно, со знанием дела, так что их изучение многое дало египтологам именно в отношении древних судов Египта. Ну а о том, как эти модели попали в руки учёных и что они собой представляют, мы вам сегодня и расскажем…


Модель ладьи Имхотепа, ок. 1919–1878 до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А было так, что ещё в 1895 году французские археологи исследовали фиванскую гробницу № 280, принадлежавшую сановнику Среднего царства Макетра (или Макетре), но ничего интересного не нашли, поскольку все доступные комнаты в этой гробнице были разграблены ещё во времена античности. Но в начале 1920 года археолог Метрополитен-музея Герберт Винлок решил получить точный план этой гробницы для своей карты некрополя XI династии в Фивах, и поэтому приказал своим рабочим вычистить скопившийся мусор. 


Коровник из гробницы Мекетра. Ок. 1981–1975 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Именно во время этой операции по очистке была обнаружена небольшая скрытая камера, заполненная множеством почти идеально сохранившихся макетов и моделей, которые так же, как и ушебти – фигурки «я здесь», должны были облегчить жизнь хозяина на том свете. Половина из них попала в Египетский музей в Каире, а другая половина при дележе находок – в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. 


Эта модель речного судна была найдена вместе с двадцатью тремя другими моделями лодок, судов и мастерских в потайной камере сбоку от прохода, ведущего в высеченную в скале гробницу главного распорядителя Мекетра, который начал свою карьеру при фараоне Ментухотепе II из XI династии и продолжал служить сменяющим друг друга царям в первые годы XII династии. Сценка, представленная на модели, показывает нам самого Мекетра, который сидит в тени небольшой каюты, которая на настоящей лодке была бы сделана из лёгкого деревянного каркаса с льняными или кожаными занавесками. Деревянные щиты, покрытые бычьими шкурами, расписаны с каждой стороны крыши кабины. Певец, прижав руку к губам, и слепой арфист развлекают Мекетра в его путешествии. Перед ним стоит мужчина, вероятно, капитан корабля, скрестив руки на груди. Пока двенадцать гребцов приводят лодку в движение, наблюдатель на носу держит лот для определения глубины реки. На корме рулевой управляет рулём. Высокий белый столб на палубе корабля должен поддерживать мачту и парус (не найденные в гробнице), которые могли быть сняты, когда лодка плыла вниз по течению – как здесь – против преобладающего северного ветра. Идя на юг (вверх по течению), при попутном ветре лодка могла бы иметь и парус, и мачту. Такую лодку Мекетра вполне мог бы использовать при жизни. Однако некоторые детали композиции позволяют предположить, что в этом путешествии Мекетра отправляется в загробную жизнь. Например, цветок, который он держит – это голубой лотос, цветок, который египтяне ассоциировали с возрождением. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В общем, в этих моделях была представлена вся жизнь Мекетра, занимавшего высокое положение царского распорядителя. Вы только представьте себе: целая комната в задней части гробницы была заполнена искусно сделанными моделями из отшлифованного и раскрашенного дерева. Среди них были дома, мастерские, скотобойня, пекарня и пивоварня (ну как же прожить на том свете без хлеба, пива и мяса?), и модели различных судов. 


Макет скотобойни из гробницы Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А вот это не что иное, как хлебопекарня. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Среди моделей судов некоторые очень интересны. Например, модель судна, на котором перевозится мумия некоего Джехути. Его мумифицированное тело лежит на носилках под балдахином, и за ним ухаживают две женщины, которые играют роли богинь Исиды и Нефтиды, сестёр бога Осириса. Джехути стал благословенным духом и в некотором смысле самим Осирисом: потому что на коротком тексте на свитке папируса, который держит жрец, он обращается к мумии как к божеству: «О, Осирис».


Модель парусной лодки с мумией, ок. 1900–1885 до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Группа матросов, стоящих у мачты, поднимает парус (не сохранился), а четыре человека сидят, присев перед мачтой. Их поза сродни так называемым «блочным скульптурам» или «кубическим скульптурам», хорошо известным из искусства Среднего царства. Утверждалось, что эта поза указывает на то, что человек, представленный таким образом, участвует в ритуалах. Рулевой и ещё один человек рядом с носилками сидят в аналогичной позе, хотя у каждого из них есть свободная для движения рука.


Лодка, плывущая вниз по течению. Парус свёрнут, вёсла привязаны к корпусу… Гробница Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Среди удовольствий жизни знатного египтянина были охотничьи экскурсии в болота Нила для рыбалки и охоты на птиц. Для таких поездок использовались папирусные плоты или лёгкие лодки, подобные этой. Есть модель лодки, на которой Мекетра и его сын или товарищ наблюдают за охотниками из лёгкого укрытия, сделанного из плетёного тростника и украшенного двумя большими щитами. На носу двое мужчин с гарпунами явно охотятся за крупной рыбой, в то время как на палубе стоящий на коленях рыбак извлекает из рыбы гарпун. Женщина подносит Мекетра улов. Присутствие женщин из знатной семьи в таких вот сценах на болотах – весьма повторяющаяся тема в египетском искусстве. 


Мекетра на лодке во время рыбной ловли. Размеры модели: лодка с рулём и вёслами: длина 121,7 см; высота 34,3 см; ширина 30,6 см. Корпус: длина 112,5 см; ширина 23,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Важное место в жизни египтян занимали различные религиозные церемонии. А уж о «том свете» они знали так много, что… «жили сейчас» исключительно лишь ради того, чтобы «жить потом». Для обеспечения упокоения следовало обязательно «съездить в Абидос». Это был у египтян такой очень важный религиозный центр. Причём съездить не живому, а мёртвому. И когда туда нельзя было отвести мумию, везли статую усопшего. Там над ней совершались обряды, после чего её везли обратно и ставили в заупокойный храм.


«Зелёная ладья», ок. 1981–1975 гг. до н. э. Зелёный цвет корпуса этой лодки, её вертикальный нос, загнутая назад корма и двойные рулевые вёсла имитируют элементы судов из стеблей папируса. Изображены даже ремни кожаной обтяжки, покрывающей нос и корму таких лодок. Лодки этого типа появляются в изображениях «путешествия в Абидос», которое было частью египетского погребального ритуала со времён Среднего царства. Ритуальный характер этой прогулки на лодке ясно обозначен тем фактом, что не живой Мекетра, а его статуя сидит под балдахином в сопровождении спутника (возможно, его сына), в то время как жрецы совершают ей подношения. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


На этом фото лодки тоже зелёные, и то, как они раскрашены, показывает, что они связаны из пучков папируса. Вот так египтяне ловили рыбу… Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Лодка из гробницы Мекетра. Ок. 1981–1975 до н. э. Лодка плывёт в северном направлении, вниз по течению, против преобладающего северного ветра. Длина 117 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Египте можно было легко определить, в каком направлении плывёт то или иное судно. Если в северном направлении, то мачта обычно была сложена и опиралась на вилочную опорную балку, будучи всегда готовой к установке для обратного пути. Парус лежит на палубе в сложенном виде. Небольшая каюта, расположенная на миделе, оставляет место для восемнадцати гребцов. Скорость явно важна в этом путешествии. Сидя на стуле на носу, Мекетра подносит к носу закрытый цветок лотоса. Перед ним стоит мужчина (возможно, капитан лодки), благоговейно скрестив руки на груди. Внутри хижины слуга охраняет сундук Мекетра. Находится ли главный управляющий в инспекционной поездке для фараона, и есть ли в этом сундуке счета? Даже если это событие из реальной жизни, модель всё равно имеет культовое предназначение, потому что цветок лотоса, который раскрывается каждое утро с восходом солнца, является символом возрождения.


Персонажи модели крупным планом…

А теперь немного для тех, кто, прельстившись моделями древнеегипетских ладей, решит сделать и себе что-то подобное. В Интернете есть чертежи и проекции моделей различных египетских судов, так что найти их не проблема. Проблема сделать, причём желательно в технике, максимально приближенной к технике древних египтян, потому что она была очень интересной. А о том, как они строили свои суда, мы знаем достаточно. Во-первых, на основе рельефов на стенах храмов, а во-вторых, на основе изучения конструкции «солнечных ладей».


Постройка древнеегипетского судна на стене в гробнице Ти – надзирателя пирамид фараонов Ниусерра и Нефериркара в Саккара

У египетских судов, ведущих своё происхождение от вязаных папирусных лодок, не было ни киля, ни шпангоутов. Они вырезали доски нужной кривизны, а потом соединяли их весьма хитроумным способом: проделывали в досках отверстия и вставляли в них деревянные шипы, на концах надпиленные и со вставленными в пропилы клинышками. Когда доска своими отверстиями надевалась на шипы другой, эти клинышки расклинивали шипы, и соединение получалось исключительно прочным. Кроме того, корпус стягивали канатами вдоль и поперёк. Судно получалось лёгким, прочным и грузоподъёмным.


Реконструкция изображения из гробницы в Саккара


Профиль корпуса типичного древнеегипетского речного судна и его дощатая обшивка

Повторить технологию древних египтян в какой-то степени можно следующим образом. Основа корпуса склеивается из картонных шпангоутов и диаметрального профиля. Можно сделать два профиля, чтобы заготовка корпуса состояла у нас из двух половинок.


Технология изготовления корпуса египетского судна: 1 – палуба, 2 – диаметральный профиль (их может быть два), 3 – шпангоуты, 4 – пластилин, 5 – готовый корпус из пластилина, 6 – доски обшивки из палочек-мешалочек

Затем берутся палочки-мешалочки для кофе. Нарезаются на «доски» подходящей длины, которые затем крепятся на пластилиновые заготовки как можно плотнее друг к другу. Получается первый слой обшивки. Затем на него наклеивается клеем ПВА второй слой, причём так, чтобы линии соединения досок не совпадали. Корпус должен хорошенько просохнуть, после чего половинки снимаются с пластилиновой основы и зачищаются наждачной бумагой изнутри и снаружи. Палуба настилается на бимсы. Доски палубного настила также делаются из палочек-мешалочек. Остальные детали модели длиной 30 см – спички, рейки, лопаточки из фанеры для мороженого. Модель раскрашивается акриловыми красками, ну а фигурки людей вполне можно попробовать слепить из пластики!
Автор: