В советской исторической литературе чаще всего самой результативной подводной лодкой советского флота называли североморскую (перешедшую зимой 1942-1943 гг на Север с Тихого океана) среднюю подлодку С-56, которой на протяжении всей войны командовал Г.И. Щедрин. При этом в разных книгах фигурировали разные цифры потопленных кораблей и судов – от 12 до 14, однако уничтоженный тоннаж нигде не указывался. Фактически советские историки приписывали успех каждой торпедной атаке подлодки (за время участия в войне С-56 провела 12 торпедных атак, в двух из которых моряки слышали двойные взрывы). Но в реальности такая «снайперская» стрельба на море просто невозможна. Современные же исследования с использованием немецких документов подтвердили уничтожение лодкой С-56 только четырех целей: двух транспортных судов общим водоизмещением 6.174 брт, и двух боевых кораблей (тральщика и сторожевика). Это очень высокий результат для советской подводной лодки времен Великой Отечественной войны. Но, тем не менее, не рекордный…
Герой Советского Союза Г.И. Щедрин и его подводная лодка С-56
(установлена во Владивостоке как корабль-памятник)
Сегодня в связи с открытием многих архивов и возможностью обратиться к зарубежным исследованиям в данной области можно проследить судьбу практически всех кораблей и судов, попадавших в прицелы советских подводников. Благодаря этому за последние десятилетия достаточно точно определены реальные боевые счета всех советских подводных лодок и их экипажей. И эти последние исследования существенно изменили вид рейтинга самых результативных подводных лодок периода Великой отечественной войны…
СПИСОК ЛУЧШИХ (ПО СОВЕТСКИМ ЗАЯВКАМ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
(удостоенных званий «Гвардейская» и «Краснознаменная»)
(удостоенных званий «Гвардейская» и «Краснознаменная»)
ПРИМЕЧАНИЕ. Заявки на победы указаны так: оружием + минами; цифра в скобках – количество поврежденных целей. В графе «Реально побед» указано количество целей, действительно уничтоженных - оружием в непосредственном соприкосновении. Победы минами относятся только к минным заградителям; они вынесены в отдельную графу, так как при реальности потопления цели нельзя утверждать, что мина была именно с подлодки. Потопленный грузовой тоннаж дан в таблице не по заявкам – заявленный очень далек от истины, а чаще вообще не указывается. В таблице уничтоженный тоннаж – реальный, установленный по документам противника. Отсутствие цифры тоннажа говорит о том, что или цели не были потоплены, или потопленные – боевые корабли.
РЕАЛЬНЫЕ ПОДЛОДКИ-РЕКОРДСМЕНЫ ВМФ СССР
(по результатам сверки советских заявок на победы с документами противника о потерях)
С-13 (БФ)
1-е место по потопленному тоннажу
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с Щ-215)
Уничтожено 44.186 брт, потоплено 5 целей
(по результатам сверки советских заявок на победы с документами противника о потерях)
С-13 (БФ)
1-е место по потопленному тоннажу
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с Щ-215)
Уничтожено 44.186 брт, потоплено 5 целей
Средняя подводная лодка типа С серии IX-бис. Вступила в строй Балтийского флота 14.08.1941. Совершила 4 боевых похода: в 1942, в 1944 и 2 - в 1945. Провела 12 торпедных атак. Торпедами потоплены 4 судна (43.896 брт) и еще 1 повреждено. Артиллерией потоплено 1 судно (290 брт) и еще 1 повреждено (но командир доложил о нем, как о потопленном). Общий счет С-13 составил 5 потопленных целей тоннажем 44.186 брт (1-е место среди советских подлодок по уничтоженному грузовому тоннажу). Особо тяжелым ударом для Германии стало потопление торпедами с С-13 в январе 1945 г двух крупных транспортов «Вильгельм Густлоф» и «Генерал фон Штойбен». На «Густлофе» при этом погибло от 5.000 до 9.000 человек, а на «Штойбене» - более 3.500. Оба эти потопления вошли в число крупнейших морских катастроф в истории.
Таким образом, по нанесенному врагу ущербу (как по уничтоженному тоннажу, так и по людским жертвам) именно С-13 стала самой результативной субмариной советского ВМФ. Подлодка удостоена звания «КРАСНОЗНАМЕННАЯ».
КОМАНДИРЫ С-13: капитан-лейтенант П.П. Маланченко (1941-1943) и капитан 3-го ранга А.И. Маринеско (1943-1945).
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ И ПОВРЕЖДЕННЫЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ С-13:
11.09.1942 транспорт «Гера» (1.379 брт)
11.09.1942 транспорт «Юсси Х» (2.325 брт)
17.09.1942 транспорт «Анна В» (290 брт)
30.01.1945 транспорт «Вильгельм Густлоф» (25.484 брт)
10.02.1945 транспорт «Генерал фон Штойбен» (14.660 брт)
Поврежден траулер «Зигфрид» (563 брт)
Щ-407 (БФ)
2-е место по потопленному тоннажу
Уничтожено 13.308 брт, потоплено 2 цели
2-е место по потопленному тоннажу
Уничтожено 13.308 брт, потоплено 2 цели
Средняя подводная лодка типа Щ серии X-бис. Вступила в строй Балтийского флота 10.09.1941. Совершила 5 боевых походов, провела 10 торпедных атак (выпущено 23 торпеды). Торпедами потоплены 2 крупных судна (13.308 брт) – оба в 1944 г. Несмотря на то, что по потопленному вражескому тоннажу Щ-407 вышла на 2-е место среди советских подлодок, она не была отмечена никакими почетными званиями. Видимо, это произошло из-за малого количества заявок на победы и неизвестного тогда точно количества потопленного тоннажа (который установлен уже через 50 лет после войны при изучении немецких документов).
КОМАНДИРЫ Щ-407 в период боевых походов: капитаны 3-го ранга В.К. Афанасьев (1942-1943) и П.И. Бочаров (1943-1945).
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ ТОРПЕДАМИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-407:
06.10.1944. ВСУ «Нордштерн» (1.127 брт)
04.12.1944. транспорт «Зеебург» (12.181 брт)
Л-20 (СФ)
3-е место по потопленному тоннажу
Уничтожено 12.549 брт, потоплено 2 цели
3-е место по потопленному тоннажу
Уничтожено 12.549 брт, потоплено 2 цели
Подводный минный заградитель типа Л серии XIII-38. Вступил в строй Северного флота 28.08.1942. Совершил 14 боевых походов, провел 4 торпедные атаки и 11 минных постановок. Экипаж заявил о потоплении торпедами 4 целей (2 боевых корабля и 2 транспорта). В реальности же подлодка Л-20 торпедами потопила только 2, но крупных транспортных судна (12.549 брт); это и вывело Л-20 на 3-е место по уничтоженному вражескому тоннажу. Минные постановки результатов не принесли. Несмотря на то, что по потопленному вражескому тоннажу Л-20 вышла на 3-е место среди советских подлодок, она не была отмечена никакими почетными званиями.
КОМАНДИРЫ Л-20: капитан 3-го ранга В.Ф. Тамман (1941-1944), капитан-лейтенант Е.Н. Алексеев (с 03.1944).
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ ТОРПЕДАМИ ПОДВОДНОГО МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ Л-20:
01.01.1943 транспорт «Муанса» (5472 брт)
01.02.1943 транспорт «Отмаршен» (7.077 брт)
Щ-214 (ЧФ)
1-е место по количеству уничтоженных целей
Потоплено 6 целей, уничтожено 3.944 брт
1-е место по количеству уничтоженных целей
Потоплено 6 целей, уничтожено 3.944 брт
Средняя подводная лодка типа Щ серии X. Вступила в строй Черноморского флота 10.04.1939. Совершила 4 боевых и 1 транспортный поход, провела 2 торпедные (выпущено 2 торпеды) и 3 артиллерийские атаки. Торпедами потоплен 1 танкер (3.336 брт). Артиллерией уничтожено еще 2 малых шхуны, и 3 шхуны потоплены подрывными патронами абордажных партий (тоннаж всех этих судов составил всего 608 брт). Общий счет подлодки Щ-214 – 6 потопленных целей, при относительно небольшом уничтоженном грузовом тоннаже (3.944 брт).
КОМАНДИР Щ-214: капитан-лейтенант В.Я. Власов. Подлодка погибла в ночь с 19 на 20.06.1942 – потоплена итальянским торпедным катером.
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ Щ-214:
03.11.1941 шхуна «Кайнакдере» (85 брт) – артиллерией.
05.11.1941 танкер «Торчелло» (3.336 брт) - торпедами
01.01.1942 шхуна «Тепе» (около 65 брт) – артиллерией.
29.05.1942 шхуна (около 100 брт) – подрывными патронами и тараном.
31.05.1942 шхуна (около 100 брт) – подрывными патронами и артиллерией.
02.06.1942 шхуна (около 100 брт) – подрывными патронами.
Щ-215 (ЧФ)
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-13)
Потоплено 5 целей, уничтожено 2.231 брт
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-13)
Потоплено 5 целей, уничтожено 2.231 брт
Средняя подводная лодка типа Щ серии X. Вступила в строй Черноморского флота 10.04.1939. Совершила 14 боевых и 1 транспортный поход; провела 19 торпедных атак (выпущено 45 торпед) и 2 артиллерийские атаки. Экипаж заявил о потоплении торпедами и артиллерией 8-ми целей (2 боевых корабля и 6 судов). В реальности же подлодка Щ-215 потопила торпедами 4 цели – 1 боевой корабль и 3 транспорта (2.178 брт); а артиллерией - еще 1 судно (53 брт). Таким образом, окончательный счет Щ-215 составил 5 уничтоженных целей: 1 боевой корабль (быстроходная десантная баржа) и 4 судна на 2.231 брт (2 транспорта, 2 шхуны). Подлодка удостоена звания «ГВАРДЕЙСКАЯ».
Командиры Щ-215: капитан-лейтенант Г.П. Апостолов (1941), старший лейтенант В.А. Коршунов (с 02.1942), капитан-лейтенант М.В. Грешилов (с 10.1942), капитан 3-го ранга А.И. Стрижак (с 06.1944).
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ Щ-215:
18.11.1941 транспорт «Енидже» (428 брт) - торпедами.
30.08.1943 транспорт «Тисбе» (1.782 брт) - торпедами.
15.11.1943 быстроходная десантная баржа «F-592» - торпедами.
05.08.1944 шхуна «Мефкуре» (53 брт) – артиллерией.
24.08.1944 шхуна «Вита» (240 брт) – торпедами.
С-7 (БФ)
3-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-56)
Потоплено 4 цели, уничтожено 9.164 брт
3-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-56)
Потоплено 4 цели, уничтожено 9.164 брт
Средняя подводная лодка типа С серии IX-бис. Вступила в строй Балтийского флота 23.07.1940. Совершила 5 боевых походов; провела 19 торпедных и 1 артиллерийскую атаку. Экипаж лодки заявил о потоплении торпедами и артиллерией 4-х целей; еще 1 судно было объявлено поврежденным. Все заявки оказались реальными: С-7 действительно потопила торпедами 3 транспорта и артиллерией еще 1 (общий тоннаж 9.164 брт); а так же повредила еще одно судно. Хотя по количеству реально уничтоженных целей С-7 оказалась на верхних ступенях рейтинга среди советских подлодок, субмарина не была удостоена никаких почетных званий.
КОМАНДИР С-7: капитан-лейтенант С.П. Лисин. Подлодка С-7 погибла вечером 21.10.1942 - торпедирована финской субмариной «Весихииси». Четыре человека, находившиеся на мостике (в т.ч. командир лодки) были спасены противником и попали в плен.
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ И ПОВРЕЖДЕННЫЕ ЛОДКОЙ С-7:
09.07.1942 - транспорт «Margareta» (1.272 брт) - торпедами
11.07.1942 транспорт «Lulea» (5.611 брт) - торпедами
30.07.1942 транспорт «Kate» (1.559 брт) - торпедами
05.07.1942 транспорт «Pohjanlahti» (682 брт) - артиллерией
27.07.1942 транспорт «Ellen Larsen» (1.938 брт) - поврежден.
С-56 (СФ)
3-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-7)
Общий счет: 4 цели (2 транспорта на 6.174 брт + 2 боевых корабля)
3-е место по количеству уничтоженных целей (разделила с С-7)
Общий счет: 4 цели (2 транспорта на 6.174 брт + 2 боевых корабля)
Средняя подводная лодка типа С серии IX-бис. Вступила в строй Тихоокеанского флота 7.11.1941. Затем 5.10.1942 отправилась в переход через Тихий и Атлантический океаны на Север, и 8.03.1943 вступила в состав Северного флота. Здесь до мая 1945 совершила 7 боевых походов и провела 12 торпедных атак. Экипаж лодки заявил о потоплении 11 и повреждении 2 целей; на самом деле С-56 потопила 4 цели: 2 транспорта (6.174 брт) и 2 боевых корабля (тральщик и сторожевик). Лодка удостоена званий «ГВАРДЕЙСКАЯ» и «КРАСНОЗНАМЕННАЯ».
КОМАНДИР С-56: капитан-лейтенант Г.И.Щедрин.
СУДА И КОРАБЛИ, ПОТОПЛЕННЫЕ ПОДЛОДКОЙ С-56:
17.05.1943 – танкер «Ойроштадт» («Eurostadt», 1.118 брт)
17.07.1943 - тральщик «М-346»
19.07.1943 - сторожевой корабль «NKi-09»
28.01.1944 - транспорт «Хайнрих Шульте» («Heinrich Schulte», 5.056 брт)
МАСТЕРА МИННЫХ ПОСТАНОВОК
Как уже говорилось выше, ущерб, нанесенный противнику выставленными с подлодок плавучими минами, обычно не суммируется с ущербом, нанесенным врагу в прямых боевых столкновениях торпедами и артиллерией. Причиной этого стало обилие минных постановок в той войне, которые осуществлялись зачастую в одних и тех же районах как подлодками, так и надводными кораблями, и авиацией. Соответственно, уверенно утверждать, что то или иное судно подорвалось именно на мине, выставленной лодкой, просто невозможно. Данное обстоятельство и привело к тому, что победы над вражескими кораблями и судами при помощи минного оружия выделяются в категорию предположительных, и не суммируются с результатами торпедных и артиллерийских атак. Между тем потери врага от минного оружия были достаточно ощутимыми. Так что обойти молчанием работу подводных минных заградителей было бы несправедливо. Однако, так как успехи минзагов все же только вероятны, ниже дана информация только о той подлодке, которая считается наиболее результативной в этой лишь предположительной категории…
Л-3 (БФ)
Потоплено торпедами 2 цели (10.743 брт), + минами предположительно от 5 до 8 целей
(всего: от 7 до 10 целей тоннажем от 22.451 до 24.337 брт)
Потоплено торпедами 2 цели (10.743 брт), + минами предположительно от 5 до 8 целей
(всего: от 7 до 10 целей тоннажем от 22.451 до 24.337 брт)
Подводный минный заградитель типа Л серии II. Имел собственное имя: «Фрунзенец». Вступил в строй Балтийского флота 9.11.1933. С 06.1941 по 04.1945 совершил 7 боевых походов. Провел 16 торпедных атак (выпущено 46 торпед) и 11 минных постановок (выставлено 122 мины). Экипаж заявил о потоплении торпедами 10 кораблей и судов. В реальности подлодка Л-3 торпедами потопила 2 судна (общий тоннаж - 10.743 брт). На минах Л-3 предположительно погибли (по разным сведениям) еще от 5 до 8 целей, и повреждено 1 судно. Соответственно, в разных источниках указан и разный тоннаж, погибший на минах: от 11.708 до 13.544 брт. Таким образом, общий ущерб, вероятно нанесенный Л-3 флоту противника, может составлять от 7 до 10 судов и кораблей, а общий уничтоженный тоннаж – от 22.451 до 24.337 брт. Причем особо тяжелым ударом для Германии стало потопление весной 1945 г торпедой с Л-3 транспорта «Гойя», на котором погибло от 6.000 до 7.000 человек (гибель «Гойи» вошла в число крупнейших морских катастроф в истории). Подлодка удостоена звания «ГВАРДЕЙСКАЯ».
КОМАНДИРЫ МИНЗАГА Л-3: капитан 2-го ранга П.Д. Грищенко (1941-1942), капитан-лейтенант В.К.Коновалов (с 03.1943).
СУДА, ПОТОПЛЕННЫЕ ТОРПЕДАМИ Л-3:
18.08.42 транспорт «К.Ф.Лильевальх» (5.513 брт)
17.04.45 транспорт «Гойя» (5.230 брт)
СУДА И КОРАБЛИ, ПОТОПЛЕННЫЕ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО МИНАМИ Л-3:
28.08.42 шхуна «Вальтер» (177 брт)
19.11.42 транспорт «Гиндербург» (7.880 брт)
29.11.1942 транспорт «Диршау» (762 брт)
09.12.42 транспорт «Эдит Боссельман» (952 брт)
05.02.1943 транспорт «Транспортистан» (1.766 брт)
06.02.1943 транспорт «Грундзее» (866 брт)
14.11.44 учебное судно «Альберт Лео Шлагеттер» (1.634 брт) – повреждено.
20.11.44 миноносец «Т-34» (1.754 т)
29.01.45 транспорт «Генрих Лютгенс» (1.141 брт)
К-1 (СФ)
Предположительно потоплено минами – 7 целей (15.947 брт)
Предположительно потоплено минами – 7 целей (15.947 брт)
Большая крейсерская подводная лодка типа К серии XIV. Вступила в строй Северного флота 6.08.1940. С 08.1941 совершила 16 боевых походов. Провела 1 торпедную атаку и 8 минных постановок. Экипаж заявил о потоплении торпедами 1 транспорта; на самом деле атака была безрезультатной. На минах К-1 предположительно погибли 5 судов (15.947 брт) и 2 боевых корабля (2 СКР); еще один транспорт получил повреждения, но остался на плаву. Соответственно, общий счет вероятных побед К-1 составляет 7 потопленных целей. Это выводит лодку в число самых результативных подводных минзагов СССР как по количеству уничтоженных целей, так и по предположительно потопленному тоннажу. К-1 пропала без вести (погибла) в сентябре 1943 г.; причины гибели неизвестны. Лодка не удостоена никаких почетных званий.
КОМАНДИРЫ К-1: капитан 2-го ранга М.П. Августинович (1941-1942), капитан 3-го ранга В.Г. Стариков (с 03.1943). Но в свой последний поход К-1 вышла 5.09.1943 без него; лодкой командовал командир 1-го дивизиона капитан 1-го ранга М.Ф. Хомяков.
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО МИННЫМ ОРУЖИЕМ К-1 ПОТОПЛЕНЫ:
08.11.1941 транспорт «Flottbeck» (1.930 брт).
17.12.1941 транспорт «Kong Ring» (1.994 брт).
08.04.1942 транспорт «Kurzsee» (754 брт).
23.05.1942 транспорт «Asuncion» (4.626 брт).
06.12.1942 сторожевой корабль «NM-01».
06.12.1942 сторожевой корабль «NM-21».
17.02.1943 транспорт «Moltkefels» (7863 брт) – поврежден.
12.09.1943 транспорт «Robert Bornhofen» (6.643 брт).