01 мая 2021

Как британская АПЛ «Скипетр» чуть не затонула после столкновения с советской атомной подлодкой К-211

f1eab7bba906ef661144049f4d924ca6.png
Британская АПЛ «Скипетр» S104

23 мая 1981 года советская атомная ракетная подлодка К-211 «Петропавловск-Камчатский» проекта «Кальмар» возвращалась с боевого дежурства в Баренцевом море на базу в Оленьей губе. АПЛ этого типа было легко узнать по большому квадратному отсеку за рубкой, в котором находилось шестнадцать ПУ баллистических ракет Р-29Р.

В то время американские и британские ударные подлодки постоянно слонялись неподалеку от советских военно-морских баз, чтобы оперативно обнаруживать и осуществлять слежение за советскими АПЛ, выходящими на боевое дежурство. Обычно при обнаружении советской субмарины они «пристраивались» в ее «мертвой зоне» за кормой.

Там натовские АПЛ были недоступны для советских сонаров - шум собственных винтов мешал идентификации противника. Однако русские моряки, зная об этом, разработали тактику противодействия - резко замедлив ход, подлодка разворачивалась и «прощупывала» гидролокатором зоны, ранее бывшие недоступными.

У наших подводников такой маневр назывался «очистка мертвой зоны», а американцы уважительно прозвали его «Сумасшедший Иван». Действительно, резкое замедление и разворот на 180 градусов преследуемой подлодки были чрезвычайно опасным делом. Если сзади действительно шла субмарина противника, то столкновение двух подлодок было не то чтобы неизбежно, но абсолютно не исключено.

Как обычно, командир «Петропавловска», помня о возможном преследовании, при подходе к базе выполнил описанный маневр, но никаких подозрительных целей гидрофоны ПЛАРБ не обнаружили. Тем не менее через несколько минут АПЛ содрогнулась от нескольких коротких скользящих ударов за кормой.

К-211 поднялась на перископную глубину, а ее гидролокаторы засекли шум гребного винта другой подводной лодки. Правда, уже через несколько минут контакт был потерян.

29f6100241d22ac21f3caba34a434af6.png
Советская атомная ракетная подлодка к-211 «Петропавловск-Камчатский»

Всплыв на поверхность, советские подводники оценили повреждения - в нескольких местах было повреждено шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, имелись повреждения горизонтальных рулей, а в заднем балластном резервуаре застряли обломки корпуса подводной лодки противника.

Через некоторое время после этого инцидента в британской прессе появились сообщения о том, что АПЛ «Скипетр» S104 вернулась на базу в Девонпорте, имея значительные повреждения от столкновения с «отделившимся ледником». И только в 1991 году в местных медиа появились сообщения, раскрывающие подробности инцидента.

Оказывается, когда К-211 резко изменила скорость и направление движения, выполнив маневр очистки мертвой зоны, британская АПЛ потеряла с ней контакт, но продолжала следовать тем же курсом, в результате чего произошло столкновение. Один из гребных винтов советской подлодки вгрызся в корпус британской АПЛ, вырвав из него кусок обшивки длиной около семи метров и оторвав часть боевой рубки.

Аварийные отсеки S104 были загерметизированы, а автоматическое управление системой безопасности переведено на ручной режим. В противном случае реакторы АПЛ были бы автоматически отключены, а британцам еще нужно было попасть домой из Баренцева моря.

На борту «Скипетра» возникла легкая паника - в течение еще двух суток британская АПЛ пытались «удрать» от воображаемого преследования советских «охотников». В итоге на базу англичане все же вернулись, а информация об инциденте была засекречена.

Уже в Девонпорте при более детальном осмотре обнаружилось, что огромная пробоина чуть не затронула передний аварийный люк субмарины. Если бы он повредился и потерял герметичность, то «Скипетр», как признают сами британцы, скорее всего пошел бы ко дну.

Сегодня, к счастью, необходимости совершать маневры, подобные «Сумасшедшему Ивану», у российских подлодок уже нет необходимости, поскольку за их кормой больше не осталось «мертвых зон» за счет применения буксируемых гидроакустических станций.