13 октября 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. Гражданская война на море: рейдер южан «Алабама»

01 Алабама (525x379, 113Kb)

Еще в самом начале войны южане начали кампанию по разрушению торгового судоходства Союза при помощи каперских судов (каперы - частные лица, использовавшие с разрешения властей воюющего государства свое вооруженное судно для захвата купеческих кораблей неприятеля). Конфедераты планировали полностью прекратить коммерческое судоходство северян путем захвата торговых судов Федерации. Но этому плану не суждено было сбыться: провалу каперской кампании способствовали как международные договоры, запретившие каперство, так и жесткая позиция, занятая руководством Союза. Линкольн заявил, что он будет рассматривать каперов как пиратов, которых принято вешать без суда и следствия. В результате каперство в ходе гражданской войны не получило никакого развития. В 1861 году конфедераты захватили лишь четыре приза, а в последующие годы каперские операции и вовсе прекратились. Причиной тому была недоступность нейтральных портов и трудности с проводом призов в заблокированные гавани Конфедерации.

Значительно больший успех имели рейдерские операции крейсеров южан. Практически крейсеры занимались тем же, чем и каперы, но в отличие от каперов коммерческие рейдеры принадлежали самой Конфедерации (а не частным лицам), и их команды состояли на военной службе во флоте Юга. Наиболее известным из этих крейсеров была «Алабама». Она представляла собой прочный трехмачтовый парусно-паровой шлюп, построенный из дуба фирмой «Лэрид» в Ливерпуле. Водоизмещение «Алабамы» составляло 1.050 тонн, а ее паруса и машина позволяли развивать скорость до 15 узлов.
02 Алабама модел и Симс (651x324, 190Kb)

29 июля 1862 года «Алабама», ведомая экипажем из 80 человек под командованием капитана Рафаэля Симмса покинула Ливерпуль и взяла курс на Азорские острова. Там «Алабама» получила с пришедших из Америки судов Конфедерации шесть 32-фунтовых бортовых орудий, две вертлюжные пушки (68- и 100-фунтовые «чудовища»), боеприпасы, винтовки системы Энфилд, пистолеты и несгораемый сейф со 100 тысячами долларов - для «боевых» выплат членам экипажа.
До этого завербованные в Англии матросы ничего не знали о целях предстоящего плавания. Теперь же капитан объяснил им, что судно принадлежит правительству Конфедерации и предназначено для уничтожения морской торговли Севера. За службу моряки будут получать большое жалование, и сверх того им причитается определенная доля из призовых денег. Эти аргументы склонили почти всех моряков (кроме трех человек) добровольно записаться на службу в ВМФ Конфедерации на все время войны. Причем более половины экипажа были завербованы из Королевского морского резерва; поэтому крейсер оказался обеспечен прекрасно подготовленной профессиональной военной командой, что делало его особенно грозным противником.
Так началась одиссея «Алабамы» — «мятежного пирата», как вскоре назвали крейсер северяне. Покинув район Азорских островов, «Алабама» начала захват встречавшихся федеральных судов. 5 сентября 1862 года «Алабама» у Нью-Фаундленда неожиданно атаковала и взяла на абордаж китобойный барк «Окмульджи». Экипаж был пленен, судно сожжено. За «Окмульджи» последовала шхуна «Старлайт» из Бостона, а за ней — китобой «Оушн Ровер» из Нью-Бедфорда. Захватив и уничтожив еще несколько торговых судов, 3 октября 1862 года «Алабама» настигла пароход «Бриллиант», шедший с грузом муки и пшеницы из Нью-Йорка в Ливерпуль. Рейдеры перегрузили на «Алабаму» часть груза и перевели на нее взятую в плен команду «Бриллианта», а пароход подожгли. Почему-то только этот последний захват вызвал на Севере бурную реакцию: северяне заявили что захват и сожжение торгового парохода - это преступление против человечности, и потребовали от ведущих стран мира соответствующих действий.
04 Алабама гонится (581x388, 147Kb)
«Алабама» преследует очередного торговца северян

Однако начавшаяся в США суета по поводу рейда «Алабамы» не волновала капитана Симмса и его людей, спокойно продолжавших выполнять свою работу. Вскоре успешные операции одинокого крейсера достигли невероятного по тем временам размаха, и причинили торговой навигации северян большой урон. Только в ходе двухмесячного рейда по Северной Атлантике «Алабаме» удалось захватить и уничтожить 20 торговых судов. Затем Симмс повернул к Нью-Фаундленду и там чувствительно пощипал торговцев зерном. Решив сменить место операций, он повернул на юг к берегам Бразилии, где проходили морские пути американских судов, возвращавшихся с Тихого океана. Впрочем, там «Алабама» также задержалась недолго. Вскоре Симмс взял курс на Кейптаун в Ост-Индию, где ему удалось захватить еще семь призов. Затем «Алабама» снова обогнула Африку и направилась назад в Европу.
05 карта похода (650x339, 224Kb)
Карта двухлетнего похода «Алабамы»

Между тем северяне были всерьез обеспокоены дерзкими рейдами «пирата». Правда, военно-морской секретарь Уиллес отказался послать на охоту за рейдером большое количество кораблей – они были крайне нужны северянам для блокировки портов конфедератов. Но и остаться безучастным к ущербу, наносимому морскому престижу Союза, Уиллес так же не мог. Поэтому в 1863 году он выделил для охоты за крейсером противника два боевых корабля. Одним из них был винтовой шлюп «Кирсарж» водоизмещением в 1.550 тонн, которому и предстояло поставить точку в карьере «Алабамы».
06 Кирсардж и Уинслоу (649x273, 116Kb)
Шлюп «Кирсардж» и его командир капитан Джон Уинслоу

«Алабама», не подозревая о начавшейся на нее охоте, тем временем возвращалась в Европу из своего двухлетнего вояжа. За истекшие два года она прошла 75 тысяч миль, захватила и уничтожила более 60 торговых судов Союза, груз которых в общей стоимости оценивался в 6 миллионов долларов. Однако столь долгое боевое плавание сильно потрепало корабль, и теперь он нуждался в ремонте. Для проведения ремонтных работ Симмс выбрал французский порт Шербур. «Алабама» вошла в гавань 6 июня 1864 года, а через несколько дней к Шербуру подошел «Кирсарж», который вел капитан Джон Уинслоу.
Узнав о появлении охотника, капитан Симмс отказался от первоначального плана ремонта «Алабамы»; он решил выйти в море и дать бой янки. Боевой офицер, Симмс предпочел увидеть свой корабль скорее потопленным, чем интернированным в нейтральном порту.
Впрочем, положение «Алабамы» не было таким уж отчаянным. У выхода из Шербура в нейтральных водах «Алабаму» поджидала не вражеская эскадра, а всего один неприятельский корабль, превосходивший рейдера по тактико-техническим характеристикам лишь незначительно. «Кирсарж» также был построен из дерева, его команда состояла из 162 человек (на «Алабаме» к этому времени находилось 146 моряков), а вооружение насчитывало две 11-дюймовые пушки Дальгрена, четыре 32-фунтовки и нарезное 28-фунтовое орудие (на «Алабаме» одно 8-дюймовое орудие, одно нарезное 100-фунтовое и шесть 32-фунтовых). На противника «играли» лишь два обстоятельства. Во-первых, порох в крюйт-камерах «Алабамы» был плохого качества: ведь он в течение двух лет подвергался воздействию морской воды в неблагоприятных погодных условиях. Во-вторых, капитан Уинслоу, командир «Кирсаржа», «бронировал» свой корабль: защитил борта растянутыми якорными цепями для амортизации ударов вражеских ядер. Чтобы противник не обнаружил это, Уинслоу для маскировки прикрыл цепи сверху тонким слоем фанеры.
07 картина Мане (490x395, 188Kb)
Бой «Кирсарджа» и «Алабамы»; картина Эдуарда Мане написана практически с натуры: художник наблюдал за сражением из одной из лодок

Рафаэль Симмс, не знавший об этой уловке противника, отважно вышел с ним на поединок. 19 июня 1864 года «Алабама» снялась с якоря и покинула воды Шербурской гавани. Вплоть до границы территориальных вод ее сопровождал французский бронированный фрегат «Коронн», которому было поручено проследить за тем, чтобы нейтралитет Франции не был нарушен. Кроме этого военного корабля к месту предстоящего боя устремилось множество лоцманских лодок и рыбачьих шхун, палубы которых были переполнены любопытными зеваками. Зрители занимали также все прибрежные холмы и возвышенности: они горели желанием воочию увидеть бой двух военных кораблей.
Тем временем «Алабама» приблизилась к границам нейтральных вод, и капитан Симмс в виду поджидавшего рейдер «Кирсаржа» обратился к своей команде с высокопарной речью. «Офицеры и матросы «Алабамы», — сказал он. — У вас появилась еще одна возможность встретиться с врагом... Вы обошли почти весь свет, и не будет преувеличением сказать, что вы уничтожили и загнали под защиту нейтрального флага половину вражеского флота, который в начале войны заполонил все моря. Этим достижением вы можете гордиться, и благодарное отечество вас не забудет. Имя вашего корабля известно повсюду, где есть цивилизация. Будет ли это имя запятнано поражением? Это невозможно! Помните, что мы в проливе Ла-Манш, который является полем морской славы нашей расы, и что взоры всей Европы в этот миг обращены на вас. Флаг, который развевается над вами, принадлежит молодой республике, бросающей вызов своему врагу, где бы и когда бы она его ни встретила. Покажите всему миру, что вы знаете, как защитить себя! По местам стоять!»
08 схема Р±РѕСЏ (614x397, 70Kb) 
Схема боя «Алабамы» и «Кирсарджа»

И началось сражение, длившееся около 1 часа 10 минут. Первыми огонь открыли конфедераты, послав в двинувшийся навстречу «Кирсарж» несколько ядер. Но федеральный охотник продолжал спокойно идти на сближение, даже не отвечая на вражеские выстрелы. Лишь с дистанции в 1000 ярдов его пушки открыли ответный огонь. Затем корабли сошлись на расстояние в 500 ярдов и принялись кружить на одном месте, постоянно поворачиваясь к противнику бортами, чтобы дать залп из всех орудий. Через несколько минут капитан Симмс понял, что его бомбические снаряды не наносят «Кирсаржу» ущерба, и приказал артиллеристам перейти на ядра. Однако и это не помогло конфедератам: цепи оказались эффективной защитой от неприятельских снарядов, и ни сам федеральный корабль, ни его команда практически не пострадали. За час с небольшим «Алабама» выпустила более 300 снарядов, но в результате этого массированного обстрела были ранены лишь три федеральных моряка. Они получили ранения, когда бомбический снаряд пробил фальшборт и разорвался на палубе. Еще один 8-дюймовый снаряд с «Алабамы» пробил корму «Кирсаржа», но из-за плохого качества пороха он так и не взорвался.
Огонь северян был не таким массированным (они сделали всего 173 выстрела), но значительно более результативным. Так, только один 11-дюймовый снаряд из орудия Дальгрена, взорвавшийся на батарейной палубе, разорвал на куски 8 из 16 моряков, обслуживавших орудия. 
09 взгляд на сражение с противников (651x337, 209Kb)
Взгляд на сражение с палуб противников: слева – южане, справа - северяне

Команда «Алабамы» сражалась с храбростью, но не смогла спасти свой корабль. Неприятельские снаряды проделали в корпусе рейдера несколько пробоин ниже ватерлинии, и «Алабама» сильно накренилась, все еще продолжая вести огонь. Вскоре бортовой инженер доложил капитану, что в трюмы поступает вода через «дыры такого размера, что в них можно протащить тачку». По мнению инженера спасти корабль, по-видимому, уже не удастся. Тогда Симмс, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно и приведет лишь к ненужным новым жертвам, приказал спустить флаг. Сам он выбросил свою шпагу за борт, чтобы избежать традиционной для того времени церемонии капитуляции, и стал ждать, пока северяне возьмут его и команду в плен.
Однако корабль тонул быстро; «Кирсарж» просто не успевал спустить шлюпки и направить их к «Алабаме» для спасения терпящих бедствие моряков. Тогда южане стали спокойно, без паники, покидать судно. Симмс, как и положено командиру, шагнул за борт последним. На его счастье поблизости, в толпе судов-зевак, наблюдавших за сражением, оказалась английская яхта «Дирхаунд», владелец которой сочувствовал конфедератам. Яхта подошла к месту гибели крейсера как раз вовремя, чтобы подобрать командира «Алабамы» и его офицеров, чем спасла их от заключения в Рок-Айленде. Остальных моряков корабля выловили подоспевшие федеральные шлюпки и в качестве военнопленных доставили на борт «Кирсаржа».
10 Алабама в бою (650x373, 210Kb)
Последние минуты «Алабамы»

В последние минуты «Алабамы» на глазах спасающегося экипажа совершил настоящий подвиг помощник хирурга корабля доктор Дэвид Герберт Лливиллин. Этого британца любил и уважал весь экипаж – и не зря. Все время битвы он оставался на своем посту в кают-компании, превращенной в лазарет, стараясь облегчить страдания раненых. Когда же был получен приказ покинуть корабль, Лливиллин обеспечил спасение раненных, организовав их погрузку на две остававшиеся целыми шлюпки. Обе шлюпки оказались перегружены и, понимая, что они в любой момент могут перевернуться, доктор отказался забраться в шлюпку, несмотря на многочисленные предложения матросов. Лливиллин сказал им: «Я понимаю, что вы хотите меня спасти, но раненные важнее. Я не могу рисковать их жизнями». Экипаж не знал, что Лливиллин не умеет плавать, и шлюпки отвалили от борта погибающей «Алабамы»; выполнивший до конца свой долг доктор Лливиллин ушел на дно вместе с крейсером… Но его жертва не была забыта. Правительство Конфедерации посмертно наградило Дэвида Лливиллина Южным Крестом Почета; мемориальные таблички в честь героя были установлены в больнице Чаринг-Кросс, где доктор учился медицине, и в церкви его родного города Уилшир.

Так закончилось двухлетнее плавание «Алабамы». За два года своей боевой карьеры «Алабама» нанесла огромный урон торговому мореплаванию Союза – причем по всему миру. За это время конфедеративный крейсер уничтожил 65 федеральных торговых судов, лишив северян товаров на 6 миллионов долларов (это примерно 123 миллиона долларов в современных расценках). Причем все эти успехи были достигнуты совершенно бескровно: за все время рейдерства не пострадал ни один человек – ни в экипаже «Алабамы», ни на захваченных и уничтоженных судах. Первая кровь была пролита только во время боя «Алабамы» с «Кирсаджем»…
Коммерческое рейдерство продолжалось и после гибели «Алабамы»; оно обходилось конфедератам относительно дешево, а полученная от него выгода была несоизмеримо выше затраченных средств. К концу войны рейдерам южан удалось потопить около 5% торгового флота Союза. В то же время отсутствие открытых портов мешало успешному развитию рейдерских операций. Рейдеры конфедератов не могли доставлять захваченные призы в нейтральные порты, и им приходилось по большей части сжигать их в море. За все время войны южанам удалось захватить более 200 торговых судов Союза, но лишь незначительная их часть была доставлена в заблокированные северянами морские гавани Конфедерации. В общем, крейсера нанесли торговле Севера ощутимый урон, но не смогли полностью ее ликвидировать: на одно потерянное судно приходилось около 200, которые беспрепятственно приходили в порты Севера. Кроме того, федеральные торговцы быстро нашли способ избегать «пиратских» атак, следуя под нейтральным, как правило, британским флагом. Это явление стало к концу войны очень распространенным, в 1865 году почти 75% торгового флота Севера пересекало океан под видом иностранных судов. Таким образом, несмотря на весь героизм и успешность действия рейдеров южан, их непосредственное влияние на ход гражданской войны было ничтожным.

По книге: К.Маль. Гражданская война в США, 1861-1865

11 Р±РѕР№ (651x312, 149Kb)