10 октября 2021

На большом воздушном шаре мандаринового цвета…

6 октября 1805 года в Нескучном саду состоялся первый в истории отечественного воздухоплавания пилотируемый полёт на воздушном шаре. 

Полет Ивана КашинскогоПолет Ивана Кашинского

Летающий врач

Первым русским воздухоплавателем стал штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Иван Григорьевич Кашинский (1772 - 1846). О готовящемся полете он оповестил москвичей заранее, выпустив «особливую афишку», в которой сообщалось, что 

«поднявшись в 5 часов пополудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы». 

Согласно сообщениям в «Московских ведомостях» от 1805 года, 6 и 13 октября Кашинский на своём «гродетуровом шаре» 2 раза поднимался в воздух, стартовав в Нескучном саду («гродетур» - от франц. gros de Tours - тяжелая шелковая материя, которую впервые стали выделывать в г. Туре).

Все желающие наблюдать за полетом могли приобрести билеты на Сретенке в магазине грека Михаилы Псалиды; на Никольской улице в конфетной лавке у грека Ивана Фомика; в Кусовниковом доме у Ивана Васильева Вериги; а также в Лафертове, в госпитале, у самого г-на Кашинского.  

«Цена билету в первые места или ложи по 5 рублей; во вторые 2 рубля серебром, а в третьи, вне круга, по 1 рублю серебром с персоны. Для особ, желающих иметь особые покойные места, оставленные нарочно в загородке, где последует самое действие, цена полагается для целой фамилии с уступкою противу лож, о которых благоволят дать знать в Нескучный сад или к г-ну Кашинскому в Лафертов заблаговременно, - сообщали газеты. - Оный шар желающим особам будет показываться с 17-го числа сего сентября в большой зале Петровского театра ежедневно с 10 часов утра до 10 часов вечера за 50 коп. серебром; кто же возьмет билет для смотру в Нескучном, тот может видеть здесь безденежно».

Несмотря на то, что по основной специальности Иван Кашинский был врачом, изготовлением и проектированием монгольфьеров-аэростатов он увлекся задолго до полетов («монгольфьерами» воздушные шары называли в честь французов братьев Жозефа и Жана Монгольфье, которые впервые запустили воздушный шар в 1783 году). По свидетельствам специалистов того времени, аэростат Кашинского был ничуть не хуже иностранных моделей и не отставал от них технически. Причем делал он это все за свой счет в свободное от основной работы время.

Полет Ивана КашинскогоПолет Ивана Кашинского
«Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям», 

- обращался к почтенной публике отважный воздухоплаватель.  

Однако надежды эти так и не сбылись… Его начинания так и не были материально поддержаны, и Кашинский, оставив мечту о небе, продолжил заниматься медицинской практикой… Но дело его не пропало даром: «Московские ведомости» в 1806 году сообщали, как русский воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре, совершил с него прыжок с парашютом и удачно приземлился, приветствуемый наблюдавшей за действом публикой.

А 31 августа 1828 года в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка из Пресненской части. 

Не обошлось и без жертв: 12 сентября 1847 года воздушный шар объемом около 610 кубических метров под управлением Августа Леде был унесен в Ладожское озеро, а воздухоплаватель погиб.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через 5 лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел. В феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована первая Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов. В 1910 состоялся первый Всероссийский праздник воздухоплавания, а в 1924 - Всесоюзные воздухоплавательные состязания.  

От пассажира до пилота

По свидетельствам летописей, первая полумифическая попытка подъёма на воздушном шаре в России относится к 1731 году: тогда когда рязанский подьячий Крякутный из Нерехты соорудил нечто, наполнил это нечто субстанцией «поганой и вонючей», и «нечистая сила» совершила чудо, подняв его в воздух выше березы. 

А вообще до полёта Кашинского в небо над Россией успешно поднимались лишь иностранные летательные аппараты. 

Так, первый в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов состоялся 30 марта 1784 года под руководством француза Минеля. А 15 апреля 1784 года Екатерина II подписала «Указ о запрещении запускать воздушные шары с 12 марта по 12 декабря (под страхом уплаты штрафа 20 рублей)», то есть, в теплое время года из-за возможной опасности возникновения пожаров. При Александре I этот запрет был отменен, так как тогда обсуждалась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Уже в 1803 году в Санкт-Петербург приехал один из первых аэронавтов Андре-Жак Гарнерен, ученик изобретателя газового аэростата профессора Шарля. Он получил привилегию подниматься на аэростате перед петербургской и московской публикой. Так, 20 июня 1803 года в Петербурге при стечении огромной толпы зрителей состоялся его первый показательный полет. А через месяц француз предложил желающим из публики подняться вместе с ним. 

Первым русским пассажиром стал Сергей Лаврентьевич Львов (1740–1812), генерал от инфантерии, герой Очаковского штурма, на 62-м году жизни поднявшийся в небо на воздушном шаре по велению Александра I-го. Полет проходил на высоте 2 тыс. 500 метров. С такой высоты весь небольшой тогда Санкт-Петербург был как на ладони. Но ветер неожиданно переменился, и шар полетел в сторону Финского залива. Осторожный Жак Гарнерен заставил шар опуститься на землю.

После полетов в Петербурге Гарнерен отправился в Москву, где 20 сентября 1803 года, в Москве с территории казарм полицейских драгун в Крутицах возле Новоспасского монастыря был впервые запущен монгольфьер. Накануне он оповестил Москву, что полетит с товарищем, «ежели оный отыщется». Но среди осторожных москвичей такой не нашелся, и с Гарнереном отправился его друг, тоже француз, Обер.

Именно после этих полетов, вызвавших большой общественный резонанс, в России всерьез заинтересовались воздушными шарами. Полет Ивана Кашинского, совершенный 6 октября 1805 года, стал закономерным итогом этого интереса.