4 октября 1937 года дирижабль-гигант СССР В-6 «Осоавиахим» приземлился на базе около рабочего поселка «Дирижабльстрой» (19 октября 1937 года переименованного в Долгопрудный), установив мировой рекорд по длительности беспосадочного перелета. Он провел в воздухе 130 часов 27 минут, пролетев расстояние в 4 тыс. 800 км.
В свой длительный полет дирижабль СССР-В6 отправился с этой же базы 29 сентября 1937 года.
Изначально экипаж, состоявший из 16 человек под командованием Ивана Панькова, планировал побить рекорд итальянского дирижабля Norge (N-1) аналогичного класса (в 1926 году итальянское судно осуществило беспосадочный перелет от Шпицбергена — через Северный полюс — до Аляски за 71 час). На борту 105-метрового дирижабля-гиганта СССР В-6 было 5 тыс. 700 литров бензина. Как сообщается в книге Алексея Белокрыса «Девятьсот часов полета», редкие очевидцы могли наблюдать, как на высоте не больше 100 метров медленно полз перегруженный корабль:«От Охвата свернули на север, к озеру Ильмень, пересекли его, удивив зрелищем многочисленных рыбаков, и вышли к Новгороду. Оттуда командир повёл корабль на Белозерск, закручивая маршрут по часовой стрелке вокруг Москвы, и к 10 утра следующего дня дирижабль был над Вологдой, затем последовали Вичуга, Иваново, Калинин, Вязьма. Где-то за Брянском начались четвёртые сутки полёта. За это время дирижаблисты побывали в ливне, поборолись с жестоким боковым и встречным ветром, зато после Курска повеяло теплом. В 14 часов 2 октября был пройден Воронеж. Ночью подошли к Пензе, где над большим освещённым пунктом штурманы промерили угол сноса ветром и скорректировали курс. Корабль направился к Васильсурску, откуда повернул на запад к Москве».
Когда на пятые сутки полёта, 3 октября, «СССР-В6» около 4 часов пополудни подошёл к Московскому дирижабельному порту, он провёл в воздухе непрерывно около 105 часов. Оставалось совсем немного до неофициального мирового рекорда, принадлежавшего Dixmude, французскому цеппелину немецкого происхождения, – 118 часов 40 минут. Экипаж попросил разрешения продлить полёт на сутки и, получив его, двинулся на север.
«Сделав малую петлю через Дмитров, Переславль, Иваново, Владимир и вновь Переславль, на следующий день дирижабль подошёл к порту, но сразу садиться не стал, а потратил ещё час, чтобы триумфально пройти над Москвой: пролетел по лучу Дмитровского шоссе до центра, над штаб-квартирой Аэрофлота, редакцией «Правды» и, наконец, завис над посадочным «Т», выложенным на лётном поле Долгопрудной»,
- так воспроизводятся детали того исторического полета в книге «Девятьсот часов полета».
В 17 часов 15 минут 4 октября 1937 года дирижабль «СССР-В6» завершил полёт, установив, таким образом, абсолютный мировой рекорд продолжительности беспосадочного полёта для данного класса судов - 130 часов 27 минут.
Однако это достижение советских дирижаблистов не было формально признано как мировой рекорд, а ведь перелёт задумывался не только для проверки дирижабля в экстремальных условиях, но и как спортивный. На борту имелись опечатанные барографы, ленты которых хранили информацию о высоте на всём протяжении полёта, а в контрольных точках маршрута сбрасывались специальные вымпелы, подтверждающие их прохождение. Но то ли заявку в Международную авиационную федерацию не подавали вовсе, то ли там по каким-то причинам её отклонили. Так или иначе, полёт «СССР-В6» и по сей день числится рекордным лишь неофициально.
Полеты первый и последний
Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» был построен в 1934 году к 17-й годовщине Великого Октября. Свой первый полет «воздушный гигант» совершил 5 ноября 1934 года. Его длительность составила 1 час 45 минут. В этом рейсе судном командовал итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики генерал Умберто Нобиле. Под его руководством были выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 «Осоавиахим».
В свой последний рейс В-6 вылетел из Москвы в 19 часов 35 минут 5 февраля 1938 года, чтобы эвакуировать с дрейфующей льдины членов экспедиции И.Д. Папанина.
6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов он приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут. Как выяснилось позже, в условиях плохой видимости дирижабль столкнулся с поверхностью земли в 150 метрах от вершины Небло-горы, не обозначенной на имевшейся у экипажа полётной карте-десятиверстке выпуска 1904 года. Возник сильный пожар.
Из 19 членов экипажа погибли 13, трое получили лёгкие ранения, еще трое остались невредимы. 12 февраля всех погибших членов экипажа похоронили на Новодевичьем кладбище.