Принято считать, и это не так уж безосновательно, что победу русским в войне 1812 года принес «генерал Мороз». Вполне возможно, что если бы не мороз, то еще не известно чем бы дело закончилось. Но история не терпит сослагательного наклонения, все произошло так как произошло. Но все же, почему же мороз так убийственно подействовал на французскую армию, а для русскую нет.
На самом деле морозы тогда стояли не особо-то и страшные. По данным астрономической обсерватории из Вильно (занимавшейся тогда еще и погодой), в ноябре 1812 года морозы на этой территории стояли от -7 до -9,5 градусов по Цельсию. Другие источники дают иные данные, но, в принципе, ниже -18 температура в тех землях, по которым шли отступающие французы и их союзники, не опускалась. Более сильные холода начались к концу ноября и в декабре, но 14 декабря война фактически кончилась. Начался очередной заграничный поход русской армии — это уже немного другая история.
Стоит сказать, что даже при не сильных морозах, в легкой демисезонной униформе(как у французов) особо не повоюешь. Тот, кому хоть раз доводилось спать в чистом поле укрывшись легкой шинелью, скажет, что занятие это малоприятное даже при +5, не говоря уже о температуре ниже нуля. К тому же французские солдаты были привычны к более мягким Европейским зимам, когда температура редко опускается ниже +5 градусов.
Но все же, а как обстояли дела с теплым, зимним обмундированием в русской армии того времени? Ведь на какую картину не взгляни — те же гордые гусары Дениса Давыдова щеголяют в одних и тех же ментиках с доломанами и в узких суконных штанах-чикчирах и зимой, и летом. в тех же доломанах, поверх которых надеты ментики. Ментики оторочены мехом, да, но подкладка у них отнюдь не меховая.
Та же самая картина была, в общем, и у улан, и у драгун — вся одежда в основном суконная, но — почти в обтяжку, что в холодное время не очень… Какая бы то ни было зимняя униформа по штату для кавалерии, кажется, вообще отсутствовала. Для пехоты — да, у пехоты были шинели. А у кавалерии… Автор не нашел особой зимней формы одежды для кавалерии времен Наполеоновских войн. И если для французов это как-то можно объяснить, то для русских солдат это, мягко говоря, странно. Оно, конечно, снизу тебя лошадка греет, она теплая. Но ведь не круглые ж сутки ты верхом…)
Что удалось найти:
…При этом рейтузы нередко носили сверху чакчир для большего сбережения последних. В мемуарах графа Д. Остен-Сакена, бывшего офицером Елисаветградского гусарского полка с 1804 по 1811 год, есть описание обычных полковых конных учений: «Первый взвод делает «левое плечо кругом»; полк несется во все лопатки; заносливые лошади уносят; пуговицы рейтуз, надетых поверх чакчир, у фланговых отделений рвутся; рейтузы болтаются…».
(с) А. И. Бегунова. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. — М.: Мол. гвардия, 2000.
Походные рейтузы шились также из сукна. Имели холщовую подкладку. Выглядели вот так:
На картинах той эпохи их редко можно увидеть, поскольку это была своего рода «рабочая спецодежда» — чтобы основные брюки, чикчиры, меньше изнашивались. Пот лошади довольно едок, нога трется о конский бок, а куда в потертых штанах на императорский смотр? На Чукотку зашлют, отдельным эскадроном дружественных коряков командовать…))
Автору попадалась также информация о неких «комбинезонах» для кавалерии — очень высоких шерстяных штанах, доходивших до подмышек и державшихся на лямках через плечо. Как раз для зимнего времени. Такие комбинезоны ввели в 1802 году.
А вот верхней теплой, зимней формы одежды… Даже у русской кавалерии практически не было.
Но! Полагались по штату, к примеру, теплые плащи — вот такого кроя:
Плащи были также суконные, с воротником того же цвета, что и штатный полковой доломан. Суконный плащ, в общем-то, неплохо греет в сочетании с другими элементами одежды — под ним образуется прослойка теплого воздуха.
В павловскую эпоху были в ходу фуфайки — теплые безрукавки, но информации об их ношении в период правления Александра Первого нет.
Всем строевым и нестроевым нижним чинам по числу шинелей полагаются овчинные фуфайки, на которые в первый раз отпущено деньгами по 1 рублю, а впредь отпускать ежегодно на каждую по
50 коп.
(с) Табель мундирным, амуничным и оружейным вещам одного егерского полку. 5 января 1798 г.
И к тому же здесь имеется в виду пехотный егерский полк.
Из воспоминаний Дениса Давыдова, а также других источников известно, что от холода гусары и прочие спасались банально — обыкновенными тулупами, армейскими шинелями и т.п. — в общем, кто что находил:
Ирония судьбы — даже такая северная страна, как Россия, специальной зимней формы одежды для своей кавалерии не имела. Спасались только тем, что пользовались неуставными тулупами, разжиться которыми русские солдаты, имевшие за спиной целую Россию, могли без особого труда, а вот французы такой возможности не имела.