Эпизоды боевого применения порой являются готовым сюжетом для фильмов, причем такого пруд пруди. В этом смысле часто самые обыденные эпизоды становятся прямо натуральным боевиком. Касается это и боевых действий авиации. Естественно, все любят всякое про летчиков-истребителей, хотя у штурмовиков работа куда более сложная. Да и в разведке порой случается такое, что мало не покажется. Один такой эпизод случился в августе 1942 года, прямо натуральный боевик, который начинался вполне обыденно.
"Днем 9 августа на разведку Финского залива вылетали три Пе-2 из 73 авиаполка, в 18.15 один из них между Большим и Малым Тютерсом обнаружил 6 ТР (2000-3000 т.) стрем кильватера, курсом 130°, ход 8 узлов, впереди их шел тем же курсом миноносец со скоростью 10 узлов. Разведчик был обстрелян с миноносца интенсивным зенитным огнем, противник стрелял достаточно точно по высоте, но разрывы были сзади в 20-50 метрах. По возвращении на аэродром был донесение о конвое было передано в Штаб ВВС КБФ. В 19.15 в 1 гвардейский минно-торпедный полк получен приказ о приведении в немедленную готовность 2-х самолетов торпедоносцев.
Понимая, что время уходит, а место кораблей противника к моменту вылета торпедоносцев уже может измениться командования решило послать на разведку самолет, который бы уточнил место конвоя. В 20.18 с аэродрома взлетел разведчик Пе-2 из 73 АП, экипаж: летчик капитан Ерохин, штурман капитан Давыдов, стрелок радист Ершов.
В это время береговые посты наблюдения докладывали о самолетах противника которые находились в районе Кронштадта. В 18.34 зенитные батареи 2-го Полка ЗА обстреляли группу из 6 самолетов типа «ФД-21», израсходовав 16 снарядов 76,2 мм – 16 снарядов. В 20.30 в Штаб Главной базы поступило донесение, что 6 самолетов Не-113 находятся в районе к северу от Сестрорецк, ходят переменными курсами. В 20.35 другой пост донес, что 6 Не-113 скрылись на Норд-вест, в районе Териоки 6-ть «Капрони». В 20.37 оперативный дежурный ПВО сообщил «В районе ф. «Серая лошадь» 5 ФД-21, в районе севернее Сестрорецка курсом Wst 7 «Капрони». Полки ПВО-1,2 пришли готовность №1». Пройти нашему разведчику незамеченным было бы большим везением, в 20.40 поступил доклад «7 «Капрони» атаковали Пе-2 по пеленгу 330 дистанция 100 кб». "
Капитан Ерохин Михаил Спиридонович
"По докладу экипажа в 20.29 в Ш=60°04ʹ Д=28°50ʹ, на высоте 1000-1500 метров самолет был атакован 6-ю Ме-109. Заход для атаки строем фронта с задней полусферы сверху, сзади, слева. Летчик увел «Пешку» к самой воде и продолжил полет отражал атаку огнем своего вооружения и маневрируя по горизонту, в итоге разведчику удалось оторваться от преследователей и вернуться на свой аэродром. В результате воздушного боя экипаж заявил о сбитии одного Ме-109 падение наблюдали Ш=60°04ʹ Д=28°40ʹ и повреждении другого. На аэродроме насчитали 47 пробоин: пробиты винты, бензобаки второй группы правой и левой плоскости, в левой плоскости 7 пробоин, в левом элероне 1 пробоина, в хвостовом оперении 14 пробоин, в фюзеляже 3-4 пробоины, правая плоскость 10 пробоин, капот мотора 1 пробоина, кабина летчика 4 пробоины. Был легко ранен в ногу штурман капитан Давыдов. Было израсходовано 575 патрон к пулемету ШКАС и 130 к пулемету БК."
Герой Советского Союза капитан Давыдов Сергей Степанович
"Это сухие данные документов. В интервью командир экипажа Ерохин Михаил Спиридонович рассказал о том вылете:
В беседе с вашим коррес¬пондентом командир экипажа орденоносец капитан Ерохин сообщил подробности этого беспримерного воздушного боя.
— Солнце уже садилось, когда мы, получив задание, вылетели на разведку, — рассказывает капитан. — Погода по маршруту не благоприятствовала. Иногда мы входили в облака и тогда шли по приборам, а затем вновь выходили и продолжали полет под кромкой облачности.
Не долетев до пункта Н. штурман капитан Давыдов заметил вражеские истребители. Я немедленно принял решение уйти в облачность и стал набирать высоту. Через несколько минут машину сильно бросило и более чем с 2000 метров она пошла в отвесное падение. Оказалось, мы попали в переднюю кромку грозовой облачности. Известны случаи, когда от вхождения в грозовое облако самолет разламывало, и экипаж гиб. Наша машина оказалась довольно крепкой. Мы же отделались лишь легкими ушибами при неожиданном броске в пике. Встряска была столь велика, что я едва держал самолет и с трудом вывел его из падения в 250 метрах от воды. «Мессершмитты» дождались, когда мы вывалились из облаков, и ринулись за нами. Я услышал голос штурмана:
— Нас атакуют, — сообщил Давывдов
— Вскоре застрекотал пулемет. Начался воздушный бой.
Зная, что меня атакуют значительно превосходящие силы, я решил не поворачиваться, чтобы не подставлять себя под прицельный огонь, а маневрируя, стал еще снижаться. В первый момент боя «Мессершмиты» пытались атаковать нас снизу. Однако, мой уход на бреющий (мы шли всего метрах в двадцати от воды) и сильный огонь стрелка-радиста на нижнего люкового пулемета заставил врагов отказаться от своих намерений. Тогда «Мессершмитты» перестроились: два зашли с боков с небольшим превышением, два стали атаковать сзади сверху и два — прямо по горизонтали били с хвоста.
Мимо меня пролетали трассы. Глядя на них, и по сигналам штурмана я делал маневр по горизонту, лишая атакующих прицельной стрельбы. Одна из «Мессершмиттов» приблизился довольно близко.
Его очереди прошили наш самолет в нескольких местах. Вдруг я слышу: «есть». Штурман оторвался на секунду от пулемета и показал мне многозначительно большой палец: дескать хорошо. Оказывается, самого нахального он сбил, дав очередь прямо в упор по носу. «Мессершмитт» врезался в воду па глазах экипажа."
Младший лейтенант Ершов Николай Васильевич
"Пятерка оставшихся стервятников продолжала яростно атаковывать нас со всех сторон. Во время боя Давыдов получал ранение в обе ноги. Но он не выпустил из рук пулемета и по-прежнему отражал атаки, стреляя то вправо, то влево – откуда ближе всего оказывался стервятник. Неожиданно пулемет штурмана замолк. У пулемета пробило гильзопровод, и он перестал перезаряжаться. Стрелок-радист Ершов, пока Давыдов устранял задержку, не переставал отражать атаки. Он проявил исключительную находчивость. Отвинтив бортовой пулемет, Ершов выставил его в астро-люк и так держа на руках, вел огонь, перебрасывая пулемет по надобности то на один, то на другой борт. Стрельба из астро-люка отказалась столь неожиданной для атаковавшего с верхней полусферы, что близко подошедший «Мессершмитт» сам стал жертвой. Несколькими очередями Ершов подбил его и стервятник, я считаю, кончил свое существование, врезавшись, как и первый, в воду.
Штурман быстро исправил повреждение, и последующие атаки оставшейся четверки «Мессершмиттов» были безуспешны. Их ловко отбивали штурман и стрелок-радист.
Я, маневрируя снизился еще больше (почти до пяти метров) и, увидев внизу огромные камня острова и лес, скрылся на фоне их. Истребители проскочили, а затем с отворотом в сторону ушли. Тут штурман заметил на горизонте еще трех «Мессершмиттов», видимо, вызванных на подмогу. Но мы были уже сравнительно в безопасности и шли в свою базу.
Чем объяснить нашу победу в неравной воздушной схватке? Прежде всего тем, что мы хотели победить, мы ненавидели врага, и нас не страшило его превосходство. Драться до победы, драться насмерть было наше решение.
Но наша победа была обусловлена и рядом тактических приёмов которыми экипаж как показал бой, овладел неплохо. Я считаю, что свое временный уход с маневром на бреющем полете сразу же лишил возможности врага атаковать нас снизу и дал нам возможность более сосредоточенно использовать свое вооружение.
Второе. Увидев истребители я не повернул назад, а стал продолжать полет, уходя в море. Этим я увлекал истребителей дальше от базы и ставил их в зависимость от горючего, которого у них все равно бы не хватило на длительное преследование.
Третье — и это главное правильное, умелое и, я бы сказал, находчивое использование вооружения самолета штурманом и стрелком-радистом. Они почти безостановочно отряжали атаки стервятников, с каких бы сектором ни атаковывали."
Финская оперсводка ВВС за 9 августа.
"Пока разворачивались эти события в 20.30 начали взлетать ДБ-3ф на торпедный удар (№38 ведущий гвардии старший лейтенант Овсянников и №18 гвардии лейтенант Кудряшев). Их прикрытие обеспечивали до Кронштадта 4 И-16 из 4 ГИАП (ведущий гвардии старший лейтенант Петров) далее до Тютерса и обратно до Кронштадта 4 И-16 из 71 ИАП (ведущий младший лейтенант Щеголев). В 21.20 торпедоносцы безрезультатно атаковали корабли противника. По подходу группы к Кронштадту с аэродрома Бычье Поле взлетела та же четверка из 4 ГИАП и повела торпедоносцы обратно. Все самолеты благополучно произвели посадку. Встреч с воздушным противником не было. Самолеты противника ушли за разведчиком рассчитывая на легкую добычу, но сильно обламались.
Кто же вел бой с разведчиком капитана Ерохина, а это были 6 самолетов «Брюстер» из 24 эскадрильи, любопытно то что «финские ассы» не стали раздувать этот случай, ну ушел и ушел, повезло. Упоминание об этом бое нет и в финской историографии «Не было ничего. Ничего не было». В итоге неизвестно кто атаковал одинокий разведчик. Да и в нашей литературе описание этого эпизода встречается крайне редко. Возможно теперь удасться установить кто были эти финские летчики."
Финская оперсводка ВВС о воздушном бое (подчеркнуто)
"Днем 9 августа на разведку Финского залива вылетали три Пе-2 из 73 авиаполка, в 18.15 один из них между Большим и Малым Тютерсом обнаружил 6 ТР (2000-3000 т.) стрем кильватера, курсом 130°, ход 8 узлов, впереди их шел тем же курсом миноносец со скоростью 10 узлов. Разведчик был обстрелян с миноносца интенсивным зенитным огнем, противник стрелял достаточно точно по высоте, но разрывы были сзади в 20-50 метрах. По возвращении на аэродром был донесение о конвое было передано в Штаб ВВС КБФ. В 19.15 в 1 гвардейский минно-торпедный полк получен приказ о приведении в немедленную готовность 2-х самолетов торпедоносцев.
Понимая, что время уходит, а место кораблей противника к моменту вылета торпедоносцев уже может измениться командования решило послать на разведку самолет, который бы уточнил место конвоя. В 20.18 с аэродрома взлетел разведчик Пе-2 из 73 АП, экипаж: летчик капитан Ерохин, штурман капитан Давыдов, стрелок радист Ершов.
В это время береговые посты наблюдения докладывали о самолетах противника которые находились в районе Кронштадта. В 18.34 зенитные батареи 2-го Полка ЗА обстреляли группу из 6 самолетов типа «ФД-21», израсходовав 16 снарядов 76,2 мм – 16 снарядов. В 20.30 в Штаб Главной базы поступило донесение, что 6 самолетов Не-113 находятся в районе к северу от Сестрорецк, ходят переменными курсами. В 20.35 другой пост донес, что 6 Не-113 скрылись на Норд-вест, в районе Териоки 6-ть «Капрони». В 20.37 оперативный дежурный ПВО сообщил «В районе ф. «Серая лошадь» 5 ФД-21, в районе севернее Сестрорецка курсом Wst 7 «Капрони». Полки ПВО-1,2 пришли готовность №1». Пройти нашему разведчику незамеченным было бы большим везением, в 20.40 поступил доклад «7 «Капрони» атаковали Пе-2 по пеленгу 330 дистанция 100 кб». "
Капитан Ерохин Михаил Спиридонович
"По докладу экипажа в 20.29 в Ш=60°04ʹ Д=28°50ʹ, на высоте 1000-1500 метров самолет был атакован 6-ю Ме-109. Заход для атаки строем фронта с задней полусферы сверху, сзади, слева. Летчик увел «Пешку» к самой воде и продолжил полет отражал атаку огнем своего вооружения и маневрируя по горизонту, в итоге разведчику удалось оторваться от преследователей и вернуться на свой аэродром. В результате воздушного боя экипаж заявил о сбитии одного Ме-109 падение наблюдали Ш=60°04ʹ Д=28°40ʹ и повреждении другого. На аэродроме насчитали 47 пробоин: пробиты винты, бензобаки второй группы правой и левой плоскости, в левой плоскости 7 пробоин, в левом элероне 1 пробоина, в хвостовом оперении 14 пробоин, в фюзеляже 3-4 пробоины, правая плоскость 10 пробоин, капот мотора 1 пробоина, кабина летчика 4 пробоины. Был легко ранен в ногу штурман капитан Давыдов. Было израсходовано 575 патрон к пулемету ШКАС и 130 к пулемету БК."
Герой Советского Союза капитан Давыдов Сергей Степанович
"Это сухие данные документов. В интервью командир экипажа Ерохин Михаил Спиридонович рассказал о том вылете:
В беседе с вашим коррес¬пондентом командир экипажа орденоносец капитан Ерохин сообщил подробности этого беспримерного воздушного боя.
— Солнце уже садилось, когда мы, получив задание, вылетели на разведку, — рассказывает капитан. — Погода по маршруту не благоприятствовала. Иногда мы входили в облака и тогда шли по приборам, а затем вновь выходили и продолжали полет под кромкой облачности.
Не долетев до пункта Н. штурман капитан Давыдов заметил вражеские истребители. Я немедленно принял решение уйти в облачность и стал набирать высоту. Через несколько минут машину сильно бросило и более чем с 2000 метров она пошла в отвесное падение. Оказалось, мы попали в переднюю кромку грозовой облачности. Известны случаи, когда от вхождения в грозовое облако самолет разламывало, и экипаж гиб. Наша машина оказалась довольно крепкой. Мы же отделались лишь легкими ушибами при неожиданном броске в пике. Встряска была столь велика, что я едва держал самолет и с трудом вывел его из падения в 250 метрах от воды. «Мессершмитты» дождались, когда мы вывалились из облаков, и ринулись за нами. Я услышал голос штурмана:
— Нас атакуют, — сообщил Давывдов
— Вскоре застрекотал пулемет. Начался воздушный бой.
Зная, что меня атакуют значительно превосходящие силы, я решил не поворачиваться, чтобы не подставлять себя под прицельный огонь, а маневрируя, стал еще снижаться. В первый момент боя «Мессершмиты» пытались атаковать нас снизу. Однако, мой уход на бреющий (мы шли всего метрах в двадцати от воды) и сильный огонь стрелка-радиста на нижнего люкового пулемета заставил врагов отказаться от своих намерений. Тогда «Мессершмитты» перестроились: два зашли с боков с небольшим превышением, два стали атаковать сзади сверху и два — прямо по горизонтали били с хвоста.
Мимо меня пролетали трассы. Глядя на них, и по сигналам штурмана я делал маневр по горизонту, лишая атакующих прицельной стрельбы. Одна из «Мессершмиттов» приблизился довольно близко.
Его очереди прошили наш самолет в нескольких местах. Вдруг я слышу: «есть». Штурман оторвался на секунду от пулемета и показал мне многозначительно большой палец: дескать хорошо. Оказывается, самого нахального он сбил, дав очередь прямо в упор по носу. «Мессершмитт» врезался в воду па глазах экипажа."
Младший лейтенант Ершов Николай Васильевич
"Пятерка оставшихся стервятников продолжала яростно атаковывать нас со всех сторон. Во время боя Давыдов получал ранение в обе ноги. Но он не выпустил из рук пулемета и по-прежнему отражал атаки, стреляя то вправо, то влево – откуда ближе всего оказывался стервятник. Неожиданно пулемет штурмана замолк. У пулемета пробило гильзопровод, и он перестал перезаряжаться. Стрелок-радист Ершов, пока Давыдов устранял задержку, не переставал отражать атаки. Он проявил исключительную находчивость. Отвинтив бортовой пулемет, Ершов выставил его в астро-люк и так держа на руках, вел огонь, перебрасывая пулемет по надобности то на один, то на другой борт. Стрельба из астро-люка отказалась столь неожиданной для атаковавшего с верхней полусферы, что близко подошедший «Мессершмитт» сам стал жертвой. Несколькими очередями Ершов подбил его и стервятник, я считаю, кончил свое существование, врезавшись, как и первый, в воду.
Штурман быстро исправил повреждение, и последующие атаки оставшейся четверки «Мессершмиттов» были безуспешны. Их ловко отбивали штурман и стрелок-радист.
Я, маневрируя снизился еще больше (почти до пяти метров) и, увидев внизу огромные камня острова и лес, скрылся на фоне их. Истребители проскочили, а затем с отворотом в сторону ушли. Тут штурман заметил на горизонте еще трех «Мессершмиттов», видимо, вызванных на подмогу. Но мы были уже сравнительно в безопасности и шли в свою базу.
Чем объяснить нашу победу в неравной воздушной схватке? Прежде всего тем, что мы хотели победить, мы ненавидели врага, и нас не страшило его превосходство. Драться до победы, драться насмерть было наше решение.
Но наша победа была обусловлена и рядом тактических приёмов которыми экипаж как показал бой, овладел неплохо. Я считаю, что свое временный уход с маневром на бреющем полете сразу же лишил возможности врага атаковать нас снизу и дал нам возможность более сосредоточенно использовать свое вооружение.
Второе. Увидев истребители я не повернул назад, а стал продолжать полет, уходя в море. Этим я увлекал истребителей дальше от базы и ставил их в зависимость от горючего, которого у них все равно бы не хватило на длительное преследование.
Третье — и это главное правильное, умелое и, я бы сказал, находчивое использование вооружения самолета штурманом и стрелком-радистом. Они почти безостановочно отряжали атаки стервятников, с каких бы сектором ни атаковывали."
Финская оперсводка ВВС за 9 августа.
"Пока разворачивались эти события в 20.30 начали взлетать ДБ-3ф на торпедный удар (№38 ведущий гвардии старший лейтенант Овсянников и №18 гвардии лейтенант Кудряшев). Их прикрытие обеспечивали до Кронштадта 4 И-16 из 4 ГИАП (ведущий гвардии старший лейтенант Петров) далее до Тютерса и обратно до Кронштадта 4 И-16 из 71 ИАП (ведущий младший лейтенант Щеголев). В 21.20 торпедоносцы безрезультатно атаковали корабли противника. По подходу группы к Кронштадту с аэродрома Бычье Поле взлетела та же четверка из 4 ГИАП и повела торпедоносцы обратно. Все самолеты благополучно произвели посадку. Встреч с воздушным противником не было. Самолеты противника ушли за разведчиком рассчитывая на легкую добычу, но сильно обламались.
Кто же вел бой с разведчиком капитана Ерохина, а это были 6 самолетов «Брюстер» из 24 эскадрильи, любопытно то что «финские ассы» не стали раздувать этот случай, ну ушел и ушел, повезло. Упоминание об этом бое нет и в финской историографии «Не было ничего. Ничего не было». В итоге неизвестно кто атаковал одинокий разведчик. Да и в нашей литературе описание этого эпизода встречается крайне редко. Возможно теперь удасться установить кто были эти финские летчики."
Финская оперсводка ВВС о воздушном бое (подчеркнуто)