В ночь с 5 на 6 декабря 1978 года на железнодорожной станции Куровская (Орехово-Зуевский район Московской области) произошёл взрыв двух вагонов с промышленными взрывчатыми веществами, в результате которого были повреждены дома более 1 тыс. семей, проживавших в расположенном рядом со станцией городе Куровское.
Два вагона, в каждом из которых было по 60 тонн аммонита (ред. - порошкообразная смесь аммиачной селитры с тринитротолуолом (или с гексогеном), на ночь были оставлены под охраной на подъездных путях. На следующий день аммонит должны были отгрузить на склад находящегося неподалеку завода «Взрывпром».
Взрыв прогремел в 2:50 ночи. Отчасти из-за этого удалось избежать значительных человеческих жертв. На месте вагонов образовалась воронка диаметром 60 и глубиной 10 метров. На станции были крупные повреждения, что фактически парализовало движение поездов, так как пути засыпало обломками.
«Сначала был гул, потом вспышка света, потом сильный толчок»,
- позже вспоминал житель частного дома на улице Свердлова, находящейся рядом с вокзалом.
«Я проснулась от громкого хлопка и звона разбитых стекол. Кинулась прямо босиком туда, где спала дочка. Под ногами хрустели осколки, но каким-то чудом ноги не поранила. На кровати моей девочки, прямо на одеяле, лежала выбитая из проема оконная рама! Но сама малышка уцелела, только испугалась очень»,
- рассказывала другая жительница городка.
По счастливому стечению обстоятельств, значительную часть удара на себя приняла стоявшая в тупике электричка (она прикрыла собой жилой дом № 108 по ул. Свердлова). Из 12 вагонов самой электрички 10 были разрушены.
Как установила выехавшая на место правительственная комиссия под руководством 1-го секретаря Московского обкома КПСС Василия Конотопа, в результате взрыва пострадало 62 государственных и индивидуальных жилых строения, в которых проживали 1 тыс. 236 семей, погибли 2 человека – сторож, охранявший вагоны, и рабочий котельной.
«Комбинатские цеха полностью были без стекол (в то время там были стеклянные термокубики). Но в считанные дни комбинат был восстановлен и начал свою работу. Сильно пострадало здание школы №2. Вылетали даже двери. После этого было принято решение строить новое здание пристройки. Отчасти хорошо, что взрыв прогремел ночью, днем бы было все по-другому. Сильно пострадала и в дальнейшем не была восстановлена ж/д больница. Это старое здание, которое находилось за путями, не подлежало восстановлению. Почти полностью были разрушены ж/д бараки, которые находятся за переездом, пострадала и диспетчерская будка на той стороне (за 108 домом по ул. Свердлова). Людей из бараков железнодорожного поселка на первое время спешно разместили в здании новой тогда ж/д поликлиники (около водонапорной башни)»,
- позже вспоминали местные жители.
В результате проведённого расследования было установлено, что взорвал вагоны сторож, который страдал шизофренией, но сумел скрыть это от медкомиссий. Этот сторож по неопределённым причинам выстрелил в сторону вагонов, в результате чего пуля, пробив деревянную обшивку, попала в груз, чем вызвала его взрыв.
Среди местных жителей сразу стали распространяться достаточно аргументированные слухи о заранее спланированной диверсии, ведь, как рассказывали люди, многие из которых работали на заводе «Взрывпром», для того, чтобы произошел взрыв, одного выстрела было недостаточно.
P. S.
Через 10 лет, в 1988 году, на подходе к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги произошел взрыв трёх вагонов, в которых находился гексоген (общий вес 120 тонн). Его везли из Дзержинска для горных предприятий Казахстана. В результате происшествия погиб 91 человек, в том числе 17 детей.