15 декабря 1963 Лев Яшин признан лучшим футболистом Европы. Помимо звания чемпиона Европы по футболу 1960 года в составе сборной, он является единственным в мире вратарем, получившим премию «Золотой мяч» в 1963 году.
Это сейчас говорят, Яшин — замечательный, гениальный, неповторимый. Да, таким он и был, но по-настоящему оценили вратаря не соотечественники, а иностранцы. Они увидели две игры советского голкипера осенью 1963-го. В ноябре Яшин сыграл за сборную СССР против Италии на римском «Олимпико» в матче на Кубок Европы. Спустя несколько дней он защищал ворота сборной Мира на лондонском «Уэмбли» в матче в честь 150-летия английского футбола. В обеих встречах Яшин играл феноменально и стал обладателем «Золотого мяча», приза лучшему футболисту Европы, который учредил еженедельник «Франс футбол».
Впрочем, квалификация голкипера московского «Динамо» — за этот клуб он выступал 22 (!) сезона — и ранее не вызывала сомнений. Ворота национальной сборной Яшин защищал с 1954 года, в ее составе завоевал золото Олимпиады-56 и Кубок Европы-60. Он был не только заслуженным мастером спортом, но и заслуженным человеком. И вдруг…
В четвертьфинальном матче чемпионате мира 1962 года сборная СССР уступила хозяевам — чилийцам со счетом 1:2. Решающий гол забил форвард южноамериканцев Рохас. Иногда по телевизору показывают кадры той злосчастной игры. Но на мутной кинопленке, где с трудом различаются фигуры, ничего понять нельзя. Видно лишь, как мяч влетает в сетку наших ворот. И удар вроде не сильный…
В поражении всей команды обвинили одного Яшина, который, кстати, был закрыт игроками. Якобы какой-то корреспондент написал репортаж, где утверждал, что Яшин «проспал» тот удар.
Но до сих пор не известно имя того журналиста. Никто никогда не цитировал тот материал. И очень сомнительно, что всю кашу заваривал один-единственный корреспондент. Скорее всего, футбольным начальникам нужно было объяснить партийному руководству, почему сборная огромного Советского Союза продула команде крошечной Чили.
На Яшина обрушилась волна «народного гнева». Люди, которые недавно возносили голкипера до небес, стали его унижать, оскорблять. Это была настоящая травля, причем безжалостная. Ее голкипер выдержал с огромным трудом.
Справедливости ради стоит заметить, что под ударом оказалась вся сборная СССР. Верховный гнев — не Хрущева ли, часом? — был так велик, что после матча с Чили, который был сыгран в июне 1962-го, главную команду страны убрали с глаз долой. Следующую встречу советская команда провела почти через год — в мае шестьдесят третьего. И снова проиграла, причем с Яшиным.
Сейчас пишут, что тренер сборной Константин Бесков после Чили потерял интерес к динамовскому голкиперу. Это не так — в сезоне 1963 года Лев Иванович продолжал выступления за главную команду страны. Но в игре 1/8 финала против Италии на Кубок Европы в Москве Бесков по каким-то, возможно, объективным причинам предпочел поставить в ворота кутаисского торпедовца Рамаза Урушадзе. Тот, кстати, сыграл уверенно и сохранил свои ворота в неприкосновенности.
Наша сборная выиграла 2:0, но было опасение, что в ответной игре, где итальянцы будут рвать и метать, грузинский голкипер может не выдержать. И тогда снова позвали Яшина…
Если бы в тот вечер Лев Иванович сыграл неважно или даже пристойно, но не спас команду, не выцарапал ту великую ничью, его карьера бы точно завершилась. Тихо и скромно.
Но в Риме Яшина посетило великое вдохновение. Он сражался против разъяренных итальянцев — за всю страну и за самого себя. Он затмил главного претендента на «Золотой мяч» юного Джанни Риверу. Хотя форвард и забил в конце игры гол, но тот уже ничего не мог изменить. Итальянцы по итогам двух матчей были выбиты из Кубка Европы сборной Советского Союза.
К счастью, матч в Риме увидела вся Европа. И, конечно, оценила блеск яшинской игры. Спустя несколько дней в Лондоне советский вратарь подтвердил свой высочайший класс.
После игры в составе сборной мира против англичан, состоявшейся на следующий день после 34-летия Яшина, которую транслировали на всю планету, уже никто не сомневался, кого назовут лучшим футболистом Европы. Так и произошло — 85 журналистов отдали свои голоса Яшину. Намного отстал от него Ривера, третьим был англичанин Джимми Гривс.
В своей книге «Записки вратаря», вышедшей в 1976 году, Яшин упомянул о своем европейском триумфе. Кстати, он стал восьмым лауреатом «Золотого мяча».
Конечно, Яшину было очень приятно. Тем более, до него приз получали такие яркие индивидуальности, как англичанин Стэнли Мэтьюз, испанец Альфредо Ди Стефано, француз Раймон Копа, итальянец Омар Сивори. Но предельно скромный Яшин не изменил себе и на этот раз.
«И я сознавал: моя награда — признание футбольных заслуг нашей страны, — писал Лев Иванович. — И еще — признание достижений нашей вратарской школы, потому что в истории „Золотого мяча“ это был первый (да и до сих пор пока единственный) случай, когда его вручили вратарю…»
Давно отшумел ХХ век, отсчитывает год за годом ХXI столетие, но на этот приз - с 2010 года его называют «Золотой мяч ФИФА» — так и не отыскался преемник Яшина!
Более того, он остается — тоже полвека — в списке лучших футболистов континента единственным представителем России. Обладатели «Золотого мяча» 1975 и 1986 годов Олег Блохин и Игорь Беланов, как и Яшин, были из СССР, но жили на Украине и выступали за команду этой республики — киевское «Динамо». Стоит напомнить, что еще один представитель Украины — уже независимой страны — получил престижную награду в 2004 году. Это был Андрей Шевченко.
…Яшина награждали «Золотым мячом» без фанфар и громких речей. Накануне четвертьфинальной игры сборной СССР на Кубок Европы со Швецией в мае 1964 года главный редактор еженедельника «Франс футбол» Юрбини вручил Льву Ивановичу статуэтку, сказал несколько теплых слов. Его поздравили товарищи по команде, 100-тысячная арена Лужников разразилась восторженным ревом. Среди зрителей наверняка были и те, кто недавно бросал Яшину обидные слова…
Получив европейское признание, Яшин еще пять лет играл за сборную. В его биографии были разные матчи — отличные и средние. Случалось, он ошибался. Например, в отборочной игре чемпионата Европы против Австрии в 1967-м на поле Лужников Лев Иванович просто не обратил внимания на удар, нет, на легкий пинок мяча из-за пределов штрафной человека по фамилии Зибер.
Наверное, спустя много лет австриец с гордостью рассказывал внукам, что забил гол самому Яшину.
Ну а Лев Иванович был просто человеком, а человеку свойственно ошибаться. Но уже ничто и никто не смог затмить сияние его славы.
Валерий Бурт