21 декабря 2021

Легендарное оружие Победы: грозный «Папаша» — пистолет-пулемет системы Шпагина — ППШ


21 декабря 1940 года на вооружение был официально принят пистолет-пулемет системы Шпагина (ППШ). Он быстро завоевал популярность у красноармейцев, которые стали ласково называть его «папаша» и заслуженно стал символом советского солдата-победителя. Пистолет-пулемет системы Шпагина был самым массовым автоматическим оружием не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, с которым Красная Армия в прямом и переносном смысле прошла свой нелегкий путь от Москвы и до Берлина.


Для начала определимся с терминологией. Что такое пистолет-пулемет и чем он отличается от автомата? Пистолет-пулемет — это автоматическое оружие, из которого можно вести огонь очередями, рассчитанное на пистолетный патрон.

Часто мы говорим «рота автоматчиков» (а не пистолет-пулеметчиков). Хотя, если речь идет о Великой Отечественной войне, в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о пистолете-пулемете. Автомат — это иное оружие уже не под пистолетный, а промежуточный патрон.

Первый советский пистолет-пулемет системы Дегтярева ППД был принят на вооружение в 1934 г. с коробчатым магазином на 25 патронов. Однако он выпускался в небольших количествах, а само оружие (и не только в СССР) явно недооценивалось. Советско-финская война показала эффективность пистолетов-пулеметов в ближнем бою, поэтому было решено возобновить производство ППД, но с диском на 71 патрон. Однако ППД-40 был сложен и дорог в производстве (около 900 рублей), поэтому нужен был другой образец, сочетающий в себе надежность и простоту производства. И таким оружием стал легендарный ППШ, созданный Георгием Семеновичем Шпагиным. Стоимость его ППШ в производстве составляла 142 рубля.


Нередко в кинофильмах, монументальной скульптуре и живописи ППШ показан у советских воинов с первых дней войны. Однако реально ставший легендой пистолет-пулемет появился в действующей армии несколько позже. Официально пистолет-пулемет системы Шпагина образца 1941 года был принят на вооружение 21 декабря 1940 года. Производство первоначально предполагалось наладить на заводе скобяных изделий в Загорске, так как ни Тула, ни Ижевск не имели необходимого мощного прессового оборудования. До осени 1941 года было выпущено около 57 тысяч ППШ, которые попали на фронт только к началу Московской битвы. Тогда же производство начало налаживаться на ряде московских предприятий, продукция которых поздней осенью 1941 года стала поступать в действующую армию. Правда, количество ППШ в конце 1941 года было еще крайне невелико.

Первые ППШ имели секторный прицел на 500 метров. Но поразить противника пистолетной пулей от ТТ с 500 метров практически невозможно, и позднее появился перекидной прицел на 100 и 200 метров. У спускового крючка расположен переводчик огня, позволяющий вести огонь как очередями, так и одиночными выстрелами.


Первоначально ППШ оснащались дисковым магазином, который был достаточно тяжел и который необходимо снаряжать по одному патрону, что в полевых условиях было неудобно. Кроме того, магазины первых ППШ-41 не были взаимозаменяемыми (на диске краской ставили номер оружия, и к аналогичному ППШ он мог уже не подойти). С марта 1942 г. на крупных предприятиях удалось добиться взаимозаменяемости магазинов, а с 1942 года появился и секторный магазин на 35 патронов.

До сих пор остается открытым вопрос о количестве выпущенных в СССР пистолетов-пулеметов системы Шпагина. Исследователями, весьма приблизительно, приводится цифра около 5 млн единиц — это самый массовый пистолет-пулемет и образец автоматического вооружения Второй мировой войны. В оценках всегда будет разногласие, поскольку не все выпущенные предприятием образцы принимались военной приемкой. Часть браковалась и возвращалась на завод, и такой пистолет-пулемет мог вполне дважды проходить на предприятии как выпущенная единица в различное время.

Нет и полного списка предприятий, которые занимались выпуском ППШ. Известно не менее 19 производителей, которые выпустили сколько-нибудь крупные партии, но существовал ряд, выпуск на которых продолжался чрезвычайно короткое время и выявить их крайне нелегко. Наибольшее число ППШ было выпущено в Вятских Полянах (около 2 млн.) и несколько меньше в Москве, на ЗИСе и Московском заводе счетных машин.

Огромное в сравнении с противником количество пистолетов-пулеметов (одних ППШ более 5 млн) позволило создать в Красной Армии к середине войны целые роты автоматчиков. В вермахте все было куда скромнее — против 5 млн ППШ у противника за все время войны было выпущено 760 тыс. MP-38 и MP-40.


В качестве примера относительно небольшого регионального производства можно вспомнить ППШ-41, выпущенные Бакинским машиностроительным заводом им. Феликса Дзержинского в первой половине 1942 года. Пистолет-пулемёт был оснащён секторным прицелом на дистанцию до 500 метров. Отсутствовала взаимозаменяемость дисковых магазинов, которые подгонялись под каждый пистолет-пулемет. На кожухе ствола клеймо в виде заключенных в овал букв «ФД».

Вероятно, было выпущено всего несколько десятков тысяч подобных ППШ, которые нашли применение только в битве за Кавказ. Дальнейшее использование выпущенных в Баку пистолетов-пулемётов в Великой Отечественной войне на данный момент не прослеживается. Один из таких ППШ был найден у «Приюта 11» на Эльбрусе, где в сентябре 1942 года погибла рота лейтенанта Григорянца.

В 1942—1943 гг. производство ППШ-41 для Красной Армии велось и на пулеметном заводе в Тегеране (общий выпуск не превышал 30 тыс.). Иранские ППШ отличались наличием ореховой ложи вместо березовой, и подобные образцы крайне редко можно встретить в музейных коллекциях. Это оружие также попадало в советские части на Северном Кавказе и Закавказье.


Летом 1942 года прошел полигонные испытания еще один пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-2). Как и предшественник, он отличался простотой и надежностью. Оружие снабжалось отъемным деревянным прикладом (а часть со складным металлическим прикладом). Питание происходило из секторного магазина на 35 патронов. Тут Шпагину удалось устранить один из недостатков предыдущего образца — достаточно большой вес оружия. Однако добиться высокой кучности стрельбы не удалось. В результате было отмечено, что ППШ-2 значительных преимуществ перед существующими пистолетами-пулеметами не имеет, и на вооружение официально данный образец принят не был. Видимо, была изготовлена опытная партия (около 1000 единиц), которые в дальнейшем были направлены в тыловые части. Были ли ППШ-2 на фронте — это вопрос, который ждет своего исследователя и требует серьезной кропотливой работы.

В годы войны выпуск аналога ППШ был налажен и в крупных партизанских отрядах. Но для партизан производство этого образца в сравнении с другими пистолетами-пулеметами было весьма непростым. Оно требовало наличия мощного прессового оборудования, которого в партизанских отрядах, естественно, быть не могло. Второй проблемой было производство дисковых магазинов, требовавших выпуска пружины подавателя, создать которую вне заводских условий весьма проблематично. Поэтому даже самодельные ППШ, выпущенные в партизанских отрядах чаще всего имели магазины заводского производства.

Зато выпуск секторных магазинов на 35 патронов для ППШ был, наоборот, легко освоен в партизанских мастерских. Примечательно, что если в заводских условиях более простым, технологичным и дешевым было производство ППШ, то для партизан более оптимальным оказался ППД, основные узлы которого изготовлялись из труб различного диаметра. Ствол пистолета-пулемета изготовлялся из стволов пулемета Дегтярева (ДП-27) или винтовок, длинный винтовочный ствол распиливался на несколько частей и мог быть использован для производства двух-трех пистолетов-пулеметов.


Помимо Красной Армии ППШ активно использовался и в ряде других стран, в том числе и противников СССР. Известно, что 10 тысяч трофейных ППШ немцы перестволили под свой 9-мм парабеллумный патрон, отмечая: «В атаке МП-40; в обороне — ППШ». Данные образцы были переделаны для использования 32-зарядного магазина MP-40. Кстати, и сам знаменитый по кинофильмам (в реальной жизни он встречался куда реже) немецкий MP-40 не избежал влияния ППШ. Очень быстро немцы скопировали для собственного пистолета-пулемета предохранитель, который удерживал затвор в переднем положении.

В послевоенный период ППШ-41 производился в Северной Корее, Китае и Польше. Один из первых корейских ППШ (вариант с дисковым магазином) был подарен Сталину в 1949 году на 70-летний юбилей. В советской армии легендарный ППШ-41 будет оставаться на вооружении до 1956 года.


Литература:


  • Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. М., 1983.
  • Материальная часть стрелкового оружия. Под ред. А. А. Благонравова. Книга 1, М., 1945.
  • Оружие Победы. Под общ. ред. В. Н. Новикова. М., 1987.
  • Скоринко Г. В., Лопарев С. А. Партизанское оружие. Минск, 2014.


Юрий Старшов