19 декабря 2021

Храмовые проститутки и пивные оргии: какой была проституция в Междуречье

9.jpg

Шумерский царь, исполняя ритуал, совокупляется со жрицей богини Инанны, а аккадский отец предостерегает сына, чтобы тот не женился на храмовой проститутке. Ремесленники лепят из глины изображения женщин, занимающихся сексом и попивающих при этом пиво через трубочку, а чиновники записывают на глиняных табличках количество зерна, выданное семи проституткам за работу. Все это — эпизоды из жизни древнейшей профессии в том самом месте, где она, вероятнее всего, возникла — в землях шумеров и сменивших их вавилонян и ассирийцев.

Рассказываем, как это было:

Строгие нравы, но легальная проституция

Междуречье рек Тигр и Евфрат — одна из колыбелей цивилизации. Примерно в одно время с появлением древнеегипетских царств в этой плодородной долине зародились первые города-государства. Они прославились своими земледельцами, ремесленниками и воинами, а также нравами, свобода которых поражала соседние народы. Впрочем, все несколько сложнее: формально личная жизнь жителей Междуречья была строго регламентирована законами, которые дошли до нас на глиняных табличках.

Женщина, вышедшая замуж, оставалась на своей половине дома, ведя хозяйство, и не имела возможности выйти лишний раз на улицу. Домогательства до такой матроны были строго запрещены, а человека, пойманного за подобным, ждала смерть. Например, в знаменитых законах вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 1792-1750 годах до н.э., 130-й закон указано:

«Если кто сделает насилие над женою (обрученною или детородною) другого человека, которая никогда не знала мужчины и живет в доме отца своего, и переспит с нею, то этот человек должен быть предан смерти, а жена непорочна».

Ассирийские законы более позднего времени, 1075 года до н.э., также беспощадны к насильникам:

«Если жена мужчины будет идти по дороге, и мужчина схватит ее и скажет ей: «Я непременно совокуплюсь с тобою»; если она не захочет и не будет защищаться, и он схватит ее силою и изнасилует ее, то поймают ли его на жене мужчины, или по слову женщины, которую он изнасиловал, старейшины будут судить его, и предадут его смерти. Для женщины нет наказания».

Такие же жесткие законы были и против адюльтера. Например, 129 статья законов Хаммурапи гласила:

«Если жена мужчины будет неожиданно (поймана в разгаре адюльтера) с другим мужчиной, то оба должны быть связаны и брошены в воду, но муж может помиловать свою жену, а царь — своих рабов».
Кодекс Хаммурапи Кодекс Хаммурапи

Что же оставалось неженатым молодым мужчинам, путешественникам и другим людям, которые не могли законно заняться сексом с женой? Их одиночество скрашивала проституция, вполне легальная и считавшаяся чем-то обыденным.

Сколько стоили услуги проститутки: от хлебного пайка до месячной зарплаты простого рабочего

Глиняные таблички, в большом количестве найденные в Междуречье, содержат множество текстов, от поэм и мифов до описи товаров. И именно в них мы впервые встречаем упоминание проституции, а также узнаем имена первых шести известных нам представительниц древнейшей профессии.

Эти таблички принадлежат шумерскому городу Шуруппак, центру зернохранения, и относятся к периоду 2600-2500 до н.э. В данных записях говорится о распределении зерновых пайков среди работников, чиновников, виночерпиев, врачей, глашатаев и плакальщиц. В этой пестрой толпе затесались семь проституток. Девицы находились на официальной работе и получали за нее паек. Как и остальные простые работяги, они должны были стоять за хлебом в очереди. 

Одна из тех самых табличек Одна из тех самых табличек

Имя одной девушки стесало время, но шесть других вполне читаемы. Позвольте представить: Ан-ама-гу, Ан-му-да, Иги-гун, Нин-гу-гал, Нин-мен и Нин-ни-ги. Особенно любопытно, что рядом с Нин-мен в очереди стоял некий Шиму, являющийся ее законным мужем. Следовательно, он занимается тем, что продает собственную жену и наживается на этом. А вот и первый оставшийся в истории сутенер!

Не стоит излишне удивляться подобным моментам. Как полагает исследователь Джеральд Купер в статье «Сексуальная работа. Социальная и экономическая роль проституток в древней Месопотамии», девушек, а особенно рабынь в Междуречье, часто использовали для такого ремесла. Нередко богатые женщины «удочеряли» девочек из бедных семей, чтобы потом зарабатывать, заставляя их заниматься проституцией.

Джеральд Купер пишет: «Дети обоих полов отдавались в залог или продавались для «усыновления». Из такой практики легко развивалась проституция женщин-членов семьи в интересах главы семьи. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство, или их обнищавшие мужья могли использовать их таким образом».
5-1.jpg

Купер же упоминает и стоимость услуг. Речь идет об одном-полутора сиклях серебра. Столько же получал наемный рабочий в Междуречье за месяц. Чаще всего уличные девушки стояли или у ворот города, или у его стен, а также могли поджидать клиента в тавернах.

Пиво, кабаки и секс

Таверны во все времена были символом кутежа и разврата. И именно в Междуречье мы находим первые доказательства того, что проституция в этих землях крепко ассоциировалась с алкоголем и кабаками. Например, в статье «Богиня в простынях, проститутка на улицах: Изучение общественного и частного разделения полов в месопотамских городах» исследовательница Джорджия Вэнс приводит слова правителя Ассирии Шамши-Адада, царствовавшего в 1810-1775 годах до н.э. где тот жалуется, что его люди сбежали из дворца «для вечеринок, для bīt sābītim и для разврата».

Bīt sābītim — это и есть таверна, причем именно содержащаяся женщиной. Для таверны, хозяином которой являлся мужчина, используется термин bīt sābîm. Царь вполне справедливо ожидает от своих непутевых подданных адской пьянки и оргий именно в тавернах, которые содержат женщины. Этот момент позволяет нам предположить, что хозяйки таких заведений выполняли те же функции, что и «маман» в борделе.

Иштар Иштар

Более того, в гимне, записанном на глиняной табличке, шумерская богиня Инанна, позже известная как Иштар, говорит о себе: 

«Когда я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».

Таверна в этом отрывке напрямую связана с платным сексом, раз даже богиня становится проституткой, сидя у ее ворот. Более того, в другом шумерском произведении «Проклятие Агаде», датированном 2100 годом до н.э., есть такие слова:

«Пусть твой скотобоец зарежет свою жену, пусть твой мясник овец зарежет своего ребенка! Пусть ваша проститутка повесится у входа в свою таверну! Пусть ваши беременные жрицы и храмовые проститутки абортируют своих детей!»

Существует большое количество глиняных пластинок, на которых оттиснуты изображения вполне порнографического характера. И все они объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.

Один из вариантов изображения Один из вариантов изображения

Изображения трактуют по разному. В статье «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» приводятся слова израильского исследователя Илана Пеледа о том, что эти изображения могли быть предметами для почитания богини любви и войны Иштар, амулетами для отпугивания злых духов или просто изображали занятие проституцией в таверне.

Уже упомянутый нами Джеральд Купер считает: «Изображения на терракотовых бляшках начала второго тысячелетия, показывающие стоящее гетеросексуальное соитие сзади, в то время как женщина, наклонившись вперед, пьет пиво через питьевую трубку, не следует воспринимать буквально, оно, скорее, символизируют связь между потреблением алкоголя и сексуальной активностью». 

Скорее всего, не стоит искать сложных ответов на простые вопросы. По мнению все того же Илана Пеледа: «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле».

Секс царя с богиней и храмовая проституция

Во времена шумеров существовал обычай, первое упоминание о котором датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Суть ритуала в том, что царь города-государства проводил ночь с богиней Инанной, тем самым закрепляя священный союз и получая благословение для всего царства. Как утверждает Фредерик Апфель-Марглен в своей статье «Иеродулия»:

«Говоря коротко, ритуал предполагал церемониальное публичное соитие царя, представлявшего мужа богини плодородия — Думузи (аккадского Таммуза), и представительницы Инанны, каковой, по-видимому, являлась верховная жрица богини — глава храмовых иеродул».

В шумерском тексте «A šir-namursaĝa to Ninsiana for Iddin-Dagan» этот ритуал описывается так:

«Царь идет к ее священным бедрам с высоко поднятой головой, он идет к бедрам Инанны с высоко поднятой головой. Ама-укумгалана ложится рядом с ней и ласкает ее священные бедра. После того как госпожа порадовала его своими святыми бедрами на ложе, после того как святая Инанна порадовала его своими святыми бедрами на ложе».
10-1.jpg

Постепенно ритуальное совокупление царя превратилось в обычай храмовой проституции, когда менее привилегированные жрицы занимались сексом с мужчинами, относя часть или все заработанное в храм в качестве жертвы богине. Древнегреческий историк Геродот Галикарнасский, живший 484-425 гг до н.э., описывает уже совершенно жесткий с нашей современной точки зрения обычай.

По его словам, все женщины Вавилона должны однажды отдаться мужчине в храме Инанны (Иштар), чтобы выйти замуж. Вот что пишет «отец истории»:

«У вавилонян есть один позорнейший обычай. Каждая женщина, родившаяся в этой стране, должна один раз в жизни пойти и сесть на участке Венеры (Иштар), и там вступить в связь с незнакомцем… Женщине, занявшей свое место, не разрешается возвращаться домой, пока один из чужеземцев не бросит ей на колени серебряную монету и не уведет ее с собой за пределы священной земли… Серебряная монета может быть любого размера; от нее нельзя отказываться, ибо это запрещено законом, так как брошенная монета священна. Женщина идет с первым мужчиной, который бросает ей деньги, и никому не отказывает. Когда она пойдет с ним и тем удовлетворит богиню, она возвращается домой, и с этого времени никакой подарок, каким бы большим он ни был, не будет иметь для нее успеха».

Исследователь Моррис Джастроу, автор книги «Аспекты религиозных верований и практики в Вавилонии и Ассирии», с Геродотом не согласен: «…знаменитый отрывок из Геродота, где описывается «позорный обычай» принудительного, но добровольного осквернения каждой женщины в Вавилоне в храме перед тем, как получить право на брак, частично основан на преувеличении, частично на неправильном понимании религиозного обряда». 

Однако существование храмовой проституции, пусть и не в таком жестком варианте, как ее описывает Геродот, подтверждают изображения на оттисках печати из древнешумерского города Ур. Как говорит уже не раз упомянутый Джеральд Купер: «Тем не менее, я остаюсь при своем умозрительном заключении, что сексуальность не была чужеродной для храма».

Более того, заботливый аккадский папаша в наставлениях своему сыну, оставленных в 2200 годах до н.э., предостерегает: «Не женись на проститутке, у которой мужей много, на Иштар-женщине, которая посвящена богу… Когда у тебя беда, она не поддержит тебя, когда у тебя спор, она будет насмешницей».

Из текста становится понятно, что отец приравнивает проститутку к «женщине Иштар» — явно жрице богини, занимающейся храмовой проституцией.

Таким образом, мужчины древнего Междуречья имели довольно большой выбор сексуальных развлечений, как в храмах, так и у городских ворот и в тавернах. Ну а в дороге всегда можно было посмотреть на глиняную табличку с порнографией.