21 декабря 2021

Самый «разрушительный» бомбардировщик в мире

18 декабря 1981 года летчик-испытатель Борис Веремей впервые поднял в воздух прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, ставшего вершиной развития советской бомбардировочной авиации. За характерную белую «противоатомную» окраску, снижающую воздействие светового излучения ядерного взрыва, самолет вскоре получил неофициальное прозвище «Белый лебедь». В октябре 1984-го взлетел первый серийный экземпляр, а в дальнейшем, до распада СССР, было построено 26 серийных машин.

В постсоветской России, из оставшихся запчастей, собрали еще четыре бомбардировщика. В Украине после распада СССР осталось 19 Ту-160. 8 сентября 1999 года в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по передаче 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов(то есть, практически даром). Передача была завершена 21 февраля 2000 года, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2», один оставшийся в Украине Ту-160 был передан в Полтавский музей дальней авиации. Сейчас в составе ВВС РФ числится 16 Ту-160, в том числе шесть модернизированных Ту-160М1. Все самолеты входят в состав 22-й Гвардейской Донбасской авиадивизии и базируются на аэродроме Энгельс.

В 2017 году Министерство обороны РФ объявило о предстоящем возобновлении полномасштабного производства Ту-160 в новой модификации М2 с улучшенным приборным оборудованием. Планируется выпустить аж 50 таких самолетов по цене 250 миллионов долларов за штуку. Но заявленная стоимость вряд ли соответствует действительности потому как 250 миллионов Ту-160 стоил в далеком 2003-м году, сейчас же, реальная стоимость постройки подобного самолета обойдется не менее чем в 400 миллионов долларов.

Стоит сказать, что абсурдность данного решения граничит с безумием. Но если предположить, что каким-то чудом, России удастся  построить пятьдесят Ту-160 то тогда этот самолет можно будет назвать самым разрушительным бомбардировщиком в мире, потому-что он полностью разрушит и без того слабую экономику РФ.  Помимо этого, российские ВКС получат еще и один из самых бесполезных самолетов. Ведь как ни модернизируй по авионике машину, разработанную еще при Брежневе, все равно, она останется морально, а главное, концептуально устаревшей. Прежде всего — потому что «Лебедя» проектировали без учета стелс-технологий, о которых в СССР не имели ни малейшего понятия. В 1970-е годы считалось, что сверхзвуковая скорость может служить для бомбардировщика достаточной защитой, но от современных средств ПВО она уже не спасает.

Понятно, что основной потенциальной мишенью для Ту-160 являются США, но в случае глобальной термоядерной войны их аэродромы станут первоочередными целями для американских баллистических ракет с подлетным временем менее получаса. И вряд ли за это время все они успеют подняться в воздух. А если успеют, то маловероятно, что они смогут незаметно подлететь к Соединенным Штатам на дистанцию 2500-3000 км, с которой осуществляется запуск крылатых ракет Х-55СМ/Х-555.

Если лететь по прямой, то «Лебедей» с высокой долей вероятности перестреляют еще над Западной Европой или — над Восточной Атлантикой, а если — через Северный полюс, то их неизбежно засечет цепочка американских радаров, развернутых в Гренландии и на севере Канады. Но даже если Ту-160, по какой-то неизвестной причине, не будут уничтожены на подлете к береговой линии Канады, то им придется преодолеть в её воздушном пространстве путь аж в 4 тысячи километров прежде чем они достигнут США. Так как крейсерская скорость Ту-160 составляет всего 850 км/ч то на это им потребуется почти пять часов. Надеется на то, что за это время их никто не собьет может только очень наивный человек.

P.S.Справедливости ради стоит сказать, что Ту-160, для своего времени, был действительно техническим шедевром и одним из красивейших самолетов в мире, но он появился на свет слишком поздно. «Белый лебедь» устарел еще до того как впервые поднялся в небо.