Парижский пейзаж начала 15-го века
Иллюстраторы того времени любили помещать на свои миниатюры архитектурные детали французской столицы. Уже тогда существовали памятники, которые стали визитной карточкой Парижа: Нотр-Дам, капелла-реликварий Сен-Шапель, Лувр. Париж уже тогда восхищал весь христианский мир. Особенно его красоту отмечал хронист Гильберт Мецский.
Казалось, что волнения и катаклизмы, которые сотрясали Париж в период правления Иоанна II Доброго (1350−1364), остановили развитие города. Однако этого не случилось, и при Карле V (1364−1380) в столице шли крупные строительные работы, определившие её облик до начала 18-го столетия.
Увеличивавшийся город требовал новой укреплённой стены: прежние оборонительные сооружения не выдержали напора новых жилых зданий, которые росли как грибы. Новая стена уже отходила от Сены в районе моста Карузель и образовывала что-то похожее на полукруг. Укрепления доходили до места, где был возведён мост Аустерлица. Зубчатая стена с башнями была защищена двойным рвом со стоячей водой. Самые крепкие сооружения были возведены для обороны ворот Сент-Оноре, Монмартр, Сен-Дени, Сен-Мартен, Тампль, Сент-Антуан. Последние ворота относились к одноимённому укреплённому замку. Этот «крепкий орешек» ведёт свою историю с 1370 года: королевская твердыня работала как склад оружия, а иногда и как тюрьма. Восток города благодаря Сент-Антуану был надёжно защищён.
Лувр — полная противоположность. Теперь он располагался далеко за городскими стенами. Это был уже не замок, а дворец. Кроме того, знать постепенно облюбовала его окрестности.
Бывшие предместья, которые слились с городом благодаря новой системе укреплений, создали особый религиозный район Парижа. Монастырь целестинцев отлично дополнил архитектурный пейзаж столицы благодаря дарам Карла V и стараниям его сына Людовика Орлеанского. Статуи монарха и его супруги Жанны де Бурбон и внутренняя роспись фресками украшали церковь, которую посещали придворные аристократы. Между монастырём и Сеной находились площадка для игры в шары и ристалище для рыцарских турниров. В Сент-Поле был организован королевский зоопарк, где проживали экзотические для той поры звери и птицы.
Но всё портил район под названием Marais («болото»). Именно этот ручьистый район c балочными мостами придавал Парижу сельский вид. В 1414, 1426, 1427, 1432 и 1442 годах город топило, и квартал Маре оказывался в самом тяжёлом положении. При таких бедствиях крепость Тампль оставалась отрезанной от основной части французской столицы.
Конечно, главные места средневекового Парижа — это торговый центр Ситэ на правом берегу Сены и Сорбонна на левом. Таверны, лавки ремесленников и торговцев, трактиры с причудливыми вывесками — всё население столицы гуляло именно там. Также Париж невозможно было представить без мостов.
Порядок и управление
Столица нуждалась в обеспечении порядка и поставках продовольствия. Управляли городом две силы: парижский муниципалитет и королевский пево. Муниципалитет был главным органом, отвечавшим за интересы купцов. В 15-м веке в его компетенцию входили экономические вопросы (наблюдение за цехами, регламентация торговли, контроль за снабжением).
Королевский прево обеспечивал безопасность и чистоту города. Уборка общественных мест, порядок на улицах, безопасность в тавернах и других развлекательных местах — всё это ложилось на плечи прево. Помогали ему конные и пешие патрули. Конный патруль обеспечивал порядок и за пределами городских стен, а пеший работал исключительно внутри укреплений столицы. Органы правопорядка отличали эмблемы и секиры. Прево также обеспечивал работу судов: гражданского и уголовного.
Соблюдение чистоты было огромной проблемой. Помои выливались на улицу и попадали в источники. Проводить «уборку» следовало только после предупреждения находящихся на улице. Чаще всего кричали: «Берегись воды!» При этом запрещалось выбрасывать мусор на улицы или в Сену. Не дозволялось откармливать свиней (кроме хрюшек из Сент-Антуана, которые носили на шее колокольчики и держались специально для поедания нечистот на улицах Парижа). Жители должны были убирать участки перед своими домами и вывозить мусор за городские стены.
В 15-м столетии в Париже было около 30 публичных бань. Работали и госпитали, где ухаживали за жертвами эпидемий и мора.
Чем кормить столицу
Пригородные земли, принадлежавшие парижанам, а также сёла, продукцию которых могли реквизировать в пользу короля, являлись важными источниками пропитания города. В особенности это относилось к виноградникам. В город везли овощи, фрукты, молоко, яйца, скот. Продукты также транспортировали по Сене. Например, зерно. Его выгружали в Гревском порту.
Потребление мяса в Париже 15-го века — это особая и удивительная статья расходов. «Парижский хозяин» (аналог русского «Домостроя») давал следующие данные по ежегодной поставке скота в столицу: 30 тыс. быков, 188 тыс. баранов 30 тыс. свиней и 19 тыс. телят. Гильберт Мецский привёл следующие цифры: 12 тыс. быков, 31 тыс. свиней и 26 тыс. телят.
Еженедельно французская столица съедала более 3 тыс. баранов, 500 быков, 300 телят и 600 свиней. Эти цифры касаются лишь простых горожан и не затрагивают элиту.
Одна резиденция монарха требовала 120 баранов, 16 быков, 16 телят, 12 свиней и 200 единиц копчёной свинины. Ещё была птица и дичь: каждую неделю поставляли по 600 кур, 200 пар голубей, 50 козлят, 50 гусят. На трапезе у герцога Беррийского каждое воскресенье, а также на праздниках съедали по 3 быка, 30 баранов, 160 куропаток и 160 зайце