18 декабря 218 года до н. э. произошла битва при Треббии – нам эта итальянская речка памятна победой Суворова (фактически, уничтожившего тогда Неаполитанскую армию Бонапарта) – но двумя тысячелетиями ранее здесь столкнулись Ганнибал и Рим… Итак – по порядку.
…Тезис «Карфаген должен быть разрушен» возник задолго до того, как будет высказан вслух – сразу, едва зоны влияния двух неуклонно расширяющихся государств сойдутся вплотную. (Потомки финикийских переселенцев, пунийцы, двигались на север; граждане Вечного города – на юг). После двадцатилетней Первой Пунической войны римлянам удалось отжать у конкурентов Сицилию – но вскоре те отчасти отыграются, завоевав Испанию с её серебряными рудниками… (Правда, бо́льшая часть драгметалла шла на выплату контрибуции всё тому же Риму).
…Мирный договор (на самом деле – не слишком обременительный) заключал Гамилькар Барка (то есть – «Молния»); он же теперь командовал на Пиренеях – взяв в поход своего юного сына, Ганнибала. (Предварительно папаша заставит отпрыска поклясться «быть вечным врагом Рима» – и эта Ганнибалова клятва станет расхожим мемом… Возможно, дело было не совсем так… (В конце концов, именно римляне объявят своими врагами Ганнибала и Карфаген – генерала затравят, а город разрушат!.. К тому же, наши основные источники – написанные спустя столетие труды грека Полибия, и (ещё через сотню лет) – римлянина Тита Ливия).
…Так или иначе – со временем возмужавший Ганнибал получает командование армией. (Этому изо всех сил противился Ганнон – лидер «партии мира» (или, если угодно – «проримской») – «баркиды», в свою очередь, были против Рима и за войну… политическая борьба в столице продолжится с переменным успехом – и не раз самым скверным образом скажется на делах воюющего вдали от дома Ганнибала…)
…Он, тем временем, действительно начинает действовать, осадив иберийский город Сагунт. (Ранее там произошёл конфликт между «римской» и «карфагенской» партиями – римляне успеют первыми, разгонят конкурентов – а Ганнибалу погрозят пальчиком: мол, нечего лезть в чужие суверенные дела… Тот высокопарно ответит: «Карфагеняне искони блюдут правило защищать всех угнетённых!» …Спустя восемь месяцев Сагунт падёт – мужчин перебьют, женщин продадут в рабство, город заселят колонистами… Рим потребует возмещения убытков и выдачи Ганнибала!.. (Само собой, за такое решение изо всех сил ратовал упомянутый Ганнон – но на сей раз оппозиционер окажется, практически, в одиночестве). Война началась…
…Как мы помним, помешанные на демократии римляне в те времена выбирали двух консулов – и каждому давали по армии. (В случае объединения, те командовали через день). План был: ударить по нарушителю конвенции в Испании – и одновременно высадиться в Африке. Однако, Ганнибал форсирует Альпы – и оказывается на территории противника!.. (Этот переход стоил ему чуть ли не половины войска – цифры называются разные, но, по самым оптимистичным сведениям, к моменту столкновения у Ганнибала оставалось до сорока тысяч пехоты, меньше десяти – конницы; и «несколько слонов». ...Частью потерь карфагеняне были обязаны галлам – некоторые племена охотно становились под знамёна пришельцев; другие – совсем наоборот. …Заметим ещё – так называемая «карфагенская армия», за исключением кавалерийского Священного отряда, сплошь состояла из наёмников – и это тоже будет иметь для Ганнибала определённые негативные последствия …
…Впрочем, пока ему сопутствует удача – Публий Сципион не только побит, но и ранен (из битвы консула вытащит сын и тёзка – будущий победитель карфагенянина) – командование принимает подоспевший на подмогу Тиберий Семпроний – и, невзирая на уговоры коллеги, спешит из укреплённого в гористой местности лагеря на равнину – дать бой!.. (Надо сказать, у карфагенского командующего к тому времени начались проблемы с продовольствием – Ганнибалу позарез нужна была именно быстрая победа!.. Семпроний, со своей стороны, спешил выиграть в одиночку – и уж совсем не собирался дожидаться истечения срока своих полномочий).
…Утром 18-го декабря консул погонит своё войско через мелкие, но холодные воды Треббии (вдобавок, шёл мокрый снег). Пунийцы за это время успевают преспокойно позавтракать у костров – и даже натереться маслом – а уж потом начинают строиться в боевой порядок. (Вдобавок, Ганнибал, в своей манере, припрячет в овраге двухтысячную засаду – включая упомянутый Священный отряд).
…Не вдаваясь в детальное описания боя – эта хитрость и решит всё дело. Замёрзшие и усталые, легионеры, тем не менее, сметут на своём пути всё (не исключая слонов!) Однако, римская конница будет бита – и сначала нумидийцы, а потом и «засадный полк», обрушатся на фланги и тыл противника. Таким образом, передовые силы Семпрония благополучно прорвут центр – и двинутся дальше, не зная, что сзади уже вовсю вырезают расстроенные ряды их товарищей… Эти десять тысяч и спасутся – Ганнибал, понёся тяжёлые (хоть и вчетверо меньшие, чем противник) потери, не станет их преследовать…
P.S. …зато поспешит отпустить пленных из числа «римских союзников» – благодарные галлы толпой, как говорят, в шестьдесят тысяч, прибудут пополнить его ряды!.. А вдобавок – организуют для карфагенского воинства приличные «зимние квартиры». Всё это время дорога на Рим оставалась свободна – но война продолжится только весной… Впрочем, это – совсем другая история.