03 декабря 2021

Последняя публичная казнь на гильотине

«Гильотина - это высшее выражение Закона ...  Тот, кто видит это, содрогается от необъяснимого ужаса. На этом клинке решаются все социальные вопросы. - Виктор Гюго,  »Отверженные«

Утром 17 июня 1939 года толпа собралась у дверей тюрьмы Сен-Пьер в центре Версаля. Они приехали посмотреть на казнь Ойгена Вайдмана, серийного убийцы, осужденного за многочисленные похищения людей и их убийства.

753870_800.jpg

Первые зрители начали прибывать вскоре после полуночи. Казни обычно происходили до восхода солнца, и зрители заблаговременно  стремились занять место в первых рядах для  лучшей  видимости  действия. К тому моменту, как первые лучи солнца осветили все еще темное небо, толпа уже насчитывала не менее шестисот  человек.  

Настроение было буйным.

Казнь Ойгена Вайдмана. Фото: Национальный архив Франции. Казнь Ойгена Вайдмана. Фото: Национальный архив Франции.

«Со стороны  мобильной гвардии раздавались возгласы и шутки, а иногда аплодисменты  и свисты»,

- сообщает International Herald Tribune . 

«В двух ярко освещенных кафе официанты возбужденно шутили, а стопки заранее приготовленных бутербродов с колбасой неуклонно уменьшались».

Вскоре после четырех утра Вайдманн вышел из ворот тюрьмы с плотно закрытыми глазами, покрасневшим лицом и впалыми щеками. Его руки были связаны за спиной. 

«Его тонкая синяя рубашка была разрезана на груди, а плечи казались поразительно белыми на фоне темного полированного дерева машины, на которую его толкнули», - писала International Herald Tribune.

Десять секунд спустя он был мертв.

Среди тех, кто смотрел, был актер Кристофер Ли, который позже получил известность, сыграв роль Дракулы. Ли тогда было 17 лет. Он приходил с другом своей семьи, журналистом. В своей автобиографии впоследствии он описал  «мощную волну вопля», которая встретила появление Вайдманна на улице.

Ли пис ал, что не смог  заставить себя смотреть казнь Вайдманна. 

«Я отвернул голову, но я её услышал», -

рассказывал  он в документальном фильме 1998 года.

Евгения Вайдмана ведут на гильотину. Фото: Национальный архив Франции. Евгения Вайдмана ведут на гильотину. Фото: Национальный архив Франции.
Лезвие падает. Фото: Национальный архив Франции. Лезвие падает. Фото: Национальный архив Франции.

Как только обезглавленная голова Вайдманна упала, а остальная часть его тела рухнула на землю, некоторые зрители бросились к трупу, чтобы смочить платки и шарфы кровью, растекшейся по тротуару, в качестве сувенира.

Гильотину быстро разобрали, а мостовую промыли водой. Толпа разошлась. Некоторые задержались, чтобы обсудить то, чему они только что стали свидетелями. Жизнь возобновилась

«с проездом первого трамвая и открытием двух соседних кафе».

Без ведома парижских тюремных властей в одной из квартир с видом на площадь Луи-Барту была установлена ​​пленочная камера. В фильме была зафиксирована казнь Вайдманна, и к утру следующего дня фотографии появились на обложках почти всех французских газет. Зрелище кровожадности и буйное поведение дикой толпы ужаснули публику. 

Толпа наблюдала за казнью Ойгена Вайдмана. Фото: Национальный архив Франции. Толпа наблюдала за казнью Ойгена Вайдмана. Фото: Национальный архив Франции.

Казнь Вайдмана была одной из серии публичных казней во Франции, где толпа демонстрировала нездоровую одержимость.

В 1909 году, когда печально известная банда из четырех бандитов была приговорена к смертной казни в северном городе Бетюн, десятки тысяч людей собрались на месте  публичной казни. Они приехали со всей Франции, и даже из Бельгии и Германии. Таверны оставались открытыми всю ночь по специальному разрешению полиции. Говорят, что, несмотря на холод и продолжительный дождь, в городе Бетюн царит «атмосфера праздника». Пока палач собирал гильотину, толпы людей преодолевали препятствия. Они заполнили сады у входа в тюрьму, лазили по деревьям для поиска лучшего обзора, курили, пили и пели песни. Сотни солдат  кавалерии и пехоты вместе с жандармами с трудом сдерживали толпу. 

Они кричали «Месть» и «Смерть!» и ликовали, когда лезвие опустилось. 

Свою роль играют журналисты. Свою роль играют журналисты.

Необузданные эмоции толпы и неимоверное  любопытство зрителей  шокировали публику.

В статье, опубликованной в журнале « История культуры» , Грегори Шая пишет:

«С 1860-х по 1910-е годы множество комментаторов рассказывали о деградировавшем зрелище публичной казни. Они мало говорили  о жестокости смертной казни как таковой. Проблема, которая освещалась , заключалась в поведении толпы вокруг гильотины. В те годы толпа на месте казни и её поведение  стало  объектом литературного надзора, парламентского расследования, научных исследований и журналистской экспертизы. Комментаторы описывали  толпу, полную нездоровых эмоций, толпу болезненного любопытства и неуместного веселья.

Кто была эта толпа?

Какие эмоции испытывали его участники при зрелище наказания?»

Толпа на площади Рокетт в Париже ждет казни Троппмана. Фотография: «Национальная библиотека Франции». Толпа на площади Рокетт в Париже ждет казни Троппмана. Фотография: «Национальная библиотека Франции».

После казни 1939 года правительство запретило все публичные казни, и Вайдманн вошел в историю как последний человек во Франции, публично казненный на гильотине. Однако правительство не отказалось от казни и жестоких методов ее проведения. Скорее всего гильотинирование осуществлялось  за тюремными стенами.

Гильотина оставалась официальным методом казни во Франции до тех пор, пока смертная казнь не была отменена в 1981 году. Последняя казнь состоялась 10 сентября 1977 года в Марселе, когда мучитель-убийца Хамида Джандуби попала под лезвие гильотины. Смерть Джандуби была последней казнью, когда гильотина использовалась для казни каким-либо правительством.

Антуан Вирц, Мысли и видения отрубленной головы (1853). Антуан Вирц, Мысли и видения отрубленной головы (1853).