27 февраля 2022

Последние органные аккорды



Итак, вот обещанная статья про митральезы. Точнее, не совсем про митральезы. В Европе еще во времена позднего средневековья было широко известно артиллерийское орудие, которое в Германии и Австрии назывли органом (иногда - адским органом), во Франции - рибадекином, в Польше - шмыговницей, на Украине - ожигой, а в России - сорокой.

Оно представляло собой несколько пушечных стволов небольшого калибра, установленных на общем лафете и стрелявших либо последовательно (в этом случае к каждому надо было подносить пальник), либо - залпом (в этом случае запальные отверстия соединялись канавкой, в которую засыпался порох). Как правило, стволы монтировались параллельно, но иногда - "веером" для обеспечения более широкого разлета ядер или пуль.

Однако повсеместная известность не означала широкого распространения. И дело тут не столько в том, что против "неправильных органов" выступала католическая церковь, объявив их "оружием дьявола", а, прежде всего, в том, что они оказались недостаточно практичными. Фактически это было орудие одного залпа, так как на его перезарядку уходило слишком много времени. Играл роль и ценовой фактор, поскольку рибадекины обходились во много раз дороже обычных пушек того же калибра,

В XVII веке органы-рибадекины практически исчезли из арсеналов, но через 200 лет, в начале американской гражданской войны, дантист из Нью-Йорка Джозеф Рикуа решил вернуться к этой давно забытой "игрушке", объединив старый принцип с последними новинками оружейных технологий - унитарными патронами и обойменным заряжанием.

На пару со своим знакомым - владельцем оружейной мастерской Уильямом Биллинхерстом Рикуа в июле 1861 года построил семиствольный "органчик", заряжавшийся обоймами с казенной части, что позволило многократно повысить темп стрельбы по сравнению с классическими дульнозарядными рибадекинами. Залп из всех стволов производился от одного капсюля, воспламенявшего канавку с затравочным порохом. Свое изобретение Рикуа назвал "батарейным ружьем" (battery gun).

В начале 1862 года году появилась 12-ствольная установка, а потом - наиболее мощная - 25-ствольная, которая продемонстрировала на испытаниях впечатляющую практическую скрорострельность - 150 выстрелов в минуту, то есть за минуту расчет успевал поменять и отстрелять шесть 25-патронных обойм.

Со своим изобретением Биллинхерст и Рикуа обратились к начальнику Артиллерийского управления армии США генералу Рипли, но получили отлуп с примерно той же формулировкой с которой спустя несколько десятилетий русский генерал Драгомиров выступал против внедрения в армии многозарядных винтовок: "На вас патронов не напасешься!"

Но изобретатели проявили настойчивость и обратились непосредственно к президенту Линкольну, известному как большой любитель всяческих технических новинок. Линкольн распорядился провести испытание в своем присутствии и пришел в восторг, увидев, как быстро дает залпы "батарейное ружье", пробивая навылет мишени из толстых досок, установленные на дистанции 1800 футов (около 550 метров).

В августе 1862 года с Биллинхерстом был заключен контракт на поставку 50 "батарейных ружей", которые применялись в ряде сражений гражданской войны, в частности, в битве при Колд-Харборе в июне 1864-го. В том же году у Биллинхерста заказали еще пять установок, но уже в 1866-м, в связи с появлением гораздо более перспективной митральезы Гатлинга, "батарейные ружья" были сняты с вооружения и отправлены на склады, а потом - в металлолом. До наших дней сохранились всего несколько американских рибадекинов эпохи стимпанка.

 Шестиствольная шмыговница конца XVI или начала XVII века из собрания варшавского военного музея.


Расчет "батарейного ружья" Биллинхерста-Рикуа. Заряжающий в центре держит обойму.


Патентный чертеж семиствольной стрелковой установки Биллинхерста-Рикуа. Вверху - ее патрон, внизу - разрез гильзы, в которой нет капсюля, а есть только затравочное отверстие. Справа - фрагмент обоймы, сделанной в виде рояльной петли.


Сохранившийся 12-ствольный образец. По бокам блока стволов укреплены ящики для обойм.


То же "ружье" с другого ракурса.