20 февраля 2022

Как парижане в XIX веке знали точное время

Пневматические часы Парижа

Когда родившийся во Франции, но живущий в Лондоне инженер-строитель и электротехник Жюль Альбер Берли приехал в Париж на Международную выставку электричества 1881 года, он увидел множество замечательных экспонатов, таких как лампы накаливания, театрофон, электрический трамвай, телефон Грэма Белла, электрическая распределительная сеть, электрическая лодка и многие другие увлекательные передовые технологии того времени. Но то, что очаровало его больше всего, не работало от электричества. 

1180744_original.jpg

Многоциферблатные пневматические часы на площади Мадлен в Париже.

Берли был очарован системой часов, которые стояли на

 «изящных столбах из легкого железа на площадях, на углах улиц и в других видных местах города», 

а также в гостиницах, каждая из которых хранила то, что было необычно в городе. тот век — «точное время». Эти замечательные хронометры питались и регулировались не электричеством, а сжатым воздухом, который подавался с центральной станции по трубам из кованого железа ко всем общественным часам, работавшим таким образом.

1181114_800.jpg

Эта сеть пневматических часов была впервые установлена ​​в Вене в 1877 году в качестве демонстрации двумя австрийскими инженерами, Виктором Антуаном Поппом и его коллегой Решем. Попп и Реш установили несколько часов в общественных зданиях и на фонарных столбах на улицах и поддерживали их бесперебойную работу в течение всего года. Затем Попп и Реш представили свою систему на Парижской выставке 1878 года, где она привлекла большое внимание, и жюри наградило их серебряной медалью. В том же году Попп и Реш получили от муниципальных властей Парижа разрешение на установку сети сжатого воздуха для привода как общественных, так и частных часов.

1181221_800.jpg

Сеть пневматических часов была не сетью распределения энергии, а сетью распределения времени, которая синхронизировала большое количество общественных часов, посылая импульс воздуха каждую минуту. Трубы проходили через канализацию города, а также туннели метро и RER, сети пригородных поездов, обслуживающих Париж и его пригороды. 

Каждые часы содержали металлический сильфон, который продвигал колесо с 60 зубьями на один зуб в минуту. Сжатый воздух с завода оставляется под давлением от 15 до 45 фунтов на квадратный дюйм (примерно от 1 до 3 атмосфер) для хранения в резервуаре с воздухом высокого давления. Оттуда он прошел через регулятор давления в резервуар или аккумулятор низкого давления. Его выпуск контролировался раздаточными часами. Приводные грузы поднимались сжатым воздухом, чтобы часы шли вовремя. Автоматический механизм синхронизации открывал клапан, выпуская 20-секундный импульс воздуха каждую минуту, а затем клапан закрывался на 40 секунд. Цикл 20-секундного включения и 40-секундного выключения повторялся каждую минуту. Пульс воздуха доходил до всех принимающих часов, будь то в частном доме или офисе, на улице или в общественном здании, и опережал минутную стрелку на одну минуту. Система работала бесперебойно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

1181478_original.jpg

Пневматические часы в Париже.

К тому времени, когда Жюль Берли посетил Париж для участия в Международной выставке, было проложено почти 20 миль магистральных труб и 177 миль  ответвлений, обслуживающих 750 домов и более 4000 пневматических часов.

1181880_800.jpg

Часы служили Парижу исключительно хорошо до великого наводнения 1910 года, когда Сена поднялась достаточно высоко, чтобы затопить завод по производству сжатого воздуха, и 21 января 1910 года в 10:53 тысячи часов в системе остановились. Однако система была отремонтирована, и пневматические часы продолжали работать до 1927 года, когда изобретение точных механических и электрических часов сделало систему   центральной синхронизации устаревшей, и обслуживание было прекращено.