11 декабря 1981 года в своей квартире №234 в доме 4/2 на Кутузовском проспекте была убита заслуженная артистка РСФСР, лауреат двух Сталинских премий 72-летняя Зоя Федорова.
Ее, можно сказать без преувеличения, знала и любила вся страна: персонажи, сыгранные ею, такие как: Горпина Дормидонтовна из «Свадьбы в Малиновке» или вахтёрши тети Паши из «Москва слезам не верит» стали частью того культурного кода, который лежит в основе национальной культуры.
В ее грандиозной жизни было всё: как говорится, «огни, воды и медные трубы»… Всесоюзная популярность к ней пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Потом были госпремии, бурный роман с военным атташе при посольстве США Джексоном Тейтом и рождение от него дочери, когда любимый был уже выслан из СССР. Обвинение в шпионаже и заключение (с декабря 1946 года), из которого она вернулась в Москву лишь в 1955-ом, когда ей уже было 46 лет… Возвращение в профессию и опять замечательные роли…
В декабре 1981 года советские СМИ об этом происшествии предпочли не распространяться, тем более что вся страна уже жила ожиданием 75-летия «любимого» Леонида Ильича Брежнева (эта круглая дата отмечалась 19 декабря). Несмотря на то, что убийство было совершено, как позже установило следствие, средь бела дня (между 13:00 и шестью часами вечера) в элитном доме, где проживали руководители партии и правительства, это таинственное преступление остается нераскрытым по сей день.
Как установило следствие, Федорова умерла от выстрела в затылок. Единственный роковой выстрел был произведен из пистолета «Зауэр-38», оружия, очень редкого в СССР. Стреляли с близкого расстояния (около 20 см), когда Зоя Федорова села за столик, собираясь кому-то позвонить. Тело актрисы обнаружил племянник, которому позвонила подруга Зои Алексеевны и попросила срочно приехать к тете. Дело в том, что женщины должны были встретиться, но подруга уже дважды приходила к артистке домой, настойчиво звонила, но дверь так никто и не открыл. Племянник зашел в квартиру и увидел ужасающую картину. Следов ограбления милиция не нашла. На тумбочке остались лежать 20 сторублевых купюр (весьма значительная сумма по меркам 1981-го года). Дверной замок сломан не был. По данным экспертизы, квартира чужим ключом, сделанным со слепка, тоже не отпиралась, из чего был сделан вполне логичный вывод, что убийцей был человек, хорошо знакомый Федоровой.
Отрабатывая эту версию, следователям пришлось опросить более 4-х тысяч человек, так как круг общения пожилой актрисы оказался чрезвычайно широк. Только в ее записной книжке значились 2 тыс. 32 телефонных номера и 1,5 тыс. почтовых адресов, многие из которых принадлежали ювелирам, антикварам и оценщикам драгоценных камней. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти так и не удалось.
Среди возможных мотивов фигурировали предполагаемая причастность актрисы к секретным операциям КГБ и ее связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата.
В книге Питера Уотсена «Биография Рудольфа Нуреева» позже была даже выдвинута версия о возможной причастности к этому преступлению известного танцовщика, который был также страстным коллекционером произведений искусства и предметов старины. Как пишет Уотсон,
«Нуреев понял, что его участие в данном нелегальном трафике может быть обнародовано в любую минуту, пока жива Зоя Федорова. Она могла попытаться шантажировать его».
Но все эти версии так и остались лишь версиями…
Громкому нераскрытому преступлению посвящены повесть-расследование Юлиана Семенова «Тайна Кутузовского проспекта» и рассказ Юрия Нагибина «Афанасьич», написанный «от лица» убийцы, выполнившего по долгу службы очередное спецзадание. Всё это свидетельствует о том, что интерес к Зое Фёдоровой не ослабевает со временем, и дело тут не только в её таланте и ролях, но и в таинственных обстоятельствах её гибели.