17 февраля 2022

Как выглядел первый тренажер



«Гимнастикон» - так назвал свое изобретение англичанин Фрэнсис Лаундс, врач-электротерапевт, создавший в 1796 году механическое приспособление для физических упражнений.

Конечно, утяжеления и простейшие устройства для тренировок использовались очень давно, по крайней мере известны древнеегипетские фрески, изображающие людей в тренировке. Многократный победитель Олимпийских игр, живший в 4-м веке до н.э. Милон Кротонский, известен тем, что в качестве утяжелителя использовал теленка.



Водрузив его на плечи, античный атлет бегал по кругу стадиона. С ростом бычка росла и сила легендарного спортсмена.



Но первые механизмы для тренировок, аналогичные современным, появились все же только в конце 18-го века, когда спорт стал очевидной необходимостью для поддержания крепости и здоровья тела.

Отличие первых тренажеров от современных в том, что старые использовались в первую очередь для нездоровых и ослабленных людей. Свой «гимнастикон» Лаундс предназначал для лечения подагры, ревматизма, общей слабости, и тренажер был устроен так, чтобы его можно было бы даже двигать снаружи, а ослабший человек внутри совершал бы пассивные движения.


Гимнастикон Фрэнсиса Лаундса, рисунок 1798 года

По задумке Лаундса, человек должен был одновременно двигать ногами педали и крутить руками рычаги, потому что изобретатель считал важным одновременную работу суставов в разных частях тела.



После появления этого и подобных механизмов, быстро пришло понимание, что устройства для движения полезны и здоровым, которые с их помощью прогрессируют в силе и выносливости. Но все же большая часть тренажеров 19-го столетия была нацелена на восстановление после болезней или нагрузок.

Вот некоторые тренажеры середины 19-го века от шведского врача Густава Цандера.

Для восстановления гибкости после сидячей работы:


Для растяжения тела:


Для тренировки бицепсов:


Для обучению навыку верховой езды (с трясущимся сиденьем, имитирующим рысь лошади):


Последний выглядит довольно сурово - свалиться с такого не намного лучше, чем с настоящей лошади.