Наверняка вы помните слова из песни капитана Врунгеля- «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», и как это ни парадоксально, но давно подмечена таинственная связь между названием корабля и его судьбой. Иногда судьба эта столь грустная, что впредь такое имя новым кораблям не дают.
А иногда люди проявляют непонятное упрямство и раз за разом передают проклятое имя по наследству. Одним из таких является «Беннингтон» для американского флота.
Это название города в штате Вермонт, близ которого произошло важное сражение времён борьбы США за независимость, где 1600 американцев здорово наваляли противнику, состоявшему из немецких наёмников, индейцев, канадцев и местных коллаборационистов. Правда, их было ровно в два раза меньше, но это, конечно, мелочи.
Так вот, у этой местности было одно довольно неприятное свойство, которое даже привело к появлению термина «Беннингтонский треугольник». Люди там пропадали бесследно.
21 июля 1905 года на канонерской лодке USS Bennington (PG-4) произошел взрыв котла.
Шипящий пар поднялся на сотни футов в воздух, разбрасывая тела по палубе корабля и в залив. Два дня спустя были проведены массовые похороны, и 47 тел были положены в одну большую могилу на Пойнт-Лома. Еще 19 моряков скончались от травм в первые дни после катастрофы.
В этой связи нельзя не упомянуть Джона Генри Терпина, одного из первых чернокожих старшин на американском флоте
Это был уже второй взрыв корабля, который ему удалось пережить. Первый был на броненосце «Мэн» на рейде Гаваны, когда в живых из команды осталась только треть.
Следующий «Бенингтон» была баржа, пошедшая ко дну при буксировке в прекрасную погоду на Верхнем озере. На ней погибли 2 человека.
25 сентября 1946 года танкер «Беннингтон» попал в шторм в 225 милях от Саванны, штат Джорджия. При этом на нём произошёл взрыв и пожар. Семь членов его команды погибли.
Однако в это же время такое название носил и авианосец USS Bennington (CV-20). Вот он в октябре 1944 года:
5 июня 1945 года в составе отряда кораблей он попал в такой шторм, что хотя и выжил, но вышел из него вот в таком виде:
К этому шторму мы ещё вернёмся, а пока проследим дальнейшую судьбу нашего героя. После восстановительного ремонта он продолжил службу, пока в 1950 году не подвергся модернизации, длившейся 2 года, и увеличившей его водоизмещение, длину и ширину. Его полетная палуба была усилена и расширена для размещения реактивных самолетов. Авианосец также получил множество модификаций другого оборудования, такого как катапульты и лифты, для достижения той же цели.
26 мая 1954 года неподалеку от Ньюпорта произошёл пожар и взрыв одной из катапульт. Носовая часть полётной палубы была разрушена, последовал ещё ряд взрывов, в результате которых погибло 103 члена команды и примерно 200 были ранены. Эта трагедия заставила ВМФ перейти для запуска самолетов от гидравлических катапульт к паровым .
Новый ремонт, двумя наиболее заметными изменениями были добавление закрытой носовой части, чтобы уменьшить вероятность повреждения в ненастную погоду, и угловой палубы для повышения эффективности воздушных операций(благодаря такому расположению палубы авианосец может одновременно запускать и принимать самолеты). Теперь он стал выглядеть так:
Авианосец прослужил до 1970 года. Больше этим именем ни один корабль не называли.
А теперь о том шторме 1945 года. Ещё одним пострадавшим авианосцем был «Хорнет» (CV-12)
Как-никак водоизмещение 27 000 тонн. Но что это для океана? На снимке авианосец USS Lunga Point во время шторма ковыряет волну носом. Тихий океан, октябрь 1945 года
А это именно «Хорнет» в тот шторм:
В журнале корабля записано: «Начался сильный непрерывный дождь, пошла встречная волна высотой 15-18 метров от гребня до впадины… Максимальная скорость ветра наблюдалась в 05:45 с устойчивым ветром 110 узлов и порывами до 120 узлов». Один из санитаров морской пехоты вспоминал: «Я никогда не видел таких высоких волн… наш большой корабль был не более чем арахисовой скорлупой в тот сильный шторм».
В какой-то момент передняя часть полетной палубы авианосца обрушилась от края до шпангоута 4 длиной 8 метров. Кроме того, сильное волнение разрушило 40-мм артиллерийскую установку. Однако ни один корабль не пострадал так, как тяжелый крейсер «Питтсбург» (CA 72), потерявший носовую часть на 30 метров. Члены экипажа спасли корабль, укрепив переднюю переборку, а носовая часть, получившая прозвище «Маккиспорт» в честь пригорода Питтсбурга, позже была отбуксирована на Гуам.
Жертвами урагана «Кобра», получившего второе язвительное имя «тайфун Хэлси», стали 790 американских моряков. Большей частью это были экипажи перевернувшихся и затонувших эсминцев «Hull» (DD-350), «Monaghan» (DD-354) и «Spence» (DD-512). Кроме них были серьёзно повреждены ещё девять кораблей, включая линкоры и авианосцы, вставшие на длительный ремонт. Ещё два десятка кораблей отделались меньшим ущербом, а авианосцы соединения лишились 146 самолётов, разрушенных ветром или смытых волнами за борт.
В том числе и эскортный авианосец Salamaua (CVE 96), чья полетная палуба в носовой части была разрушена. Он также потерял одного члена экипажа и четверо были серьезно ранены.
Эскортный авианосец «Саламайя»
Флотскому командованию всё это не прошло даром. Следственная группа, созванная для расследования последствий тайфуна, рекомендовала назначить командующих группами адмиралов Хэлси и Маккейна на другие должности , а министр военно-морского флота Джеймс В. Форрестол попытался отправить Хэлси в отставку. Однако Хэлси был боевым адмиралом, пользовавшийся популярностью и «во избежание падения морального духа флота» его не уволили.
Два месяца спустя Маккейн отказался от командования оперативной группой. К концу войны в августе 1945 Маккейн из-за стресса, вызванного боевыми действиями, похудел до 40 кг. Он умер 6 сентября 1945 года.