22 февраля 1709 года могла закончиться Северная война – причём, самым благоприятным для России образом, но…
…Дело было так: побив Петра под Нарвой, Карл XII отправится разбираться с польским Августом II – и дела у него шли хорошо – однако русские быстро придут в себя, и, в отсутствии короля, начнут не только гонять его генералов на севере – но и строить новую столицу на Неве. Закончив с Августом, Карл летом 1708 года, наконец, соберётся двинуться на Россию – Пётр, не будучи слишком уверен в своих силах, решит не встречать грозного шведа на польской территории. (Вообще-то, наш царь был совсем не прочь замириться – но при этом собирался оставить за собой свежезавоёванные территории в Прибалтике – Карл, само собой, об этом и слышать не хотел).
(Самоуверенный король надумал дойти до Москвы – ему мерещился некий крестовый поход, который поддержат вассальные теперь поляки и литовцы; турки с татарами (с которыми он действительно вёл переговоры) – и так далее… на самом деле, как мы знаем, на подмогу Карлу придёт только Мазепа с частью запорожцев – причём особого толка от этого воинства не будет…)
…Готовясь к встрече, царь Пётр превратит в крепости города от Москвы до Смоленска – русская армия, ввязываясь в малозначительные стычки, отступала, оставляя противнику «выжженную землю»; так что, перейдя на левый берег Днепра, Карл, вскоре столкнётся с тем, что, невзирая на малочисленность войска, его нечем кормить!.. Осенью шведы двинутся в Северную Украину, на зимние квартиры (или – на свою голову?)…Одним словом – пропуская целый ряд событий, перенесёмся в 22 февраля 1709 года, когда авангард во главе с Карлом выйдет к местечку Красный Кут (ныне – посёлок Краснокутск в Харьковской области).
Здесь находился со своими драгунами Карл Ренне. (Несколькими годами ранее этот заслуженный немец стал первым русским кавалерийским генералом). Два наших полка будут выдвинуты вперёд – их-то и атакует шведский король во главе драбантов, своей личной охраны!.. Русские будут смяты и начнут отступать – видя такое дело, Ренне спе́шивает часть своих драгун и скрытно располагает их двумя отрядами.
…Разгорячённые погоней и растянувшие боевой порядок шведы внезапно попадают под сильный огонь – а затем их атакуют свежие силы нашей кавалерии!.. Ситуация мгновенно разворачивается на сто восемьдесят – теперь уже неприятель начинает в беспорядке отступать к Красному Куту… (Причём – бросив своего короля – оказавшись в первых рядах, тот увлечённо рубится с русскими!..)
…Свойственная Карлу безрассудная смелость не раз приводила к печальным последствиям (а, в конечном счете, и будет стоить ему жизни) – только осознав, что с ним не осталось никого, кроме тающей на глазах охраны, король кое-как вырвется из окружения – и не придумает ничего умней, чем укрыться на случившейся по пути мельнице!.. Опомнившиеся шведские драгуны кинутся обратно – наши остановятся… казалось бы, королю повезло… но – не тут-то было!..
…В этот момент русский майор фон Бок (по некоторым сведениям – предок будущего командующего группой армий «Центр») предложит расстрелять мельницу заодно с вражеским королём из пушек!..
…Генерал Ренне (уже отозвавший свою кавалерию ввиду приближения главных сил шведской армии) без колебаний пресечёт поползновения своего деловитого соотечественника удивительной фразой: «Того не позволяет честь русская!» (К тому времени Карл Эвальд служил Петру около семи лет – что интересно, царь, узнав о происшествии, генерала похвалит!..)
P.S. …Чудом спасшийся Карл отведёт душу, спалив дотла Красный Кут «…в устрашение скифам и для опровержения сомнений в неодолимости шведской армии» – жителей, правда, предварительно прикажет выгнать из домов; многие из них замёрзнут насмерть… Дальнейший путь победоносного короля лежал на Полтаву… Впрочем, это – совсем другая история.