19 февраля 2022

Прорывной проект советской космонавтики: первая в мире многомодульная космическая станция «Мир»


В ночь с 19 на 20 февраля 1986 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с уникальным грузом. Это был базовый блок будущей орбитальной станции. Со временем к первому модулю были присоединены другие - «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа». Так в околоземном космическом пространстве появилась первая в мире многомодульная станция «Мир» — один из самых памятных и прорывных проектов советской космонавтики.

К началу 70‑х годов советское руководство поставило перед конструкторами цель: стать первой державой, запустившей постоянно действующую орбитальную станцию. Её преимущество было в том, что космонавты могли пребывать в космосе в течение многих месяцев, а также успешно проводить научные эксперименты.

Так началась история советских орбитальных станций.

Военные проекты

Впервые о планах создания «обитаемой орбитальной лаборатории» (Manned Orbiting Laboratory) заявило NASA в 1963 году. Американские инженеры и конструкторы предполагали, что это будет аппарат, способный проводить в полётах вокруг Земли около 40 дней и вмещать экипаж из двух астронавтов. При этом основной задачей миссии была военная разведка.

Уже в 1964 году в ответ на это в СССР началась разработка военной орбитальной станции «Алмаз». Проект был очень амбициозным для своего времени. Предполагалось создать станцию с жилым, двигательным и рабочим отсеками. В последнем планировалось установить 2,5‑метровый телескоп-фотоаппарат «Агат‑1» — самый мощный прибор такого типа в мире на тот момент.


С помощью телескопа советские военные надеялись создавать подробные фотокарты местности. Также не исключено было размещение оружия для борьбы с другими спутниками и бомбардировки наземных целей. Экипаж станции‑разведчика должен был состоять из трёх человек.

Но «Алмаз» так и не был завершён. К концу 1960‑х годов стало очевидно, что сложные орбитальные военные проекты требовали огромных затрат, а на деле с той же разведкой беспилотные спутники справлялись не хуже. И США, и СССР в итоге свернули подобные программы.

Станция «Салют‑1»

Однако опыт был получен не зря: специалисты ЦКБЭМ (в прошлом — конструкторского бюро Королёва) предложили использовать наработки «Алмаза» для научно‑хозяйственных нужд. Проект такой орбитальной станции был гораздо проще, и реализовать его можно было быстрее. Так началась история долговременной орбитальной станции «Салют».

«Салют» советские конструкторы создали в кратчайшие сроки — благодаря тому, что корпус «Алмаза» и корабля «Союз», который использовался для управления станцией, были фактически готовы. В наличии была и ракета «Протон», на которой объект в итоге вывели на орбиту.

Корабли «Протон» вошли в число инженерных чудес СССР. Например, одна из самых успешных ракет этой серии — «Протон‑К» — с 1967 по 2012 год была запущена 310 раз, что говорит о максимальной надёжности.

В апреле 1971 года «Салют‑1» вывели на орбиту в беспилотном режиме. Первая в истории космическая станция находилась в полёте 175 дней, хотя космонавты пребывали на ней всего 22 дня.

Первый экипаж не смог пристыковаться к станции, из‑за того что механизм был не до конца продуман. В июне 1971 года на «Салют‑1» отправилась вторая экспедиция. Её члены впервые в истории провели в космическом полёте больше 10 дней, а именно три недели. Несмотря на относительно успешную работу на станции, экипаж ждала трагическая судьба. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли при посадке из‑за разгерметизации спускаемого модуля корабля «Союз».

Работы над «Салютом» были остановлены. В течение 27 месяцев СССР вообще не производил космических пусков, пока конструкторы дорабатывали системы «Союза». Элементы управления в итоге разместили так, чтобы до любого можно было дотянуться не вставая с кресла, а место одного из членов экипажа занял дополнительный баллон с кислородом. Также советские космонавты стали летать только в скафандрах.

После этого рейсы в рамках программы «Салют» продолжились. Каждая экспедиция ставила новые рекорды продолжительности нахождения на орбите.

Последней в линейке стала станция «Салют‑7». Она была запущена в 1982 году и упала на Землю в 1991‑м. Обломки 40‑тонной конструкции, потерявшей управление, возможно, упали на территорию Аргентины.


Как создавалась орбитальная станция «Мир».

Разработка проекта


Все станции, о которых говорилось выше, были одномодульными. То есть представляли собой цельную конструкцию, которую один космический корабль выводил на орбиту. «Мир» — прямой наследник «Салютов» — должен был стать первой в мире многомодульной станцией. Это значит, что её можно собирать из нескольких частей прямо на орбите.

Главное преимущество такой конструкции в том, что фактически срок службы многомодульного комплекса неограничен.

В середине 1970‑х годов эта идея прозвучала в советских конструкторских кругах. Проект многомодульной станции был готов к 1978 году, его воплощение в жизнь началось годом позже. Работы сильно затормозила переориентация советской космической отрасли. Всё дело в том, что в 1976 году был представлен первый американский челнок Space Shuttle Enterprise. Из‑за этого руководство Советского Союза перебросило силы на создание многоразового космического корабля «Буран».


В результате проект многомодульной космической станции, который мог бы стать отличным ответом на американские шаттлы, был заморожен до 1984 года. Примечательно, что к тому моменту у США была лишь одна станция — Skylab. Она приняла всего три миссии в 1973–1974 годах и была законсервирована до своего падения на Землю в 1979‑м.

Большую роль в возобновлении работ по «Миру» сыграл секретарь ЦК КПСС Григорий Романов. Он распорядился подготовить станцию к февралю 1986 года — к XXVII съезду Коммунистической партии.

Базовый блок «Мира», изначально задумывавшегося как «Салют‑8», выпустило научно‑производственное объединение «Энергия», образованное из ЦКБЭМ. Его оснастили шестью стыковочными узлами, что было беспрецедентным решением для того времени. Руководил работами генеральный конструктор Валентин Глушко. Всего же над оборудованием для станции трудилось 280 предприятий страны.

Запуск станции на орбиту

Советские конструкторы, инженеры и рабочие успели к поставленному сроку. Правда, из‑за спешки на станции почти не было научно‑исследовательского оборудования. В феврале 1986 года, за пять дней до съезда, ракета «Протон» вывела основной блок станции на земную орбиту. Он напоминал «Салют‑7», но в отличие от этого проекта предполагал стыковку с другими модулями, из которых впоследствии и будет собран «Мир».


В основном станция состояла из алюминия и других лёгких материалов, применяемых также при создании самолётов.

Тогда же «Мир» посетил первый экипаж — Леонид Кизим и Владимир Соловьёв. Эта экспедиция была очень необычной. Отработав 51 день на «Мире», Кизим и Соловьёв на ракете «Союз Т‑15» перелетели на станцию «Салют‑7». Им уже доводилось работать на ней в 1984 году. Здесь космонавты прожили ещё 50 дней, дважды выходили в открытый космос, проводили научные эксперименты, а затем собрали оборудование и личные вещи (среди них была и гитара) и снова вернулись на «Мир»! Это был первый и единственный в истории случай «переезда» с одной орбитальной станции на другую. 16 июля 1986 года, завершив сложнейшую космическую миссию, Леонид Кизим и Владимир Соловьёв вернулись на Землю.

После этого некоторое время станция оставалась незаселённой.

Сборка модулей и заселение станции

Год спустя к кораблю был пристыкован научно‑исследовательский модуль «Квант‑1». В эксплуатацию его вводил второй экипаж станции — Юрий Романенко и Александр Лавейкин.

Так «Мир» стал первой модульной орбитальной станцией в мире. Вслед за основным блоком и «Квантом‑1» постепенно на орбиту вывели ещё пять компонентов комплекса. В полном сборе он включал семь модулей:


  • базовый (выведен в феврале 1986 года);
  • астрофизический «Квант‑1» (апрель 1987 года);
  • модуль дооснащения «Квант‑2» (декабрь 1989 года);
  • технологический модуль «Кристалл» (июнь 1990 года);
  • исследовательский «Спектр» (май 1995 года);
  • дополнительный стыковочный отсек (ноябрь 1995 года);
  • исследовательский модуль «Природа» (апрель 1996 года).


Кроме того, к станции всегда был пристыкован корабль «Союз». На нём космонавты прибывали на «Мир» и покидали станцию. Кроме того, «Союз» был спасательной капсулой, на которой экипаж мог эвакуироваться в случае катастрофы.

Каждый новый модуль расширял функциональность станции. Например, на «Кванте‑2» располагался кран‑манипулятор, с помощью которого космонавты могли самостоятельно передвигать составные части «Мира».

На «Спектре» и «Природе» было установлено американское оборудование — в рамках соглашения о сотрудничестве в космосе между Россией и США. Его стороны подписали после распада СССР. Из‑за этого назначение некоторых компонентов кардинально изменилось. Например, согласно советскому проекту, «Спектр» (в ранних документах — «Октант») задумывался как военный модуль, оснащённый вооружением.

Изначально планировалось полностью собрать комплекс за несколько лет. Однако работы на земле задерживались, и процесс в итоге растянулся на десятилетие. Из‑за этого в апреле 1989 года космонавты покинули станцию и «Мир» остался без экипажа до сентября того же года. Это был самый длительный период простоя в жизни комплекса. Во многом продолжению работы станции посодействовало NASA, в 1991 году профинансировавшее миссию.


Какой была жизнь космонавтов на станции «Мир»

Станция предназначалась для длительных исследовательских экспедиций, в которых участвовали два‑три космонавта. Они поддерживали работу комплекса, занимались техническими, медицинскими, биологическими, геофизическими, астрофизическими и другими экспериментами. Так, экипажу «Мира» впервые удалось получить урожай пшеницы, выращенной на космической станции.

Также с «Мира» космонавты могли запускать малые спутники Земли. За счёт этого в том числе добывались деньги на продолжение работы станции.

Другим способом привлечения средств стал космический туризм. Первым туристом стал японский журналист Тоёхиро Акияма, который побывал на «Мире» в 1990 году. Телекомпания TBS заплатила за почти восьмидневный полёт Акиямы, по разным данным, от 25 до 37 миллионов долларов США.

Экипаж непосредственно управлял комплексом, поэтому космонавты сменяли друг друга прямо на станции.

Советские и российские исследователи прибывали на «Мир» на ракетах «Союз» через специальный стыковочный отсек. Обычно путь от Земли до станции занимал 50 часов. Предполагалось, что потом для этих целей будет использоваться советский шаттл «Буран», но этот проект так и не довели до конца из‑за распада Советского Союза. Для стыковки с американскими шаттлами в 1995 году был установлен специальный шлюз.

Примерно каждые два месяца к станции прилетала беспилотная ракета «Прогресс» со снабжением: топливом и оборудованием, запасом кислорода и провизии. Позднее «Прогрессы» использовали для доставки грузов на МКС.

Внутреннее пространство станции было не очень большим — около 400 м³. Такой же объём, например, у комнаты в 11,5 м² с 3‑метровыми потолками.


Жилая зона располагалась в базовом блоке. Здесь находилась кухня со столом и предметами для готовки, велотренажёр и беговая дорожка с медицинским оборудованием. Для экипажа были созданы мини‑каюты: каждая со своим иллюминатором, откидным креслом и спальным мешком. Отдельно располагались туалет и комната для умывания.


По всей внутренней части комплекса были нанесены специальные отметки «верх» и «низ», чтобы члены экипажа не терялись в пространстве. На станции поддерживались температурный режим от 18 до 28 °C и влажность от 20 до 70%. В этих условиях российские космонавты жили в среднем от четырёх до шести месяцев.

Для экипажа были созданы уникальные приборы. Например, машинка для стрижки со встроенным пылесосом, который не давал волосам разлетаться по станции и попадать в дыхательные пути космонавтов.

Одной из проблем «Мира» стали аварии, которые особенно участились после того, как комплексу минуло 10 лет. В феврале 1997 года произошёл 15‑минутный пожар в устройстве, генерировавшем кислород. Жилой модуль заволокло едким дымом, а шесть человек оказались отрезанными от корабля‑спасателя. К счастью, с возгоранием удалось справиться с помощью штатных огнетушителей.

В июне того же года во время стыковки корабль снабжения «Прогресс» столкнулся со станцией и повредил модуль «Спектр». Это привело к разгерметизации компонента, и он стал непригодным для работы.

Более мелкие инциденты вроде отказов кислородных систем и приборов регуляции температуры, проблем с ориентацией станции в пространстве, компьютерных сбоев и отключений электроэнергии случались периодически. Это было связано с тем, что, несмотря на обилие солнечных батарей, станция не могла избавиться от «энергетического голода». Свою роль сыграло столкновение с «Прогрессом»: пришедший в негодность «Спектр» до этого производил до 40% энергии станции.




Другой проблемой стало скопившееся за годы работы оборудование. Американский астронавт Майк Фоул, побывавший на «Мире», сравнивал его со студенческой комнатой в общежитии, только более прибранной и ухоженной.


Иногда члены экипажа «Мира» становились участниками рекламных кампаний. Так, на орбите продвигали свои продукты израильская фирма — производитель молока Tnuva, а также Omega, The Coca‑Cola Company и PepsiCo Inc. Дорогая «космическая» реклама позволяла собирать деньги на продолжение работы станции.


Почему станция «Мир» — значимая веха в истории космонавтики

«Мир» действительно стал огромным достижением советской и российской аэрокосмической отрасли. Вклад отечественных конструкторов и лётчиков, причастных к работе этой станции, в развитие космонавтики признают и в NASA, и в Европейском космическом агентстве.

«Мир» был последним, но невероятным успехом СССР в космической гонке

На поздних этапах существования СССР советской державе всё труднее было конкурировать с США. Тем удивительнее, что, несмотря на некоторые неудачи, Советский Союз запустил космический проект, который не удалось реализовать в одиночку ни одной стране ни до, ни после «Мира».

Общий вес всей станции в сборе составлял более 125 т. Это было самое большое сооружение на земной орбите. Превзойти этот показатель получилось только у МКС.

15 лет станция оставалась единственной в мире космической лабораторией. В ней провели около 23 000 научных и медицинских опытов. Всего на «Мире» отработали 28 основных экспедиций, ещё девять посетили комплекс. С 1989 по 1999 год — в течение почти 10 лет — станция была непрерывно заселена.

Большим достижением советских инженеров стало уникальное устройство космического аппарата, которое позволяло буквально собирать и разбирать его во время полёта, словно конструктор.

Несмотря на аварии, «Мир» прослужил в три раза дольше намеченного конструкторами срока: 15 лет вместо пяти. За это время станция совершила 86 331 виток вокруг Земли.

Фактически советская космонавтика определила дальнейшее развитие отрасли орбитальных полётов. Неудивительно, что конструкционные особенности «Мира» заимствуют, к примеру, китайские специалисты для создания собственных околоземных станций «Тяньгун» и «Тяньхэ».

Станция положила начало международным космическим миссиям

«Мир» стал первой международной площадкой для изучения космоса. Интернациональные научные программы реализовывались на станции с 1987 года. В них принимали участие исследователи из Франции, Болгарии, Японии, Великобритании, Германии, Казахстана, Австрии, США, Канады, Словакии, Сирии и Афганистана. Всего на объекте побывали 102 человека.

Интересный факт: американских астронавтов, посетивших станцию, было больше, чем советских и российских космонавтов: 44 и 42 человека соответственно. Экипажи из США были разнообразнее по составу и в целом летали чаще, проводя на «Мире» меньше времени. От России и СССР же на станцию часто отправлялись одни и те же космонавты, которые к тому же находились на орбите по несколько месяцев. Так, например, комплекс посетили восемь американок и лишь одна россиянка — Елена Кондакова.

В 1994 году в рамках программы Euromir 94 «Мир» принял первую миссию Европейского космического агентства. А в 1995–1998 годах к станции пристыковывались американские космические шаттлы в рамках программ «„Мир“ — „Шаттл“», а также «„Мир“ — NASA».

Американские астронавты в семи экспедициях на «Мир» провели более 1 000 дней в космосе. Таким образом, станция способствовала сотрудничеству двух держав в освоении околоземных пространств. Комплекс позволил отработать взаимодействие различных космических агентств и международных космических экипажей в длительных полётах, в том числе и в аварийных ситуациях.


Опыт советско‑российского комплекса был использован при проектировании и запуске МКС. Например, «Мир» продемонстрировал эффективность модульного принципа для создания многотонных космических станций. Экспериментально подтвердилась возможность длительной — более 15 лет — эксплуатации таких объектов. Были опробованы средства доставки оборудования и ресурсов: ракеты «Союз», «Прогресс», а также космические шаттлы.

В работе над МКС сыграл свою роль и огромный опыт советских конструкторов в создании орбитальных станций, которого у специалистов из других стран просто не было. Идея МКС корнями уходит в американский проект Freedom 1984 года, но до подключения российских ракетчиков работы были далеки от завершения. Сегодня у МКС 15 модулей, пять из которых — производства РФ.

На станции было поставлено множество космических рекордов

Так, российский космонавт и кандидат медицинских наук Валерий Поляков дольше всех из землян непрерывно находился в космическом полёте — больше 437 суток, то есть примерно один год и два месяца.

Коллега Полякова Сергей Авдеев установил рекорд суммарного пребывания на орбите — больше 747 суток, то есть в трёх своих космических экспедициях он провёл больше двух лет. Это число превысил российский космонавт Геннадий Падалка в 2015 году — он суммарно провёл в космосе больше 878 суток.

Анатолий Соловьёв на станции «Мир» поставил рекорд продолжительности выходов в открытый космос. Всего «за бортом» он побывал 16 раз и находился там в общей сложности 82 часа 22 минуты. В частности он занимался ремонтом станции после столкновения с «Прогрессом».

Рекордсменками, побывавшими на станции, стали Елена Кондакова и Шеннон Люсид. Российская космонавтка провела более 178 суток в космосе, из них 169 — на «Мире», а астронавтка из США — 223 и 179 суток соответственно.

Всё это помогло лучше понять, как влияет длительное нахождение в космосе на организм человека.

Как и почему затопили орбитальную станцию «Мир»

Ни один объект на околоземной орбите не может вращаться бесконечно. Чтобы он не упал на Землю, нужно придавать ему дополнительное ускорение, поэтому любая орбитальная станция постоянно нуждается в топливе. Это означало, что дорогостоящие пуски ракет к «Миру» нужно было совершать регулярно.

А у Российского космического агентства (ныне — Роскосмоса) не хватало средств даже на ремонт комплекса и реконструкцию модулей. Ситуация с финансированием космической отрасли значительно ухудшилась в конце 1980‑х годов, а в начале 90‑х и вовсе стала катастрофической.

Сама станция была не в лучшем техническом состоянии: от неё отваливались части и становились опасным космическим мусором.


Из‑за недостатка финансирования с 1999 года «Мир» стали реже посещать экипажи, он всё чаще работал в беспилотном режиме. А 16 ноября 2000 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил затопить станцию.

Свою роль сыграло и решение российского руководства принять участие в создании МКС, первый модуль которой был запущен в 1998 году. Вести два дорогостоящих космических проекта было очень накладно, и 30 декабря 2000 года премьер‑министр Михаил Касьянов подписал постановление о затоплении станции «Мир».

Предпринималось немало попыток сохранить комплекс. Например, ряд депутатов Государственной думы призывал уволить главу Юрия Коптева с его поста. Но это «Мир» не спасло.

Последняя экспедиция российских космонавтов Сергея Залётина и Александра Калери на «Мир» длилась больше 72 суток — с 4 апреля по 16 июня 2000 года. С тех пор комплекс перешёл в беспилотный режим, а Центр управления полётами стал готовить его к затоплению.

Новость об этом вызвала опасения у жителей городов, над которыми проходила орбита «Мира», особенно в Японии. Ранее части других крупных объектов падали на территориях Канады, Австралии и Южной Америки, но, к счастью, не приводили к жертвам или разрушениям.

Чтобы операция прошла успешно, правительство США предоставило свои данные слежения, расчёта траектории, атмосферных условий и солнечной активности. Но даже в руководстве «Энергии» не давали 100‑процентной гарантии того, что станция упадёт в назначенной точке. Роскосмос пообещал выплатить страховку в размере 200 миллионов долларов в том случае, если при затоплении «Мира» кто‑то пострадает.

Однако процедура прошла в штатном режиме. 23 марта 2001 года станция достигла плотных слоёв атмосферы и загорелась. Её обломки упали в южной части Тихого океана — на так называемое кладбище космических кораблей. В этой точке Земли, наиболее удалённой от всех берегов, на глубине около 4 км, покоятся останки «Мира».

Большую часть энергии станция получала с помощью солнечных батарей, на ней не было ядерного реактора и других биологически или химически опасных материалов. Основная часть «Мира», включая остаточное топливо, сгорела при падении в океан. Поэтому станция не нанесла экологического вреда.


Символично, что всего лишь днём раньше успешно завершилась первая — российско‑американская — экспедиция на МКС с Сергеем Крикалёвым, Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом. Началась новая эпоха орбитальных станций.

Люди, причастные к работе станции «Мир», с грустью встретили известие о её затоплении. Многие из них посвятили этой космической миссии всю свою жизнь.

Однако их усилия не были напрасными, ведь опыт «Мира», что символично, стал достоянием всего человечества. Неспроста Фрэнк Калбертсон, руководивший первой фазой программы «„Мир“ — „Шаттл“», в своём эссе о том, что значит название «Мир» в русском языке, трактовал это слово как «сообщество».

Как «Мир» передал эстафету МКС, так и она стала источником вдохновения для новых космических свершений. Уже ведутся работы по созданию международной станции на орбите Луны — Lunar Orbital Platform‑Gateway, которая станет перевалочным пунктом на пути к Марсу. Также в ближайшее время, возможно, появятся первые коммерческие комплексы.

Но началось всё именно с «Мира».


Андрей Вдовенко