Крушение парома «Эстония» называют самой таинственной катастрофой XX в.
Пассажирское судно затонуло в Балтийском море в ночь на 28 сентября 1994 г., неподалеку от финского острова Утё. Жертвами стали 95 человек и еще 757 пропали без вести. Следователи пришли к выводу, что причиной крушения стали технические неполадки, но многие родственники погибших не верят в официальную версию.
Но поднять паром со дна или отправить к нему экспедицию невозможно - судно объявили местом захоронения и по европейским законам каждый, кто к нему приблизится без специального разрешения, становится преступником. Это беспрецедентный случай. Но какую тайну пытаются похоронить европейские чиновники? Спустя десятилетия, появились данные, что гибель парома не трагическое стечение обстоятельств. К этой катастрофе возможно причастны контрабандисты из Гонконга и секретное советское оружие. Многие эксперты полагают, что речь идет о спецоперации, следы которой старательно пытаются замести.
27 сентября в 19:15 «Эстония» отошла от пирса в Таллине. Утром паром должен был причалить в Стокгольме, но до порта он так и не добрался.
Сийри Саме работала на судне бухгалтером-операционистом. По словам женщины, в полвторого ночи ее и других пассажиров разбудил чудовищный грохот и мощный толчок, который буквально выкинул ее из кровати. Крен был настолько большой, что тяжелые двери сами закрывались под собственным весом. С травмой плеча и ключицы Сийри чудом удалось выбраться из каюты. Но уже через мгновение внутрь парома хлынула вода. По словам Сийри, судно шло ко дну так быстро, что большинство пассажиров даже не успело выбраться из кают. Тех же, кто оказался расторопнее и выбежал на палубу, смыли за борт трехметровые волны. В ту ночь была сильная гроза и шторм. Сийри спас пилот российского вертолета Вадим Базыкин. Его экипаж первым прибыл на место крушения через полтора часа после поступления сигнала бедствия.
Рассказывает Инт Клявиньш:
-"Был холодный сентябрьский день. Уже когда гуляли по Таллину, был очень сильный ветер. Когда корабль вышел из залива и вошел в открытое море, ветер стал сильнее. Начало качать все больше и больше. Когда после 23:00 стемнело, я вышел на палубу, ветер дул так сильно, что было сложно открыть дверь. Посмотрел через борт, море бушевало. Черные, черные волны… Потом я спустился вниз в каюту, чтобы пойти спать.
Моя каюта находилась на 0 палубе, в носовой части корабля, прямо под автопалубой, т. е. ниже линии воды. Это было за полчаса до полуночи, люди на корабле еще гуляли по магазинам, сидели в ресторанах, играли в автоматы. В полночь мы уже были в середине моря, где у ветра наибольшая скорость. Такого ветра, хотя не могу назвать его экстремальным, я не видел ни до, ни после катастрофы.
Уже в каюте я услышал, как волны громко разбиваются о корпус корабля. Не мог из-за этого шума заснуть. Потом вдруг был громкий толчок, который тряхнул весь корабль. Сразу после этого, через какие полминуты, последовал второй толчок, прозвучал металлический скрежет. Тогда у меня было чувство, что корабль наскочил на мыс, поскольку низ парома будто проскочил мимо чего-то большого. Спустя пару секунд судно уже накренилось примерно на 30 градусов. Было четко ясно, что случилось что-то серьезное.
Поскольку нос корабля наклонился вниз, мне было сложно выбраться из постели. Я не смог одеться, быстро схватил какие-то вещи, что были под рукой. Когда открыл дверь каюты, в коридоре уже была вода. Было сложно добраться до лестницы, вода хлестала, ноги скользили по ковру. Я про себя думал: «Кто придумал такую конструкцию корабля?!», поскольку стены были полностью гладкими, не за что было ухватиться, только ручки дверей в каюты, а между ними — гладкая стена.
Все происходило очень быстро. Когда я добрался до лестницы, корабль уже начал заваливаться на бок. На этаже, где была моя каюта, я не видел ни одного человека. Люди у лестницы были на других этажах, по которым уже невозможно было подняться, приходилось передвигаться по лестничным перилам до пятой палубы. Когда я поднялся наверх, корабль встал на бок. Все, что не было прикреплено — ресторанное оборудование, игровые автоматы, посуда — падали на людей. Пассажиры пытались держаться, за что возможно, одновременно пытаясь выбраться из внутренних помещений. Не было никакой информации. У меня была только одна мысль — выбраться наружу. Паники не было, поскольку обстоятельства были сложные и тяжелые, для паники не было места. Все происходило так быстро, что не было времени осмотреться и что-то оценить. Чтобы от лестницы добраться до палубы, надо было преодолеть пустое место. Там стоял человек из экипажа корабля и помогал людям, подтягивая их."
Спасательная операция продолжалась трое суток. Над местом крушения непрерывно кружили 12 вертолетов из разных стран. Пилоты высматривали в воде людей, но несмотря на все усилия из почти тысячи пассажиров удалось спасти всего 137.
Инт Клявиньш. В больнице Турку. Фото изличного архива
Паром «Эстония» построили на немецкой судоверфи и спустили на воду еще в 1980 г. Четырнадцать лет он курсировал между Стокгольмом и Таллином. По официальной версии, возраст судна и стал причиной катастрофы. У парома начались неполадки с визором - многотонным забралом, которое прикрывает носовой трап. Механизм, якобы, сильно износился и сам открылся под ударами волн. Этот грохот и слышали пассажиры. Но в такой версии много нестыковок. В частности германская фирма, которая строила паром, предоставила убедительнейшие доказательства, что система визора была надежна.
Несколько лет назад государственный прокурор Маргус Курм, бывший глава комиссии по расследованию крушения парома, озвучил новую гипотезу - якобы судно получило пробоину после столкновения с неизвестной подлодкой (естественно русской). Но по эта гипотеза выглядит несостоятельной, так как по мнению экспертов, диаметр пробоины не совпадает с размерами носа современной субмарины.
Пролить свет на события той ночи помогли бы данные с бортового самописца, но он бесследно исчез. Еще загадочнее выглядит исчезновение некоторых членов экипажа судна. Например, имя одного из капитанов «Эстонии» Аво Пихты изначально попало в списки выживших, а самого спасенного моряка даже показывали в телевизионных репортажах. Но позже эти кадры исчезли, а Пихта пропал и оказался в списке погибших. Та же участь постигла еще 7 человек, которых вроде бы спасли, но позже как и их капитан, они загадочным образом исчезли.
Аво Пихта, капитан парома «Эстония»
По мнению исследователей, все указывает на то, что на пароме «Эстония» перевозили секретный груз. Но кто именно перевозил и какой именно груз? За 28 лет с момента крушения родились десятки гипотез, причем одна фантастичнее другой. Так существует несколько версий о том, что на пароме перевозили контрабанду. Одна из них гласит, что перевозили 50 т. кобальта на грузовиках, а вторая гласит, что в легковых машинах везли 500 кг. наркотического порошка. Как итог, контрабандисты не поделились с гонконгской «Триадой» и те в отместку уничтожили судно. Звучит как сюжет из второсортного боевика.
Однако перед отплытием на паром действительно загнали несколько грузовиков, что подтверждают множественные свидетели, но в судовом журнале их не отметили. Причем после кораблекрушения сами машины так и не нашли. Отсюда вытекает еще одна версия, что с помощью этого судна осуществлялась спецоперация ряда иностранных спецслужб, которым нужно было вывезти секретное советское ракетное оборудование. И не исключено, что ракеты на борту парома были ядерными. Эту версию косвенно подтверждает странная идея эстонских властей. Вскоре после крушения, они предложили накрыть затонувший паром бетонным саркофагом. Купол, якобы, должен защитить судно от мародеров. Однако подобного рода саркофаги делают над могильниками, где находятся радиоактивные вещества. Примером может служить всем печально известный Чернобыль.
В итоге саркофаг так и не построили, но сегодня любые работы на месте кораблекрушения строжайше запрещены, а на каждого, кто приближается к затонувшему судну, автоматически заводят уголовное дело. На сегодняшний день паром «Эстония» это единственное судно, в отношении которого действует запрет на погружение и расследование причин крушения. Все указывает на то, что кто-то очень боится, что очередное погружение выявит новые обстоятельства, которые напрочь опровергнут официальную версию властей.
Однако завесу тайны удалось приоткрыть норвежскому дайверу и блогеру Хенрику Эвердсону. В 2019 г. он без разрешения властей обследовал паром. Кадры, которые Эвердсон запечатлел на подводную камеру. моментально стали мировой сенсацией. Блогер обнаружил в корпусе судна огромную пробоину высотой 4 метра и шириной более метра. Было явно очевидно, что она образовалась в результате мощного взрыва.
Эту гипотезу подтверждает и частное расследование американского миллионера Грега Бемиса. В августе 2000 г. он организовал экспедицию к месту крушения и взял пробы металла с обшивки парома. Бизнесмену пытались помешать. Шведская прокуратура выписала ордер на его арест и потребовала засекретить материалы расследования. Но Бемис ослушался и опубликовал аудиозапись,в которой поделидся результатами экспертизы обшивки «Мы протестировали ее в 3-х независимых испытательных организациях - две из них в Германии и одна в США. Все они пришли к одному и тому же выводу, что металлическую обшивку повредил взрыв и судя по тому, что края пробоины загнуты наружу, взрыв произошел внутри судна».
Пробоина в борту парома «Эстония»
Неужели на борту «Эстонии» сдетонировала одна из похищенных советских ракет? Возможно именно этим можно объяснить чудовищный грохот, который слышали пассажиры парома. Сегодня именно к этой версии склоняется большинство экспертов. Но пока не будет проведено независимое международное расследование, истинные причины крушения «Балтийского Титаника» останутся лишь предположениями.
Пассажирское судно затонуло в Балтийском море в ночь на 28 сентября 1994 г., неподалеку от финского острова Утё. Жертвами стали 95 человек и еще 757 пропали без вести. Следователи пришли к выводу, что причиной крушения стали технические неполадки, но многие родственники погибших не верят в официальную версию.
Но поднять паром со дна или отправить к нему экспедицию невозможно - судно объявили местом захоронения и по европейским законам каждый, кто к нему приблизится без специального разрешения, становится преступником. Это беспрецедентный случай. Но какую тайну пытаются похоронить европейские чиновники? Спустя десятилетия, появились данные, что гибель парома не трагическое стечение обстоятельств. К этой катастрофе возможно причастны контрабандисты из Гонконга и секретное советское оружие. Многие эксперты полагают, что речь идет о спецоперации, следы которой старательно пытаются замести.
27 сентября в 19:15 «Эстония» отошла от пирса в Таллине. Утром паром должен был причалить в Стокгольме, но до порта он так и не добрался.
Сийри Саме работала на судне бухгалтером-операционистом. По словам женщины, в полвторого ночи ее и других пассажиров разбудил чудовищный грохот и мощный толчок, который буквально выкинул ее из кровати. Крен был настолько большой, что тяжелые двери сами закрывались под собственным весом. С травмой плеча и ключицы Сийри чудом удалось выбраться из каюты. Но уже через мгновение внутрь парома хлынула вода. По словам Сийри, судно шло ко дну так быстро, что большинство пассажиров даже не успело выбраться из кают. Тех же, кто оказался расторопнее и выбежал на палубу, смыли за борт трехметровые волны. В ту ночь была сильная гроза и шторм. Сийри спас пилот российского вертолета Вадим Базыкин. Его экипаж первым прибыл на место крушения через полтора часа после поступления сигнала бедствия.
Рассказывает Инт Клявиньш:
-"Был холодный сентябрьский день. Уже когда гуляли по Таллину, был очень сильный ветер. Когда корабль вышел из залива и вошел в открытое море, ветер стал сильнее. Начало качать все больше и больше. Когда после 23:00 стемнело, я вышел на палубу, ветер дул так сильно, что было сложно открыть дверь. Посмотрел через борт, море бушевало. Черные, черные волны… Потом я спустился вниз в каюту, чтобы пойти спать.
Моя каюта находилась на 0 палубе, в носовой части корабля, прямо под автопалубой, т. е. ниже линии воды. Это было за полчаса до полуночи, люди на корабле еще гуляли по магазинам, сидели в ресторанах, играли в автоматы. В полночь мы уже были в середине моря, где у ветра наибольшая скорость. Такого ветра, хотя не могу назвать его экстремальным, я не видел ни до, ни после катастрофы.
Уже в каюте я услышал, как волны громко разбиваются о корпус корабля. Не мог из-за этого шума заснуть. Потом вдруг был громкий толчок, который тряхнул весь корабль. Сразу после этого, через какие полминуты, последовал второй толчок, прозвучал металлический скрежет. Тогда у меня было чувство, что корабль наскочил на мыс, поскольку низ парома будто проскочил мимо чего-то большого. Спустя пару секунд судно уже накренилось примерно на 30 градусов. Было четко ясно, что случилось что-то серьезное.
Поскольку нос корабля наклонился вниз, мне было сложно выбраться из постели. Я не смог одеться, быстро схватил какие-то вещи, что были под рукой. Когда открыл дверь каюты, в коридоре уже была вода. Было сложно добраться до лестницы, вода хлестала, ноги скользили по ковру. Я про себя думал: «Кто придумал такую конструкцию корабля?!», поскольку стены были полностью гладкими, не за что было ухватиться, только ручки дверей в каюты, а между ними — гладкая стена.
Все происходило очень быстро. Когда я добрался до лестницы, корабль уже начал заваливаться на бок. На этаже, где была моя каюта, я не видел ни одного человека. Люди у лестницы были на других этажах, по которым уже невозможно было подняться, приходилось передвигаться по лестничным перилам до пятой палубы. Когда я поднялся наверх, корабль встал на бок. Все, что не было прикреплено — ресторанное оборудование, игровые автоматы, посуда — падали на людей. Пассажиры пытались держаться, за что возможно, одновременно пытаясь выбраться из внутренних помещений. Не было никакой информации. У меня была только одна мысль — выбраться наружу. Паники не было, поскольку обстоятельства были сложные и тяжелые, для паники не было места. Все происходило так быстро, что не было времени осмотреться и что-то оценить. Чтобы от лестницы добраться до палубы, надо было преодолеть пустое место. Там стоял человек из экипажа корабля и помогал людям, подтягивая их."
Спасательная операция продолжалась трое суток. Над местом крушения непрерывно кружили 12 вертолетов из разных стран. Пилоты высматривали в воде людей, но несмотря на все усилия из почти тысячи пассажиров удалось спасти всего 137.
Инт Клявиньш. В больнице Турку. Фото изличного архива
Паром «Эстония» построили на немецкой судоверфи и спустили на воду еще в 1980 г. Четырнадцать лет он курсировал между Стокгольмом и Таллином. По официальной версии, возраст судна и стал причиной катастрофы. У парома начались неполадки с визором - многотонным забралом, которое прикрывает носовой трап. Механизм, якобы, сильно износился и сам открылся под ударами волн. Этот грохот и слышали пассажиры. Но в такой версии много нестыковок. В частности германская фирма, которая строила паром, предоставила убедительнейшие доказательства, что система визора была надежна.
Несколько лет назад государственный прокурор Маргус Курм, бывший глава комиссии по расследованию крушения парома, озвучил новую гипотезу - якобы судно получило пробоину после столкновения с неизвестной подлодкой (естественно русской). Но по эта гипотеза выглядит несостоятельной, так как по мнению экспертов, диаметр пробоины не совпадает с размерами носа современной субмарины.
Пролить свет на события той ночи помогли бы данные с бортового самописца, но он бесследно исчез. Еще загадочнее выглядит исчезновение некоторых членов экипажа судна. Например, имя одного из капитанов «Эстонии» Аво Пихты изначально попало в списки выживших, а самого спасенного моряка даже показывали в телевизионных репортажах. Но позже эти кадры исчезли, а Пихта пропал и оказался в списке погибших. Та же участь постигла еще 7 человек, которых вроде бы спасли, но позже как и их капитан, они загадочным образом исчезли.
Аво Пихта, капитан парома «Эстония»
По мнению исследователей, все указывает на то, что на пароме «Эстония» перевозили секретный груз. Но кто именно перевозил и какой именно груз? За 28 лет с момента крушения родились десятки гипотез, причем одна фантастичнее другой. Так существует несколько версий о том, что на пароме перевозили контрабанду. Одна из них гласит, что перевозили 50 т. кобальта на грузовиках, а вторая гласит, что в легковых машинах везли 500 кг. наркотического порошка. Как итог, контрабандисты не поделились с гонконгской «Триадой» и те в отместку уничтожили судно. Звучит как сюжет из второсортного боевика.
Однако перед отплытием на паром действительно загнали несколько грузовиков, что подтверждают множественные свидетели, но в судовом журнале их не отметили. Причем после кораблекрушения сами машины так и не нашли. Отсюда вытекает еще одна версия, что с помощью этого судна осуществлялась спецоперация ряда иностранных спецслужб, которым нужно было вывезти секретное советское ракетное оборудование. И не исключено, что ракеты на борту парома были ядерными. Эту версию косвенно подтверждает странная идея эстонских властей. Вскоре после крушения, они предложили накрыть затонувший паром бетонным саркофагом. Купол, якобы, должен защитить судно от мародеров. Однако подобного рода саркофаги делают над могильниками, где находятся радиоактивные вещества. Примером может служить всем печально известный Чернобыль.
В итоге саркофаг так и не построили, но сегодня любые работы на месте кораблекрушения строжайше запрещены, а на каждого, кто приближается к затонувшему судну, автоматически заводят уголовное дело. На сегодняшний день паром «Эстония» это единственное судно, в отношении которого действует запрет на погружение и расследование причин крушения. Все указывает на то, что кто-то очень боится, что очередное погружение выявит новые обстоятельства, которые напрочь опровергнут официальную версию властей.
Однако завесу тайны удалось приоткрыть норвежскому дайверу и блогеру Хенрику Эвердсону. В 2019 г. он без разрешения властей обследовал паром. Кадры, которые Эвердсон запечатлел на подводную камеру. моментально стали мировой сенсацией. Блогер обнаружил в корпусе судна огромную пробоину высотой 4 метра и шириной более метра. Было явно очевидно, что она образовалась в результате мощного взрыва.
Эту гипотезу подтверждает и частное расследование американского миллионера Грега Бемиса. В августе 2000 г. он организовал экспедицию к месту крушения и взял пробы металла с обшивки парома. Бизнесмену пытались помешать. Шведская прокуратура выписала ордер на его арест и потребовала засекретить материалы расследования. Но Бемис ослушался и опубликовал аудиозапись,в которой поделидся результатами экспертизы обшивки «Мы протестировали ее в 3-х независимых испытательных организациях - две из них в Германии и одна в США. Все они пришли к одному и тому же выводу, что металлическую обшивку повредил взрыв и судя по тому, что края пробоины загнуты наружу, взрыв произошел внутри судна».
Пробоина в борту парома «Эстония»
Неужели на борту «Эстонии» сдетонировала одна из похищенных советских ракет? Возможно именно этим можно объяснить чудовищный грохот, который слышали пассажиры парома. Сегодня именно к этой версии склоняется большинство экспертов. Но пока не будет проведено независимое международное расследование, истинные причины крушения «Балтийского Титаника» останутся лишь предположениями.