По словам историка Бориса Соколова, благосклонность Михаила Фрунзе к бывшим царским офицерам некоторые большевики расценивали как стремление восстановить «национальную» армию. Однако на самом деле цели Фрунзе были намного банальней. Дело в том, что Михаил Васильевич практически не имел никакого опыта в военных действиях.
«Военщина» и «расплата»
Несмотря на то, что Михаил Васильевич Фрунзе прославился как один из самых крупных военачальников, в юности он даже не помышлял о подобной карьере. В 1904 году он поступил на экономический факультет Политехнического института. Тогда же Фрунзе стал и членом социал-демократической партии. Ни о какой гражданской войне Михаил Васильевич тогда и не помышлял. Даже через месяц после печально известного Кровавого воскресенья, когда власти разогнали шествие рабочих, Фрунзе писал своему брату Константину: «В военное поступать не советую, испортишь всю жизнь. Боже, что из них (земляков) делает военщина: ничего не знают, ничего не слышат» (Валентин Рунов «Фрунзе: тайна жизни и смерти»).
Однако уже в начале весны того же 1905 года взгляды Михаила Фрунзе изменились самым кардинальным образом. Если верить Алексу Громову, автору книги «Нарком Фрунзе», в марте Фрунзе сообщил матери о том, что он отдает себя революции, потому как «потоки крови, пролитые 9 января, требуют расплаты». Впоследствии для того, чтобы напечатать листовки, Михаил Васильевич вместе с товарищами захватил типографию в Шуе. Как утверждает Олег Смыслов, автор издания «Котовский», Фрунзе был арестован и среди прочего обвинен в покушении на убийство урядника: якобы стрелял, но промахнулся. В это трудно поверить, если учесть, что Фрунзе был заядлым охотником и стрелял очень метко.
Военные таланты партийца
Но одно дело – охота, и совсем другое – война. А для человека, у которого вообще не было никакого военного опыта, Михаил Фрунзе сделал по-настоящему головокружительную карьеру в Красной армии. Бежав из ссылки, Фрунзе прибыл в Москву и поступил на службу в 56-ю артиллерийскую бригаду. Однако вольноопределяющийся Михаил Васильевич занимался исключительно снабжением. Тем не менее в конце 1918 года Лев Троцкий назначил Фрунзе командующим 4-й армией Восточного фронта. Примечательно, что, как пишет Леонид Млечин в своей книге «Русская армия между Троцким и Сталиным», главком Иоаким Вацетис возражал против такого решения: он сомневался в военных талантах партийных работников. Вот только на этот раз Вацетис ошибся.
За период Гражданской войны Михаил Фрунзе сумел стать одной из самых заметных фигур в истории отечественной армии. Как указано в сборнике «Красные полководцы» (редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков), после гражданской войны Фрунзе стали называть победителем Колчака и Врангеля, а также уральских казаков. Михаил Васильевич внес огромный вклад в ликвидацию махновцев и петлюровцев. Отличился командир и в Туркестане. Интересно, что Фрунзе оказался одним из немногих военачальников, призывавших к гуманному отношению к пленным. Валерий Шамбаров, автор книги «Нашествие чужих», считает, что эта гуманность имела практическое значение и способствовала быстрому достижению побед.
Опытные или преданные?
Действительно, Михаил Фрунзе был весьма практичным человеком. Именно из практических соображений Фрунзе взял под свое крыло многих царских офицеров. Так, сразу после назначения на должность командующего 4-й армией Восточного фронта Михаил Васильевич сделал начальником штаба генерала Русской императорской армии Федора Федоровича Новицкого. Благодаря Фрунзе в штаб РККА попал и Владимир Кириакович Триандафиллов, военачальник тоже «родом» из Российской империи. В своей книге «Гражданская война в России» С. С. Миронов пишет о заслугах Троцкого в привлечении на службу бывших царских генералов и офицеров (Постановление ЦК РКП(б) от 25 декабря 1918 года «О политике военного ведомства»). А между тем Троцкого в этом убедил именно Фрунзе.
Как утверждает историк Борис Соколов на страницах своей книги «Иосиф Сталин – беспощадный созидатель», Михаил Васильевич Фрунзе не видел никакого греха в том, чтобы воспользоваться опытом и знаниями бывших царских военачальников до того момента, пока не подрастет достойная «красная» смена. Например, по словам Игоря Симбирцева, автора издания «Спецслужбы первых лет СССР», Владимир Триандафиллов являлся разработчиком большинства удачных операций Михаила Фрунзе, направленных против Колчака и Врангеля. Благодаря Фрунзе во главе округов, корпусов, дивизий оказались военные, подобранные на основании их квалификации, а не по принципу коммунистической преданности.