12 апреля 2022

О битве за форт Самтер – начало Гражданской войны в США

12 апреля 1861 года началось Сражение за форт Самтер – именно это  событие принято считать началом Гражданской войны в США. (Называемой также Войной Севера и Юга – что довольно точно отражает суть противоречий, возникших между промышленной и аграрной частями страны…) Что касается самой битвы, то масштаб её может показаться более чем скромным – однако, как мы знаем, любое кровопролитное противостояние начинается с некого прецедента… Впрочем – по порядку.




…Проблемы нарастали уже какое-то время – и к выборам 1860-го южане закономерно насторожились, предчувствуя неминуемую победу Линкольна. (Который только что громогласно утверждал, что федеральное правительство «…не может …быть полурабовладельческим и полусвободным!» – однако, будучи избранным, спешит вопросить: «Действительно ли население Юга испытывает опасения, что республиканская администрация намерена прямо или косвенно вмешаться в жизнь его рабов и его самого?…Для подобных опасений нет оснований!»)

«Ага, как же…» – смекнули плантаторы… Уже в декабре раздаётся первый раскат грома: «Существующий ныне союз между Южной Каролиной и другими штатами под названием Соединённые Штаты Америки настоящим расторгается». В последующие месяцы к сецессии, один за другим, присоединяются Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас – всего желающих «отвалить» со временем наберётся одиннадцать…  В феврале 1861-го сепаратисты объявляют о создании Конфедеративных Штатов Америки – во главе с президентом  Джефферсоном Дэвисом и столицей в Ричмонде…



…Причём, всё это случится ещё до инаугурации!.. (На которой Линкольн заявит: «…ни один из штатов не вправе сугубо по собственной инициативе выйти из Союза…принимаемые с этой целью решения и постановления не имеют юридической силы и акты насилия, совершённые в пределах любого штата (или штатов), направленные против Правительства Соединённых Штатов, приобретают, в зависимости от обстоятельств, повстанческий или революционный характер». Через неделю конфедераты ответят принятием собственной конституции…

…Таким образом, противостояние вплотную подошло к моменту, когда, что называется, «должны заговорить пушки» – однако, обе стороны опасались взять на себя инициативу… (Никто не хотел стать «агрессором»; ещё меньше – спугнуть довольно многочисленных «колеблющихся»).

…Вернёмся в Чарлстонский залив. (По тем временам Чарлстон был ключевым океанским портом в Южной Каролине).  Ещё в декабре 1860-го сюда прибывает новый командующий, опытный майор Роберт Андерсон – и принимает под своё начало два форта: при этом в старом и слабо укреплённом Молтри имелся гарнизон из восьмидесяти пяти солдат – а новый (и куда более надёжный – да ещё и расположенный на острове при выходе из бухты) …так вот – форт Самтер пустовал!.. Решение Андерсона окажется предсказуемым – заклепать пушки и сменить дислокацию...



…Южане этот манёвр, конечно, заметят – но никаких действий не предпримут. (Правда, отгонят посланный ещё пока действующим президентом Бьюкененом корабль с припасами и подкреплением). Тем временем, в должность вступает Линкольн – и распоряжается отправить на подмогу целую флотилию!.. (При этом заверяя губернатора Южной Каролины в её «исключительно гуманитарной» миссии…) «А то как же!..» – в очередной раз смекнут южане…

…после чего свеженазначенный главнокомандующий Конфедерации Пьер де Борегар отправляет в Самтер парламентёра – требуя сдачи, и, в свою очередь, обещая сохранить личные вещи, оружие – и даже обеспечить «все удобства». Андерсон мужественно отказывается. (По более прозаической версии майор заметил: «Если вы не разнесёте форт на куски, мы всё равно перемрём тут за несколько дней с голоду». Примечательно, что в Вест-Пойнте Борегар успел побывать учеником Андерсона… таковы жестокие гримасы гражданской войны…)



…Впрочем, пока стороны стараются вести себя по-джентльменски – и в ночь на 12 апреля Борегар предупреждает противника, что «откроет огонь из своих батарей по форту Самтер через час после указанного времени». То есть – в 3 часа 20 минут… Ещё немного выждав, в половине четвёртого конфедераты начнут пальбу из соседних фортов и с плавучих батарей… (Почти одновременно к Чарлстону подойдёт упомянутая «гуманитарная» эскадра – однако, выяснится, что флагман отбыл с другим заданием… а пока его будут ждать, начнётся шторм).

…Таким образом, рассчитывать на помощь Андерсону не приходилось – тем не менее, майор хладнокровно приказывает своему воинству завтракать… ответный залп прозвучит только в семь утра. О дальнейшей обороне командир гарнизона отчитается так: «Защищал форт Самтер в течение 34 часов, пока казармы не были полностью сожжены, главные ворота разрушены огнём, стены тыльной казармы форта серьёзно повреждены, пороховой погреб окружён пламенем, а его дверь заблокирована в результате прямого попадания снаряда; при этом осталось лишь четыре бочонка и три заряда пороха. Не сохранилось никакого продовольствия, кроме свинины. Я принял условия эвакуации, предложенные генералом Борегаром, аналогичные тем, которые он предлагал 11-го числа, ещё до начала столкновения».



(Добавим – стены-то пальбу пока выдерживали – но южанам удалось сшибить флагшток… после этого они поспешат прекратить огонь и поинтересуются: мол, раз флаг упал – значит, сдаётесь?..) Сражение не унесёт ни одной жизни (не считая дюжины раненых с обеих сторон) – однако, Андерсон пожелает ознаменовать капитуляцию салютом в честь упомянутого флага – одну из пушек разорвёт; рядовой Дэниэл Хоу погибнет на месте; Эдвард Гэлуэй будет ранен и вскоре скончается – эти два имени откроют 620-тысячный список жертв четырёхлетней войны…

P.S. …Уже на следующий день Линкольн объявит о наборе семидесяти пяти тысяч новобранцев (правда – всего на девяносто дней… масштабов надвигающихся событий, возможно, пока не понимал даже он). Северяне вернутся в  исторический форт, день в день, через четыре года – и Андерсон (на тот момент – уже отставник) поднимет над Самтером всё тот же флаг (в своё время он его сохранил). Что ещё?.. Историографы до сих пор спорят, кто кого в те дни спровоцировал – а, следовательно, и развязал войну… Впрочем, это – совсем другая история.