12 апреля 2022

О Николае Пржевальском – и немного о лошади его имени

12 апреля 1839 года родился Николай Пржевальский – исследователь, который у широкой публики ассоциируется, преимущественно, с лошадью своего имени – но об этом позже… Дальний предок будущего путешественника, запорожский казак Паровальский, в какой-то момент перекрестился в католичество, и успешно воевал против Руси (за что будет удостоен шляхетского достоинства) – но уже его дед, что называется, «вернётся к корням»… правда, звучную фамилию оставит.  (По иронии судьбы – и отец Пржевальского, и он сам, примут посильное участие уже в усмирении польских восстаний).




С детства Николай отличался любознательностью и замечательной памятью – однако, характер имел при этом нелюдимый и неуживчивый. В его дневниках достаётся и товарищам-гимназистам, и учителям, и сослуживцам – он начнёт унтер-офицером, потом получит звание. Но молодого человека привлекали не пирушки с товарищами по оружию, а книги и прогулки по лесу с ружьём – естественно, в одиночестве. Неясно, каким образом у него возник интерес к Дальнему Востоку – но Пржевальский подаст прошение о переводе; начальство отреагирует несколькими сутками гауптвахты – видимо, чтобы остыл…

…Однако позже, уже пробившись в школу при Генштабе, он напишет «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» – основанная исключительно «на источниках», эта работа производит настолько благоприятное впечатление, что в 1864 году молодого офицера избирают  действительным членом Императорского Русского географического общества… серьёзнейший аванс!.. Впрочем, возможность отработать его представится вскоре – Пржевальский получает назначение в Восточную Сибирь; а затем отправляется в свою  первую экспедицию.

…В странствиях он проведёт двадцать лет – Монголия, Тибет, Уссурийский край… за недостатком места мы не имеем возможности подробно рассмотреть эти походы – впрочем, их блестяще описал сам Пржевальский!..  (Существует весьма обоснованная точка зрения, что его главной целью была разведка – действительно, маршруты путешественника постоянно совпадали с направлением российской военно-политической активности в регионе. Приходилось ему участвовать и в боевых стычках – наконец, интересно упорное стремление исследователя в мистическую столицу Тибета – Лхасу. И не только же за научные успехи Пржевальского, в конце концов, произведут в генерал-майоры?..)



...Впрочем, его донесениями в Генштаб мы не располагаем – а вот книг, карт, ботанических и зоологических коллекций исследователь оставит  множество. Именно в качестве учёного Пржевальский приобретёт громкую мировую славу – увы, ему не довелось дожить и до пятидесяти...

…Смерть путешественника выглядит, по меньшей мере, странно (надо сказать, он намотал за годы странствий более тридцати тысяч километров – и при этом не потерял ни одного из своих спутников!..) Тем не менее, находясь где-то вблизи нынешнего Бишкека, этот опытнейший человек зачем-то пьёт из речки – и буквально за несколько дней умирает от брюшного тифа, успев распорядиться: «Похороните меня на берегу озера Иссык-Куль, в моей походной одежде. Надпись пусть будет: «Путешественник Пржевальский». Впрочем, если принять во внимание пару обронённых им перед последней экспедицией фраз (очень похожих на прощальные) и параллельную (а может и основную!) профессию – возможно, дело обстояло иначе…



P.S. …Возвращаясь к пресловутой лошади – однажды мельком увидев это существо, Пржевальский будет гоняться за ним долго и безуспешно; в конечном счёте одному из спутников повезёт случайно наткнуться у аборигенов на шкуру… обрадованный путешественник отдарится целым ружьём!.. Ажиотаж вокруг находки (надо сказать, их на счёту Николая Михайловича десятки) возник в связи с тем, что её сочли неким переходным звеном. (Впрочем, много позже выяснится, что у Equus  przewalskii на две хромосомы больше, чем у  домашней коняги – и очередной «эволюционный миф» накроется). Тем не  менее, в начале прошлого века  нескольких лошадок отловят – именно от них произойдёт всё современное поголовье, около тысячи особей… а вот в природе лошадь Пржевальского вымрет. Правда, в последнее время их пытаются выпускать на волю – согласно слухам, особенно успешно лошадки почему-то плодятся в Чернобыльской зоне… Впрочем, это – совсем другая история.