01 мая 2021

Эфемерная незыблемость



Ровно 140 лет назад, 30 апреля 1881 года, во всех российских газетах был опубликован "высочайше дарованный" населению манифест только что вступившего на престол императора Александра Третьего "О незыблемости самодержавия". Он же - "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, истреблению неправды, водворению порядка и правды в действии учреждений России".

Этот документ был написан обер-прокурором Священного Синода К. Победоносцевым в тайне от других министров, которые узнали о нем лишь после подписания царем. Главная идея манифеста состояла в том, что сам Глас Божий повелел Александру свято хранить "от любых поползновений" свою ничем не ограниченную, абсолютную и наследственную власть.

Это был резкий поворот на 180 градусов от политики предыдущего монарха, при котором был подготовлен и вынесен на обсуждение совета министров проект первой российской конституции. Но его, как известно, не успели рассмотреть из-за убийства Александра Второго террористами. А сын Александра Второго, уверенный, что его отец погиб из-за "потакания вольнодумству", едва успев примерить корону, моментально поставил крест на либеральных реформах. При нем конституционный проект был положен "под сукно" и тщательно засекречен.

С запозданием узнав манифесте, назначенные прежним царем министры прогрессивных взглядов Абаза, Милютин и Лорис-Меликов в знак протеста подали в отставку, которую новый царь незамедлительно принял. Больше за все годы его правления в высшем российском руководстве либералов не было. А их место заняли реакционеры и мракобесы, вроде того же Победоносцева, уверенного, что вся общественно-политическая жизнь должна строиться на религиозном фундаменте вокруг сакральной фигуры помазаника.

Таким образом, Россия упустила исторический шанс стать нормальной "полудемократической" страной, каковыми уже были все тогдашние европейские конституционные и парламентские монархии. На этом фоне империя Романовых, несмотря на европеизированный фасад, фактически осталась типичной азиатской деспотией, вроде Китая, Персии и "Сиятельной Порты". И в таком виде она вступила в ХХ век, в котором ее существование оказалось недолгим.

На заставке - картина Ильи Репина "Александр Третий после коронации встречается с волостными представителями во дворе Петровского дворца". Талантливый художник, которому заказали картину, прославляющую нового самодержца, очень точно показал "социальную дистанцию", отделяющую царя от его народа. К сожалению, во многом благодаря самому Александру, эта, вроде бы, небольшая дистанция дистанция так и осталась непреодолимой.