01 декабря 2021

Смертоносная «Ручка Метлы» - история Mauserа С.96 (часть 3)


01 бой (584x392, 107Kb)



Часть 2.
Маузер путешествует по странам и континентам


«Met Got En Die Mauser!»
«С Богом и с Маузером!»

Девиз генерала армии буров Бена Вильхена (Англо-Бурская война 1899-1902 гг.)


С самого момента решения о выпуске пистолета С.96 Петер-Пауль Маузер начал поиски военного заказа на это оружие – причем, сразу в целом ряде государств. Коммерческая розничная продажа оружия не может сравниться с государственным военным заказом – ни по прибыльности, ни по престижу. Ведь армия потребляет сразу же значительное количество «стволов» для вооружения тысяч военнослужащих, а затем регулярно пополняет запасы вооружения и боеприпасов на случай возможной войны. А официальное принятие государством какого либо образца оружия фактически является признанием военными его высокой боеспособности, что приносит разработчику славу и новые заказы – уже армиями других стран. Поэтому все оружейники мира стремятся добиться интереса правительства и генералитета именно к своему образцу оружия, чтобы выиграть тендер, сулящий фирме значительные прибыли, и приобрести известность не только в своей стране, но и во всем мире.

Петер-Пауль Маузер не был в этом плане исключением. Получая огромные деньги за производство своих винтовок, которыми была вооружена не только вся германская армия, но и войска ряда других стран, фабрикант стремился еще больше увеличить прибыли, и еще выше поднять престиж фирмы, носившей его имя. И способствовать этому росту престижа должно было внедрение на вооружение армии совершенно нового вида оружия – самозарядного пистолета. Однако добиться армейского заказа на его пистолет Маузеру ни в Германии, ни в других странах никак не удавалось. С.96 производил на генералов впечатление своей дальнобойностью и скорострельностью, однако отпугивал сложностью устройства, более низкой, чем у револьвера, надежностью, вызывавшей некоторые проблемы эксплуатации в полевых условиях, но главное – высокой ценой производства. Именно поэтому высокопоставленные военные Германии и других стран при демонстрации им возможностей «Брумхендла» громогласно восхищались оружием, осыпали фабриканта восторженными комплиментами… но не давали «добро» на вооружение Маузером С.96 своих войск. Затянувшиеся на несколько лет раздумья кайзера и его генералов по поводу практичности С.96 завершились, в конце концов, принятием на вооружение германской армии пусть и не такого дальнобойного, зато более простого, компактного и, главное, более дешевого пистолета Люгера, созданного несколько позже С.96. Генералитет Испании, несмотря на все рекламные старания Маузера, предпочел его пистолету так же более поздний пистолет Бергмана конструкции 1903 года. Опробовала С.96 и Швейцария; но в конечном итоге и она в 1903 году закупила более дешевые «Манлихеры» М.1896, прозванные за конструктивное сходство с пистолетами Федерле «австрийскими Маузерами». Считавшаяся Паулем потенциально выгодной сделка с Мексикой сорвалась на стадии переговоров о цене: после объявления общей стоимости поставляемой партии оружия заказ мексиканцами был тут же аннулирован. «Светлым пятном» в этой полосе неудач стал заказ на 1000 пистолетов С.96, сделанный в 1897 году Турцией; однако и его трудно назвать большой победой. Армия Османской империи была многочисленной, и для вооружения ее офицеров и кавалеристов требовались сотни тысяч пистолетов; султан же купил у Маузера всего одну тысячу «дорогущих» С.96 – только для вооружения своей личной охраны (так сказать, «для представительства» - хвастаться своим богатством перед правителями других государств). Кстати, в годы 1-й мировой войны Маузеры телохранителей султана побывали в бою, сохранив правителю империи жизнь. Когда на поезд султана напали из засады арабы, ведомые знаменитым британским шпионом Лоуренсом Аравийским, охрана правителя Турции отразила нападение шквальным огнем Маузеров; при этом сам Лоуренс получил в бедро пистолетную пулю калибра 7,63-мм. Думается, что в тот день султан возблагодарил Аллаха за то, что когда-то потратил на покупку «представительского» оружия 175.000 рейхсмарок…
02 тур Маузер С-96 с кобурой (700x213, 33Kb)


Пистолет Mauser С.96 турецкого заказа.
Все турецкие С.96 на левой стороне рамки были заклеймены тугрой султана Абдул-Хамида II

Некоторой поддержкой престижа для Пауля Маузера стал так же относительный успех его пистолета в Италии: в том же 1897 году итальянцы заказали немецкому фабриканту для офицеров своего флота партию в 5000 Маузеров С.96 (но армию итальянцы все же решили вооружить пистолетами отечественного производства, находившимися пока в разработке). Правда, для снижения цены на оружие итальянцы предложили Паулю «не усердствовать» с обработкой поверхностей рамы пистолета (для экономии веса на боках рамы серийных Маузеров обычно делались выточки, снимавшие лишний металл там, где большая толщина стенки не требовалась). Тогда Петер-Пауль «от себя» внес еще одно упрощение: вместо скрупулезного изготовления стандартных для ранних моделей С.96 конических щечек на курке он просто высверлил на их месте большое отверстие. В результате в Италию пошли пистолеты с новой формой курка и с гладкими боками рамы – более тяжелые, чем стандартные С.96, зато и более дешевые.
03 итальянец 45 (553x329, 38Kb)


С.96 итальянского заказа с гладкими стенками рамки корпуса и «большой дырой» на курке

После этого Маузер некоторое время выпускал свой пистолет как в стандартном варианте, с проточками на корпусе, так и в «экономном», с гладкими стенками рамки - для «прижимистых» покупателей. Однако с ростом популярности С.96 Пауль вновь стал производить «Брумхендл» только в более дорогом исполнении - с проточками. Маузер вообще много работал над дизайном пистолета, меняя кроме проточек на раме так же и длину ствола, емкость и форму магазина, форму рукоятки, форму курка и спускового крючка, внешнюю отделку. Большинство изменений были незначительными, не влиявшими серьезно на боевые характеристики С.96. Однако внешность пистолета при этом постоянно трансформировалась, создавая чуть ли не калейдоскопическое многообразие видов «Брумхендла». В результате возникшая «многоликость» Маузера С.96 способна поставить в тупик человека, вознамерившегося разобраться в модификациях этого пистолета (сегодня коллекционеры оружия насчитывают более 130 различных вариантов исполнения С.96, но документально классифицировать большинство из них невозможно: архивы фирмы «Маузер» сгорели в 1945 году в огне бомбежек). Но в этом нагромождении версий дизайна все же можно выделить несколько базовых черт, единых на протяжении определенного отрезка времени для самых разных вариантов исполнения. Это касается в первую очередь вида курков, предохранителей и рукояток пистолета. Ниже показаны эти базовые варианты:
04 отличия моделей (568x636, 107Kb)


05 версии до 1912 г увеличен (700x429, 74Kb)


Стараясь все же привлечь внимание военных к С.96 хотя бы повышенной мощью оружия, Пауль в 1904 году начал разработку еще одного варианта «Брумхендла», переработав пистолет под «армейский калибр». Ведь принятый на вооружение немецкой армии Люгер имел калибр 9-мм (патрон 9х19-мм), и военные утверждали, что более тяжелая пуля его патрона быстрее выводит цель из строя, чем легкая пуля Маузера. Однако и увеличение калибра С.96 не принесло Паулю удачи на армейском поприще. Маузер в стремлении превзойти Люгер явно переборщил: созданный им для новой модели патрон 9х25-мм оказался излишне мощным. Сильнейшая отдача при стрельбе этим боеприпасом высоко подбрасывала оружие, значительно ухудшив кучность боя и скорострельность. Так что военных этот пистолет тем более не привлек. Поэтому с 1907 г 9-мм модель выпускалась небольшой серией лишь для розничной продажи, и большого распространения не получила – европейцы просто не хотели покупать эту версию. Чтобы все же распродать произведенные 9-мм пистолеты, Пауль Маузер оформил их в версии «Люкс» - сделал богато украшенными. В результате стоимость оружия еще больше выросла, но на это фабрикант и сделал ставку: малочисленные экземпляры 9-миллиметровых С.96 были почти все отправлены на экспорт в страны Ближнего и Среднего Востока, где это эксклюзивное, представительское оружие покупалось за большие деньги падкими на роскошь и избыточную мощь местными правителями и богачами.
06 9х25мм (642x379, 32Kb)


Редкий представительский экземпляр 6-зарядного пистолета Mauser С.96 под патрон 9х25-мм.
Дорогое оружие украшено золотом, рукоять из слоновой кости

Учет особенностей взглядов восточных людей на оружие, и невольная реклама «Брумхедлов» носившими эти пистолеты телохранителями турецкого султана, а так же теми шейхами, что приобрели «люксовские» С.96 для представительства, открыл Маузеру широкий путь в страны Востока. В 1908 году из Сиама пришел заказ на приличную партию «Брумхендлов» для телохранителей тайского правителя. В 1911 г 1000 С.96 закупило руководство Персии; когда же это оружие приобрело популярность среди персов (как военных, так и гражданских), с Востока последовали новые закупки С.96 для розничной продажи и вооружения различных местных военизированных формирований. С.96 становился все более популярным в странах Востока, распространяясь уже и среди жителей Афганистана и Индии, а позднее он добрался даже до Китая и Японии. В результате на Востоке кроме относительно небольших государственных закупок С.96 все шире распространялись и закупки частные, в розницу – постепенно во все возрастающих количествах. Во всех восточных странах этот дорогой пистолет рассматривался как престижное оружие; он являлся своеобразным знаком ранга своего владельца. Маузер обычно носился на видном месте, часто заткнутым за пояс на животе – без кобуры, чтобы видна была роскошная отделка оружия. Размеры пистолета были достаточно большими, чтобы бросаться в глаза людям и производить на них впечатление, и в то же время С.96 был не настолько тяжел, чтобы его невозможно было носить на себе весь день.
07 Маузеры Востока (700x347, 154Kb)


Для жителей Востока пистолет Маузера являлся в первую очередь знаком престижа, демонстрируемым всем встречным (в заднем ряду в центре – явный «лох»: у него не С.96!)

В те же годы пистолет Маузер С.96 стал распространяться и в странах Африки. Этому во многом способствовала экспансия на «Черном континенте» Великобритании, особенно британские кампании в Судане (1898 г) и в Южной Африке (1899-1902).
Однако нужно сказать, что С.96 официально на вооружении Великобритании никогда не состоял. Просто в английской армии издавна существовала традиция приобретения офицерами оружия за свой счет и по своему вкусу. Вот таким путем Маузеры и попали в руки некоторых английских офицеров. В 1897 году для того, чтобы заработать на ажиотаже, возникшем вокруг новомодного вида оружия - самозарядных пистолетов, лондонская оружейная фирма Westley Richards купила у Маузера эксклюзивные дилерские права на продажу C.96 в Великобритании. Именно тогда к пистолету Маузера и «приклеилось» британское неофициальное прозвище «Broomhandle», вскоре распространившееся повсеместно.
Продажи немецкого оружия в Англии начались в 1898, как раз тогда, когда британская армия приступила к ведению боевых действий в Судане, и офицеры, направлявшиеся в Северную Африку, занимались покупкой самого современного оружия – ведь от его качеств зависела их жизнь. И хотя подавляющее большинство консервативно настроенных британских офицеров предпочитали иметь надежные и мощные крупнокалиберные револьверы вроде Webley калибра .455, под влиянием охватывавшего Европу «пистолетного бума» среди них выделилась некоторая прослойка «прогрессистов», готовых рискнуть, и опробовать в бою оружие нового типа. Поначалу продажи шли достаточно успешно, тем более что кроме Судана англичане начали войну еще и в Южной Африке (Англо-Бурская война). В результате до 1905 года Westley Richards продала почти 8 тысяч Маузеров, которые, впрочем, покупали не только офицеры, но и гражданские лица. Одним из офицеров, ставших счастливыми владельцами модной «самозарядки», был лейтенант 21-го уланского полка Уинстон Черчилль – будущий знаменитый премьер-министр Великобритании. Причем Черчилль купил себе не один, а два С.96: из-за полученной в юности травмы плеча он не мог ловко действовать саблей, что для кавалериста равносильно смерти в случае сабельной рубки. Поэтому в Судане Черчилль ходил в бой без холодного оружия, но с двумя Маузерами на поясе. Так он компенсировал неловкость в обращении с саблей возможностью мгновенно сделать два десятка выстрелов. Это выручило лейтенанта во время кавалерийской атаки в битве при Омдурмане (2 сентября 1898), когда в сабельной рубке «маузерист» Черчилль в упор застрелил пять дервишей, пытавшихся «достать» его своими клинками. После того случая молодой кавалерист стал горячим поклонником Маузера, и по возвращении из Судана в Великобританию Черчилль пополнил свою «коллекцию» еще парой купленных С.96…
08 Маузер и Черчилль (700x468, 208Kb)


Но, хотя и среди консервативных британцев появились поклонники пистолетов вроде того же Уинстона Черчилля, подавляющее большинство англичан оставалось сторонниками револьверов. Об этом свидетельствует спад продаж Маузеров в Англии после первых лет «пистолетного бума». С 1905 года Westley Richards удавалось продавать не больше 100 С.96 в год, причем основными покупателями этого оружия были гражданские лица, а не военные. Офицеры же в большинстве своем по-прежнему предпочитали крупнокалиберные револьверы. Так, за год британские оружейные магазины только наиболее популярных среди английских военных револьверов фирмы Webley продавали до 14 тысяч экземпляров! Причиной спада интереса англичан к пистолетам стал боевой опыт колониальных войн. Длительные походы в песках и пыли, молниеносные схватки с внезапно налетавшими из засад врагами часто не оставляли времени на чистку оружия. В результате загрязненные Маузеры то и дело отказывали, в то время, как неприхотливые револьверы продолжали исправно работать. К тому же британским войскам приходилось сражаться в основном с туземными формированиями, бойцы которых были более закаленными и стойкими к боли и ранам, чем изнеженные благами цивилизации европейцы. А тяжелая тупая пуля револьвера калибра .455 (11,55 мм) гораздо быстрее и надежнее выводила из строя пораженного противника, чем пусть очень скоростная, пробивающая насквозь, но легкая 7,63-мм пуля Маузера. Ведь тому же Черчиллю при Омдурмане приходилось всаживать в замахнувшихся на него саблями дервишей по 2 – 3 пули, прежде чем те падали с коней. Поэтому вердикт большинства британских офицеров был категоричен: «С.96 подходит для боев в Европе, но мало пригоден для войн в колониях». Учитывая же, что до начала 1-й мировой войны англичане только в колониях и сражались, их самозабвенная любовь к крупнокалиберным револьверам вполне объяснима…
09 брит в африке (700x294, 75Kb)


Англичане в Южной Африке во время Англо-Бурской войны.
Один из них вооружен Маузером, а остальные – револьверами Веблей.

А вот противники британцев буры С.96 очень полюбили. Потомки перемешавшихся голландских и немецких колонистов, буры всегда поддерживали тесные связи с Германией, и в их южноафриканских республиках было довольно распространено оружие немецкого производства. Когда же буры оказали сопротивление англичанам, вознамерившимся из-за найденных в землях буров алмазных залежей оккупировать их республики Оранжевая и Трансвааль, немецкое оружие хлынуло на юг Африки мощным потоком. Буры, оплачивавшие свои покупки алмазами, получали из Германии пушки Круппа, винтовки Маузера разных моделей, Рейхсревольверы, пистолеты Борхардта и, конечно же, пистолеты Маузера. Очень быстро этот пистолет стал для буров буквально культовым, особенно после того, как в июле 1900 года по республикам прогремело известие о подвиге четырех вооруженных Маузерами бойцов, оказавшихся у поселения Ледисмит в окружении 700 британских солдат. На предложение сдаться буры заняли круговую оборону и стали отстреливаться, точной частой пальбой не давая англичанам приблизиться к их позиции. Потери британцев в том бою были неожиданно большими - оказалось, что «цивилизованные» британцы значительно восприимчивее к попаданиям в них маузеровских «легких» пуль, чем стойкие «грубые дикари»… После этого случая девизом генерала бурской армии Бена Вильхена стала фраза: «Met Got En Die Mauser!» («С Богом и с Маузером!»).