Ровно в полдень 5 февраля (23 января ст.ст.) 1901 года в Москве, на углу улицы Тверской и Козицкого переулка, при огромном стечении народа состоялась торжественная церемония открытия «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин», который и по сей день является одной из визитных карточек столицы.
Чудо из «ларца»
Столь высокий интерес отчасти объяснялся тем, что московская публика в течение 3-х лет строила предположения о том, что скрывается за плотными лесами, окружавшими стройку.
Вот как описывал эти события Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи»:
«Архитектор, привезенный Елисеевым, зашил весь дом тесом, что было для Москвы новинкой, и получился гигантский деревянный ящик, настолько плотный, что и щелочки не осталось.
Идет год, второй, но плотные леса все еще окружают стройку. Москвичи-старожилы, помнившие, что здесь когда-то жили черти и водились привидения, осторожно переходили на другую сторону, тем более, что о таинственной стройке шла легенда за легендой.
Нашлись смельчаки, которые, несмотря на охрану и стаю огромных степных овчарок во дворе, все-таки ухитрялись проникнуть внутрь, чтобы потом рассказывать чудеса.
— Индийская пагода воздвигается.
— Мавританский замок.
— Языческий храм Бахуса.
Последнее оказалось ближе всего к истине.
Наконец леса были сняты, тротуары очищены, и засверкали тысячи огней сквозь огромные зеркальные стекла».
Строительные леса были сняты только утром в день открытия, и вокруг здания собралась многочисленная публика, разглядывающая через окна интерьеры и ассортимент гастронома; к началу церемонии открытия полиция оттеснила уличных наблюдателей. Организованное мероприятие стало масштабным событием с молебном и торжественным обедом, в заключении выступил цыганский хор «Яра». Пригласительные билеты для гостей были напечатаны на бумаге верже с позолочённой каймой, среди посетивших церемонию гостей — московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, гласные Московской городской думы, деятели православного духовенства, основоположник русского виноделия Лев Голицын.
Подбирая помещение под большой магазин в Москве, Григорий Елисеев, ставший единоличным главой товарищества в 1896 году, рассматривал различные здания на Арбате, Петровке, Большой Дмитровке, остановившись по рекомендации гласного Московской городской думы Александра Гучкова на бывшем особняке Козицкой на Тверской.
Это здание было построено в конце XVIII веке по заказу вдовы статс-секретаря Екатерины II Григория Козицкого. После смерти Козицкой дворец перешел к ее дочери – княгине А.Г. Белосельской–Белозерской. Она вскоре обнаружила, что в ее доме завелась «нечистая сила». Говорили, что княгиня не раз видела привидения и слышала устрашающие звуки. Не выдержав таких ужасов, Белозерская сбежала из дома.
Позже выяснилось, что «нечистой силой» оказалась шайка разбойников, которые задумали выжить хозяев из роскошного здания и поселиться на их месте. Преступники были пойманы, а княгиня вернулась в свой дом.
В XIX веке этот дом принадлежал княгине Зинаиде Волконской, внучке Козицкой и супруге родного брата знаменитого декабриста Сергея Волконского. Княгиня устраивала в своем доме литературно-музыкальные вечера, на которых побывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Денис Давыдов. В 1829 г. Волконские уехали в Италию, после чего дом переходил от одного владельца к другому.
«Нечто фантастическое представляло собой внутренность двусветного магазина. Для него Елисеев слил нижний этаж с бельэтажем, совершенно уничтожив зал и гостиные бывшего салона Волконской, и сломал историческую беломраморную лестницу, чтобы очистить место елисеевским винам. Золото и лепные украшения стен и потолка производили впечатление чего-то странного. В глубине зала вверху виднелась темная ниша в стене, вроде какой-то таинственной ложи, а рядом с ней были редкостные английские часы, огромный золоченый маятник которых казался неподвижным, часы шли бесшумно»,
- делился своими впечатлениями от увиденного Владимир Гиляровский.
Магазин открытий и сюрпризов
Открывшийся магазин состоял из 3-х торговых залов, в которых размещалось в общей сложности 5 отделов. Крупнейший отдел — фруктовый, другие отделы — кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, специализированный отдел был отведён для хрусталя Баккара.
Для торговли вином вскоре после открытия пришлось организовать отдельный вход со стороны Козицкого переулка, так как расстояние от главного входа до Страстного монастыря составляло около 90 метров, тогда как законодательно винная торговля была разрешена на расстоянии не менее ста метров (42 саженей) от церквей. Кстати, именно через этот вход в советские времена «нужные люди» получали дефицитные товары.
Помимо роскошного убранства и продавцов-консультантов, владевших несколькими иностранными языками, были у Елисеевского и другие отличительные особенности. Например, собственные мастерские-производства, среди которых было несколько небольших пекарен, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, маслоотжима, обжарки кофе, колбасная фабрика. Также непосредственно в подсобных (в основном — подвальных) помещениях магазина разливались вина и напитки, изготовлялись варенья и мармелады.
Оформлению торговых залов Григорий Елисеев уделял повышенное внимание. По воспоминаниям современников, именно он впервые стал особенным образом выкладывать товар – в форме больших пирамид, символизировавших изобилие. А изобилие здесь всегда было не только символом, но и вполне реальным фактом. Даже избалованные москвичи с целым рядом товаров познакомились здесь впервые: настоящими открытиями для них стали оливковое масло, трюфели и анчоусы.
Вдохновленный успехом предприятия, такие же магазины Елисеев решил создать в Санкт-Петербурге и Киеве – главных городах Российской империи.
Все они были выдержаны в одном стиле, интерьер и внутреннее убранство их были похожи, а на прилавках царило такое же изобилие, редкостные деликатесы, экзотические фрукты и замечательные пирожные, как и в Москве.
После Октябрьской революции 1917 года «Елисеевский» магазин в Москве проработал всего 2 дня, а в 1918 году вывески были сданы в металлолом. В условиях карточной системы в первые годы Советской власти гастроном фактически не работал. Лишь в 1921 году с осуществлением Новой экономической политики продовольственный магазин на традиционных площадях восстановил функционирование и получил наименование «Гастроном № 1», после чего опять стал примером успешного развития «пищевой индустрии в СССР ».
«Елисеевское дело»
Тучи над «Гастрономом №1» стали сгущаться в 1982 году, когда КГБ начал слежку за директором магазина Юрием Соколовым, занимавшим эту должность с января 1972 года. Во время очередной командировки в его кабинете были установлены микрофоны и видеокамеры, что позволило зафиксировать многочисленные факты передачи ему подчинёнными денег в конвертах. В конце октября того же года директор и его заместитель Немцев, а также заведующие отделами Свежинский, Яковлев, Коньков и Григорьев были арестованы по обвинению «в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве».
Это дело полностью расследовалось КГБ, без привлечения МВД. На даче Соколова были обнаружены около 50 тыс. советских рублей. На допросах Соколов пояснил, что деньги не его личные, а предназначены для других людей. После того, как Соколову пообещали снисхождение в суде, он раскрыл все имена сообщников. В результате чего было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли, в том числе, против начальника Главмосторга Николая Трегубова.
Однако бывшему директору «Елисеевского» это не помогло: Верховный Суд РФ приговорил Юрия Соколова к «высшей мере наказания» - расстрелу. 14 декабря 1984 года приговор был приведён в исполнение. В 2011 году даже вышел фильм «Дело гастронома № 1», основанный на этих событиях.
Возвращение к истокам
В феврале 2016 года Департамент культурного наследия сообщил о завершении работ по реставрации фасада магазина Елисеева, который имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Эти ремонтно-реставрационные работы велись в течение 2-х лет (2014-2015 годы) без приостановки работы магазина. Основной задачей реставраторов стало воссоздание исторического облика здания на начало XX века, когда магазин Елисеева только открылся, а также сохранение элементов декоративного убранства фасадов 1870-х годов.
Реставраторы очистили фасады и декоративные элементы от поздних красочных покрытий и грязи. Лепной декор был восстановлен по шаблонам и моделям, снятым с сохранившихся элементов. Восстановлены штукатурные карнизы, элементы фурнитуры с окраской. Проведена реставрация оконной и дверной столярки, металлических козырьков, кронштейнов осветительных приборов, отвесов крыши с восстановлением системы водоотвода.