Согласно источникам, 7 февраля 1237 года Батый взял Владимир. Известных нам фактов немного – монголы (которых, в свете последних веяний, вероятно, следует назвать «ордынцами») подойдут к городу, и поинтересуются: «А дома ли князь Юрий?..» Князя Юрия Всеволодовича не окажется – прямо скажем, вёл он себя в те дни как-то суетливо: сначала не откликнется на просьбу о помощи рязанцев; потом всё же пошлёт «сына своего Всеволода со всеми людьми» – и войско будет бито под Коломной. Тогда князь срочно «назначает новый сбор войск у реки Сить» (они тоже будут разгромлены в печально известном сражении) – и покидает свою столицу, оставив её на двух сыновей – уцелевшего Всеволода и Мстислава. Спрашивается: чего было Великому князю бежать из города, окружённого рвом, стенами и десятиметровыми валами?..
…Идём дальше. Как сообщается, горячие братья намеревались встретить врага в открытом поле – но их отговорит воевода Пётр. (Возникает вопрос – сколько же армий было у Юрия, если одну он потерял под Коломной, другую увёл на Сить – и всё же осталось достаточно, чтобы помышлять о полевой битве с Батыем?..)
…Тем не менее, решено было «со стен обороняться» – и тут коварные ордынцы, в своей обычной манере, предложат капитуляцию – а для полноты впечатления выведут напоказ пленённого во время захвата Москвы младшего сына Юрия, Владимира. Братья «с дружиною своею и все горожане плакали» от сочувствия… но решили: «Лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую». (По некоторым источникам, раздосадованные враги тут же зарубят более ненужного пленника – впрочем, другие обходят этот эпизод стороной).
(…Итак, владимирцы сделали выбор – не захотели «сдаться на волю их»… насколько он был правилен, не нам судить – хотя исследования показывают: пресловутое «иго» не означало ни оккупации, ни геноцида; множество русских городов (например, Кострома, Ростов, Углич, Кашин) не сопротивлялись, согласились платить дань – в результате останутся целы, и даже расцветут).
…Осознав, что город придётся брать силой, татары педантично огородят его тыном и выставят стенобитные орудия. Буквально на следующий день начнётся штурм – надо сказать, ни одна из стен не выдержала (устояли лишь сами Золотые ворота). Защитники отступят в Успенский собор – при этом Всеволод с Мстиславом попытаются откупиться богатыми дарами – но будут убиты на месте. (Со времён Чингисхана перебежчиков казнили). Собор подожгут – все находившиеся в нём (включая жену Юрия, княгиню Агафью) погибнут. После этого захватчики «...святую церковь разграбиша, и чюдную икону самыя богоматере одраша. И поидоша на великого князя Юрья оттоле».
…Подразумевается, что город был уничтожен – но некоторые исследователи считают иначе!.. По их мнению, Владимир сгорел отнюдь не весь – уцелеет большинство церквей; потому именно отсюда уже в XIV веке митрополит Пётр переедет к Ивану Калите в Москву. Немало свидетельств оживлённой жизни находят и археологи – получается, что город пострадал, но сравнительно быстро восстановился – пожалуй, кроме стен, возведение которых на покорённых территориях ордынцы не приветствовали…
P.S. …Тут логичен вопрос: снова «гумилёвщина» – никакого «ига» не было?.. Ответа нет – но, есть например, такая цитата: «…все монастыри, и иконы ободраша, а иные поимаша, и кресты честьныя и сосуды священыя и книги…» Думаете, речь о Батыевом нашествии? Нет, о взятии Киева черниговским князем Рюриком тремя десятилетиями раньше. Кстати, отойдя в прошлое ещё на четверть века, мы обнаружим, что тот же Киев «берёт копьем» Андрей Боголюбский – после чего Великое княжение перемещается как раз во Владимир. И все эти события древние летописцы излагают примерно (а часто – и буквально) одними словами… Или не такие уж они древние – учитывая количество последующих переписок и правок?.. Впрочем, это – совсем другая история.