Благодаря Голливуду, многие узнали про месть сорока семи ронинов (правда – в довольно произвольных версиях) – между тем, за столетие с небольшим до этого, в Японии произошла менее известная казнь двадцати шести мучеников из Нагасаки… Событие всё ещё ждёт внимания кинематографистов… (Фильм Скорсезе «Молчание» – всё же не об этом). Но – по порядку.
…Принято считать, что первым христианским миссионером в Японии стал в середине XIV века Франциск Ксаверий (как говорят посланный самим Игнатием Лойолой – во всяком случае, оба иезуита будут канонизированы одновременно)… так вот – апостол Азии встретит вполне лояльный приём, и за два года своей деятельности сумеет окрестить около двух тысяч местных (Заметим, что порт Нагасаки был построен именно для торговли с европейцами – и быстро станет католическим центром и опорным пунктом христианства).
…Продвигалось оно более чем успешно – уже спустя три десятилетия после св. Франциска Ксаверия число крещённых достигнет ста пятидесяти тысяч – а количество церквей превысит две сотни. (При общем населении страны примерно в двадцать пять миллионов). Значительную роль в этом прогрессе сыграет правитель-объединитель Одо Нобунага (знакомый поклонникам Акиро Куросава по картине «Кагемуся»). В бесконечных сражениях он активно пользовался достижениями европейской военной мысли (особенно – аркебузами, буквально сметавшими непобедимую ранее самурайскую кавалерию) – вдобавок, Одо в принципе недолюбливал буддизм. (Как говорят, он даже устраивал религиозные диспуты – в которых неизменно побеждали христиане!..)
…Отчасти из-за этого, реформатор, в конце концов, будет убит – и к власти придёт Хидэёси Тоётоми – один из его генералов, и, поначалу, ещё бо́льший сторонник прогресса. При нём количество католиков возрастёт до семисот тысяч (а с желающими превысит миллион). Увы – как это часто случается, количество не перешло в качество… христианство превратится в моду (а заодно – европейская одежда, чётки… и так далее). Вдобавок, «на местах» князьки, с ретивостью новообращённых, зачастую крестили подданных принудительно – да ещё и громили буддистские и синтоистские храмы!.. (Между тем, верные своим традициям португальцы то и дело пытались наловить местных для продажи в рабство – и вина за это косвенно ложилась на христиан в целом…)
…Одним словом, в 1587 году Хидэёси вспылит – и распорядится выслать миссионеров в течение двадцати дней… (Есть мнение, что дело было не столько в крутом нраве повелителя, сколько в его опасениях насчёт чрезмерного влияния всё прибывавших европейцев). Так или иначе – вскоре он то ли остыл, то ли отвлёкся – и всё вернётся на круги своя… спустя десятилетие число японских христиан возрастёт уже до двух миллионов!..
…И Хидэёси снова обрушит на них свой гнев... (Толчком послужат не то наветы окружения, не то брань какого-то иностранного шкипера; не то – разногласия с португальцами насчёт строительства кораблей… дело в том, что японский лидер вторгся в Корею – и даже планировал покорить Китай). Так или иначе – 5 февраля 1597 года будут показательно казнены двадцать шесть мучеников из Нагасаки, с которых мы и начали…
…Несчастных (среди которых было четыре францисканских монаха; остальные – японцы) проведут по улицам, предварительно отрубив часть уха. (Согласно приговору, им предстояло лишиться не только ушей, но и носов – однако, в последний момент палачи сжалились). Затем мучеников распнут… правда – почти сразу добьют копьями. Сочувствующие соберут одежду и кровь жертв – практически сразу они станут объектом поклонения.
P.S. …Уже на следующий год Хидэёси умрёт (кстати, его нашествие на Корею тоже захлебнётся) – и вскоре власть захватит Токугава Иэясу (более известный нам как Торанага из романа и сериала «Сёгун»). Поначалу он отменит законы предшественника, нуждаясь в поддержке христиан – как местных, так и европейских. (Характерно, что протестанты-голландцы охотно будут помогать сёгуну гонять японцев-католиков!..) Тем не менее, именно при Иэясу начнётся самоизоляция страны – а его сын Хидэтада (и, особенно, внук Иэмицу) окончательно переведут христиан на положение преступников. Перемены придут только в конце XIX века, с реставрацией Мейдзи – и сегодня христиан в Японии около двух с половиной миллионов…
P.P.S. …Примерно тридцать шесть тысяч из них – православные, а начало (как раз во времена упомянутой Реставрации) положит известный архиепископ и святой Николай Японский… Впрочем, это – совсем другая история.