28 марта 2022

Почему трёхосная «Шишига» не прижилась в Советской армии

Ещё в начале 60-х годов Советская армия сформулировала запрос на трёхосный грузовик, который было поручено спроектировать на Горьковском автозаводе. Причём на тот момент в распоряжении Вооружённых сил СССР уже был трёхосный ЗиЛ 157 с капотной компоновкой, а ЗиЛ 131 был на стадии разработки. Так в 1964 году на базе уже имеющегося ГАЗ 66 Горьковский автозавод продемонстрировал несколько опытных ГАЗ 34. Вся суть заключалась в том, чтобы удлинить раму «Шишиге» и приделать к ней дополнительную третью ось.

Это позволяло повысить грузоподъёмность с двух до трёх тонн, а также увеличить вместимость кузова. Однако первые же испытания удлинённого трёхосного прототипа выявили ряд недостатков. Так например было непонятно, как 115-сильный бензиновый V-образный 8-цилиндровый мотор будет тянуть более тяжёлый грузовик? Очевидно нужно было ставить другой двигатель, а следом и другую коробку, и раздатку…

У этого прототипа ГАЗ-34 итак было довольно много заимствований от ЗиЛа, а это значит, что требовались уникальные решения и разработки. КБ Горьковского автозавода обозначило примерные сроки на проектировку и доведения до ума новых узлов и агрегатов, а вoeнным хотелось быстрее получить готовый грузовик, чтобы поставить его на вооружение.

Плюс ко всему со стороны генералитета Советской Армии возник ряд вопросов, касающихся кабины. Так в частности было непонятно, почему она именно от ГАЗ-66? Да и вообще, почему грузовик бескапотный с мотором под кабиной?

Вся эта сдержанная обеспокоенность советских вoeнных имела под собой вполне конкретные основания.

А всё дело в том, что в Вооружённых силах не очень жалуют бескапотные грузовики. Так например, при наезде на мину, её срабатывание как правило происходило в момент наезда передних колёс. Это значит, что кабина с личным составом страдала в первую очередь.

Если же грузовик был капотный и также осуществлял наезд на мину, то его мгновенное срабатывание повреждало двигатель под капотом, а кабина страдала в меньшей степени, что оставляло хоть и мизерный, но шанс на выживание личного состава находящегося в ней.

На Горьковском автозаводе были в курсе этой обеспокоенности, но опять же, на проектировку и доработку новой кабины могли уйти годы, что вoeнных не устраивало.

Прошло четыре года. Наступил 1968 год. За это время было выпущено пять почти одинаковых прототипов ГАЗ-34. И когда в очередной раз вoeнная комиссия увидела всё то, что она видела все предыдущие четыре года, то было решено свернуть этот проект. Потому что за эти четыре года ни у одного экземпляра так и не появилось то, о чём требовали вoeнные: не было ни капотной версии, ни более мощного мотора, ни новой коробки, ни уникальной раздатки. И поэтому у генералитета сложилось впечатление, что в КБ занимались всё это время непонятно чем.

Также это решение о приостановке проекта трёхосной «Шишиги» удачно совпало и с тем, что в 1967 году был представлен опытный ЗиЛ 131. Он был капотным, более мощным и тяжёлым. В общем и целом он устроил командование, за исключением гнутых лобовых стёкол. Однако перспектива возвращения к проекту ГАЗ-34 советских вoeнных категорически не устраивала, и поэтому они согласились и на гнутые стёкла в 131-ом ЗиЛе, лишь бы поскорее его получить.