24 марта 2022

Один из самых знаменитых партизан — ух и интересная же личность наш Сидор свет Артемьевич Ковпак

Вообще-то, я начинал писать про героическую 25 стрелковую дивизию и ее легендарного командира – В.И. Чапаева, но в ходе подготовки материала наткнулся на интересную личность и залип. Был у В.И. Чапаева талант подбирать людей на руководящие должности. К примеру, в должности начальника трофейной команды служил у него крайне примечательный персонаж.

Участник Брусиловского прорыва, георгиевский кавалер, причем Георгия ему лично Николай II вручал. После революции 1917 года партизанил против немцев и австро-венгров. В мае 1919 года партизанский отряд нашего героя влился в Красную Армию, так он и оказался в составе легендарной 25-ой стрелковой дивизии в должности начальника трофейной команды. В ходе боев с чехословаками 20 и 21 августа 1919 года натрофеил больше сотни пулеметов, коих и хватило дивизии аж до конца Гражданской войны. А после её окончания осел в городке Путивле, что в Сумской области Украинской ССР. Но, известен он стал, конечно же, не подвигами на почве затрофеивания имущества, а совсем другим. Знакомьтесь – один из самых знаменитых партизан Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор и командир 1-ой Украинской партизанской дивизии Сидор Артемьевич Ковпак.


Ух и интересная личность наш Сидор свет Артемьевич! Руководитель, который из отряда в 40 с небольшим человек развернул целую партизанскую дивизию численностью более 2000 бойцов, а вооружена она была, помимо легкого стрелкового, еще и 150 пулеметами, 40 минометами, почти 30 бронебойками, а еще 9 пушками. За время Великой Отечественной войны ковпаковцы в рейдах под его руководством прошли более 13 тысяч километров. Вдумайтесь только, партизаны четыре раза сходили от Москвы до Берлина и обратно, да не просто так, а с боями! Творческая личность в плане развития партизанского движения в СССР. Благодаря ему тактика действий рейдовых партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны получила наивысшую форму своего развития. Как же смог дедуля, которому на начало Великой Отечественной войны было уже глубоко за 50 лет, организовать и повести за собой одно из наиболее боеспособных партизанских соединений Советского Союза? Давайте попробуем разобраться.

На территории Путивльского района к сентябрю 1941 года было создано 4 партизанских отряда, для которых были организованы специальные лесные базы. После прихода немцев командир одного из отрядов сбежал, украв при этом все доверенное ему оружие и продовольствие. Командир второго вместе с личным составом, как тогда говорили, ушел «в конспирацию», то есть отряд разошелся по домам. Большая часть партийного и хозяйственного руководства района, оставленного для организации подполья, сбежала в эвакуацию. В результате к боевой работе приступили только отряды Ковпака и Руднева.

Как гласит поговорка: «победа, любит подготовку», Сидор Артемьевич — тоже. С момента начала войны председатель Путивльского горисполкома ВКП(б) иллюзий по поводу способности РККА остановить немецкий каток не строил, а строил базу в Спадщанском лесу, твердо намереваясь партизанить. Подбирал надежных людей, в тайне от своих же сотрудников, ночами вывозил в лес оружие и продовольствие, делал захоронки. Было вывезено и спрятано в лесу: пять тонн мяса, четыре тонны варенья, полторы тонны крупы, ну и много всего разного интересного. Всего собралось 42 человека, на вооружении которых было 36 винтовок, 5 пистолетов-пулеметов, около тонны взрывчатки. К моменту прихода немцев отряд уже был выведен на лесную базу, Дед оставался в Путивле до последнего, лично наблюдал приход фрицев в свой город, после чего с бойцами пожарной команды ушел в лес. Большой удачей стало то, что к отряду Ковпака вскоре присоединилась партизанская группа Семена Руднева. В паре с Ковпаком они составили поистине сногсшибательный тандем.

Семен Васильевич Руднев – профессиональный военный политработник. В рядах Красной Армии с 1917 года. Умница и настоящий комиссар, тот редкий случай, когда политработник был настоящей душой отряда. Имел высшее военное образование, что по тем временам было ого-го как круто. В 1937 году репрессирован, уголовное дело в отношении Руднева прекращено в 1939 году за недоказанностью. После чего С.В. Руднев был уволен из РККА и с семьей вернулся в родной для него Путивльский район, где стал начальником Осовиахима. С началом войны возглавил одну из партизанских групп Путивльского района, бойцы которой были направлены на краткосрочные партизанские курсы. Затем группа Руднева перешла линию фронта и вернулась на территорию Сумской области. На 22 человека получили 15 старых английских винтовок с 10 патронами на ствол, самому Рудневу выдали пистолет-пулемет ППД.

Авторитет Руднева среди партизан был абсолютно непререкаем. В соединении он смог создать и поддерживать нормальную дисциплину, бойцы Ковпака не были замечены в мародерстве и воровстве. Зато не дураки были махнуть «беленькой». Как отмечают практически все пишущие об ковпаковцах, Дед и сам не чурался «шаркнуть по душе», как говаривал В.М. Шукшин во всем известном фильме. Радик Руднев в одном из писем к матери пишет о том, что: «… без спирта на войне сойдешь с ума…». Стресс снимали русским народным способом.

Через год партизанское соединение насчитывало уже около тысячи штыков. Много ли это по меркам партизан 1941-1942 годов? Это, ребятушки, овердофига. Численность партизанских соединений резко выросла только после тяжелых поражений вермахта в 1944 году, а до этого партизанское движение было уделом немногих отчаянных головушек. Отрядов же сопоставимых по своей численности с отрядом Ковпака и Руднева практически и не было. Сначала тактика действий ковпаковцев мало чем отличалась от остальных отрядов. Небольшой отрядик, базируясь в Спадщанском лесу, щипал немцев, рос в численности, щипал сильнее. В основном, партизаны минировали дороги, гоняли полицаев в селах. Забавная подробность, если кто смотрел фильм «Дума о Ковпаке», то, может, вспомните «Сапера-Водичку», которого сыграл Михаил Кокшенов. У этого персонажа был реальный прототип, с тем же самым прозвищем. В некоторых работах об отряде Ковпака его называют первым минером подразделения. Однако это не совсем так, первыми минерами отряда стали как раз-таки прошедшие первоначальную партизанскую, в том числе и минно-взрывную подготовку, бойцы группы Руднева, и это отражено в приказе об объединении отрядов Ковпака и Руднева. Также ковпаковцы помогали окруженцам, кормили их, приводили в себя и направляли на соединение с регулярными частями Красной Армии.

В итоге такая деятельность привлекла к себе внимание немцев. В октябре – декабре 1941 года происходит несколько столкновений с карателями. Разведка партизан о выдвижении карателей сообщила заранее, что дало им достаточное время для подготовки. В результате атаки у немцев минус три танка, куча погибших и раненных. Ковпаковцы с богатыми трофеями, в том числе и с трофейным танком. Однако результаты далеко не однозначные:

- в отряде появляются раненные, им нужно лечение и медикаменты;

- боеприпасы на исходе и пополнить их негде, ибо лес блокирован немцами;

- продовольствие заканчивается, а пополнить его также негде;

- самое плохое, местонахождение отряда установлено немцами, лес блокирован;

- отряд фактически из боевой диверсионной работы выключен и его разгром вопрос времени.

И вот тут-то Ковпак и партизанские командиры приняли решение, ставшее поистине судьбоносным для развития партизанского движения на Украине. Путивльский партизанский отряд стал рейдовым.

Холодной и темной декабрьской ночью 1941 года, прорвав немецкие кордоны, отряд ушел в Хинельские леса, до которых было 160 километров, что такое 160 километров в наше время: полтора, ну максимум два часа езды на машине — и ты на месте. Ковпаковцы шли четыре дня. Обосновавшись в глубине Хинельского леса, партизаны принялись кошмарить непуганых немцев и полицаев, стоявших гарнизонами в окрестных селах. В результате в качестве трофеев получили более 60 лошадей с санями, более 80 тонн фуража и продовольствия, которым они делились с местными жителями. Тем самым формировали лояльное отношение с их стороны, приобретали надежную агентуру. К середине декабря 1941 года отряд насчитывал уже 300 обстрелянных бойцов. Имея такие внушительные силы, партизаны начали громить уже достаточно крупные немецкие гарнизоны, стоящие в районных центрах, крупных населенных пунктах. Так, в Уланово был разгромлен карательный отряд численностью более 100 человек. В результате рейдов на территории Сумской области в период января-февраля 1942 года отряд снова увеличил свою численность и насчитывал уже около 600 человек. Вот тут, видимо, немцам Ковпак насолил очень здорово, поэтому для разгрома партизан было задействовано два полка венгров и местные полицаи. В воспоминаниях Ковпака встречается цифра в 500 полицаев.

Оккупационное командование, походу, думало, что дикие русские, впечатлившись мадьярско-немецкой мощью и харизмой, быстро побегут сдаваться. Ковпак с Рудневым решили, что можно и нужно этих умников приземлить по полной. Основа успехов отрядов Ковпака – тщательная, непрерывная разведка, благодаря налаженной разведке ковпаковцы обычно оказывались на шаг впереди своих противников. В октябре 1941 года, когда в отряде было 42 бойца, почти треть из них были разведчиками! Разведке подлежало все, маршрут движения, личности комендантов населенных пунктов, расположение, численность и вооружение гарнизонов, их морально-психологический настрой и многое, многое другое. Ну, в общем, вы поняли, что партизаны старались по максимуму получать всю возможную информацию о своем окружении.

В итоге, операция получилась на загляденье. Используя данные разведки, было выбрано оптимальное место, в которое партизаны позволили себя загнать и окружить. Произошло это возле села Веселое Шалыгинского района той же самой Сумской области. Горячие венгерские парни при поддержке унтерменшей из вспомогательной полиции двинули, было, в атаку, но как оказалось, что у «руссишь партизанен» есть много винтовок, из которых они неплохо стреляют. А еще у них были пулеметы и миномет, что также не способствовало здоровью борцунов с партизанами. Венгров вынудили залечь, им пришлось лежать в снегу под огнем злых русских несколько часов, а морозец на улице был градусов под 30 ниже нуля. Получилось как в русской народной поговорке: «Я медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идет. Так сам иди. Да он меня не пускает». Пока атакующие принимали снежные ванны, партизанская засадная группа из 50 бойцов при двух станковых пулеметах, одном миномете и аж 4 или 5 автоматах, дождавшись, пока венгерское мяско хорошенько промерзнет, ударила в тыл мадьярам. Те, естественно побежали, ну, кто смог. Опять же со слов Ковпака, на месте боя венгры и полицаи оставили около 600 убитых и обмороженных. После этого боя вопрос с дефицитом оружия в отряде был закрыт на какое-то время, образовался даже его излишек.

Партизаны по факту перестали иметь постоянное место базирования. Как правило, махнув километров 200-300 за несколько дней и ночей, они вставили на отдых в большом лесном массиве или селе, затем снова новый бросок. А по пути диверсии на железных и шоссейных дорогах, подрывы мостов и другие безобразия. Длительный отдых и стоянка осуществлялись на территории, подконтрольной большим партизанским соединениям. Так, перед рейдом на Правобережье Днепра в 1942 году партизаны Ковпака около двух месяцев отдыхали на территории Брянского партизанского края. Каждому рейду предшествовала серьезная подготовка, по маршрутам движения всегда направлялась разведка, определялись места стоянок, цели диверсий. Радиостанция и устойчивая связь с Большой землей появилась в отряде Ковпака только в апреле 1942 года, до этого места проведения диверсий Ковпак и Руднев выбирали на свой вкус.

Организационно отряд делился на оперативные группы, первоначально их было всего семь, а к лету 1942 года стало 13. Причем командиров групп назначали в соответствии с реальным опытом и заслугами, а не в соответствии со званиями, полученными в армии. Так, 3-ю оперативную группу, в которой воевали самые в хорошем смысле отмороженные бойцы соединения, возглавлял обычный сержант Федор Карпенко. А представителю ГРУ Генштаба НКО подполковнику Петру Вершигоре роту доверили только после того, как он себя проявил в бою. Зато сразу счастливую, с порядковым номером 13, заодно он стал заместителем по разведке в отряде Ковпака.


В результате в течении 1941 – начала 1942 года партизанское соединение Ковпака рейдовало на территории Сумской области, нигде особо не задерживаясь. Устраивали засады на шоссе, подрывали эшелоны на железной дороге, громили склады и комендатуры. В общем, партизаны развлекались громко, с треском и шумом. Немцы были вынуждены привлечь большие силы для ликвидации отряда Ковпака. Но Дед снова сумел оставить с носом всех оппонентов, разведка отработала на все сто. В результате партизаны, сбив заслоны, прорвались в Брянские леса.

Уже в мае 1942 года все руководство партизанского отряда было представлено к государственным наградам. Ковпак стал Героем Советского Союза и кавалером ордена Ленина, а Семен Руднев и начальник штаба Базыма удостоились ордена «Знак Почета». В том же 1942 году Ковпак, вернувшись из Москвы, где принимал участие в совещании у И.В. Сталина, посвященному партизанскому движению на оккупированных территориях, ушел в крупный рейд на Правобережную Украину.


Валерий Татаринов