Согласно источникам, именно 26 марта 1328 года московский князь Иван Данилович получил в Орде ярлык на Великое княжение… в сущности, это не совсем так, поскольку княжение было разделено, но мы воспользуемся возможностью уделить внимание Ивану по прозвищу Калита – или, как его принято называть со времён Карамзина, Иван I… (Хотя, вряд ли удобно почитать первым русским царём ордынского полпреда… или ничего?..)
…Для начала, заметим, что своё странноватое для Великого князя прозвище Калита (то есть – «кошелёк»), по мнению иных историографов, Иван получит за безграничную щедрость – якобы, он постоянно носил эту саму калиту на поясе – и оделял из неё всех нуждающихся… Есть и прямо противоположное мнение – князь, будучи главным уполномоченным по сбору дани, отличался крайней требовательностью в отношении своих коллег рангом пониже… (Наконец, внук Калиты, знаменитый Дмитрий Донской упоминал, что тот покупал для Москвы земли – справедливости ради, завоёвывал он их тоже!.. Поди, разберись…)
…Впервые Иван попадёт в Орду, сопровождая своего старшего брата Юрия, в 1320-м году – в то время он (уже вполне зрелый муж) пока пребывал на вторых ролях. Впрочем, Иван Данилович де-факто управлял Москвой – и она постепенно крепла, становясь заметным торговым центром. Основным конкурентом будущей столицы была Тверь – именно здешние князья боролись с московскими за Великое княжение (которое традиционно называлось, впрочем, Владимирским).
…Юрий в тот раз удостоится ярлыка – но распорядится им крайне неудачно; в итоге, через несколько лет (и пару-тройку трупов) старшие представители двух враждующих родов попросту закончатся – Великое княжение отойдёт тверскому Александру, а Иван останется в Москве. Впрочем, противостояние продолжится – в этом смысле показательно, что Калита каким-то образом сумеет переманить к себе митрополита Владимирского Петра, что существенно поднимет статус его города… а вскоре князю представится случай наконец-то расправиться с соперником!...
…В 1327 году в Твери случится восстание против ордынцев – событие широко известное, но, если вдуматься, оставляющее немало вопросов. Началось с того, что в город «понаедет» Чол-хан (известный у нас как Щелкан)… на минуточку – кузен самого верховного хана Узбека. Неясно, какова была численность его свиты (судя по дальнейшим событиям – не очень большой) – но Щелкан немедленно поселяется в княжеских покоях, и начинает методично обирать тверичей: «С князей брал по сту рублев, с бояр по пятидесят, с крестьян по пяти рублев. У которова денег нет, у тово дитя возмет. У которова дитя нет, у того жену возмет. У котораго жены-та нет, тово самово головой возмет», – скрупулёзно перечисляет народная песня… (Заметим: Чол-хан не был никаким баскаком – то есть, банальным фискалом, а – весьма высокопоставленным лицом!..) Представляется, что причиной визита стало нечто серьёзное (например, Александр не расплатился за вожделенный ярлык) – но населению-то от этого легче не станет!..
…Характерно, что предполагаемый неплательщик за свой народ заступиться не пытается – и уговаривает «потерпеть»… а по городу начинают бродить слухи, что ненавистный Щелкан собирается сам заделаться тверским князем (что, конечно, чушь – поскольку стало бы для ордынского вельможи явным понижением), и ещё – будет обращать тверичей в магометанство… Напряжение нарастает – и, как водится, всё начинается с пустяка: ордынцы попытались отнять кобылу у какого-то дьяка… слово за слово – возникнет свалка; в мгновение ока разгорячённая толпа перебьёт всю шайку – самого Щелкана не то разорвали в клочья, не то сожгли…
…Пока тверичи отходят от эйфории – Калита во весь опор мчится в Орду!.. (Существует, правда, смягчённая версия, что его вызвали)… Так или иначе – московский князь получает пятидесятитысячное (!) войско, и, прихватив собственные полки с полками дружественного Александра Суздальского, немилосердно обрушивается на Тверь!.. (Историографы склонны находить множество оправданий, но на самом деле оно всего одно – Иван уничтожал конкурента… И это заставляет задуматься – не имел ли он какого-то отношения к внезапной вспышке народного гнева – или, пуще того, странному визиту Чол-хана).
…В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества. (Федорчук был ордынский командующий, других сведений об этом странноватом персонаже добыть не удалось). Хан Узбек на сей раз поделит великокняжеский престол между двумя вассалами: при этом Иван получит Новгород и Кострому, а Александр – собственно Владимир… таким образом, формально суздальский князь получался «главнее», но, авторитет Калиты будет неуклонно расти – и вскоре, после смерти партнёра по карательной операции, он останется единоличным хозяином Северо-Восточной Руси… Тверь не оправится никогда, а московский летописец запишет: «В лето 1328 сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы, и многой тягости и от насилия татарского…»
P.S. …Тверской князь Александр сбежит – и будет обретаться в Пскове; через десять лет ему почти удастся выпросить ханское прощение – однако в дело снова вмешается Калита, и добьётся-таки казни давнего противника. Впрочем, это – совсем другая история.