16 мая 1924 года вышел в свет первый номер культового советского, а позже российского детского журнала. На нём выросли несколько поколений жителей нашей страны, а мы рассказываем то, что вы вполне могли о нём не знать.
«Мурзилка» официально является самым старым до сих пор издающимся детским изданием на планете. В этой связи журнал даже был помещен в Книгу рекордов Гиннеса.
Начинался он как детское приложение к пролетарскому изданию «Рабочая газета». Вначале возник журнал «Юные строители», который предназначался для подростков. Позже в нём появилась рубрика для совсем маленьких детей («Красные маки»), которое решено было отпочковать в отдельное издание.
Название журнала заимствовано у российской дореволюционной писательницы Анной Хвольсен. Она оставила свой след в детской литературе, адаптировав на русской почве комиксы про маленьких эльфов-брауни канадского художника Палмера Кокса. Хвольсен написала собственные тексты для его картинок.
Кстати, среди малюток Хвольсен вы можете встретить довольно знакомые образы: Знайка и Незнайка, доктор Мазь-Перемазь.
Образ журнального маскота, к которому мы привыкли, возник далеко не сразу. Давайте просто посмотрим, что вообще понималось под человечком-Мурзилкой в разное время.
Начиналось все вот так. Образ, придуманный Коксом, выглядел как человечек в цилиндре, с моноклем и в фраке с фалдами. Парня этого в оригинале звали Dude — Пижон. Хвольсен по каким-то своим причинам переименовала его в Мурзилку.
Создатели советского журнала заимствовали у писательницы это имя, но образ придумали заново. Причина тому нынче покажется странной: большевики считали, что сказочные персонажи отвлекают детей от реальности и разного рода фантастические образы в детской литературе не приемлемы. Так что поначалу Мурзилкой был компактный пёс-дворняга, «удивительно шустрая собачка».
В конце 30-х произошла мутация. Возник уже знакомый нам меховой человечек жёлтого цвета с шарфом и в берете. Придумал его художник Аминадав Каневский.
В 1941 году маскот исчез — времена были суровые, и более 13 лет журнал выходил с названием, но без олицетворяющего его персонажа. А 1954 году возник еще один вариант Мурзилки. Им стал снова стал человечек. И его образ тоже претерпел немало изменений.
Последний вариант с человечком-журналистом был довольно популярен в СССР конца 50-х. Этому поспособствовал четырехсерийный анимационный цикл «Приключения Мурзилки», снятый режиссером Борисом Степанцевым и придумавшим этот образ художником Евгением Райковским.
С журналом в разное время сотрудничало великое множество культовых советских художников-иллюстраторов.
Например, легендарный Виктор Чижиков.
Юрий Васнецов:
Евгений Чарушин:
Владимир Конашевич: