До империалистической войны 1914-1918 годов Югославия как государство не существовала. На месте современной Югославии были Сербия, Черногория и провинции бывшей Австро-Венгрии. Международная обстановка по окончании войны сложилась так, что оказалось возможным образование большого славянского государства в западной части Балканского полуострова. В этом заинтересованы были и победители - Англия и Франция. Они после поражения Австрии и Германии восстановили свое господство в балканских странах.
Однако к этому времени на Балканы начал проникать итальянский империализм, который мог стать там новым сильным конкурентом англо-французских интересов. Это обстоятельство и определило такую перекройку карты Юговосточной Европы, при которой вместо раздробленных, мелких государств, совершенно неспособных отстаивать свою независимость и могущих быстро подпасть под влияние Италии, возникло одно государство, пользовавшееся поддержкой со стороны Франции.
1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено об'единение Сербии со всеми югославскими провинциями бывшей Австро-Венгрии и c Черногорией в королевство сербов, хорватов и словенцев. Новое государство возглавила сербская династия Карагеоргиевичей. В 1929 году королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в королевство Югославии. По своему государственному устройству Югославия является парламентарным королевством.
Югославской конституцией 1931 года предусматривается двухпалатный парламент, состоящий из скупщины (палата депутатов) и сената. Формально эта конституция действует и сейчас, но фактически страной управляет регентский совет, так как в августе 1939 года скупщина и сенат были распущены. В ноябре 1939 года сенат был вновь образован, а скупщина не существует и по сей день.
В состав современной Югославии вошли Сербия, Черногория, Босния, Герцеговина, Хорватия, Славония, Словения, Далмация, часть Македонии, Воеводина (Банат, Бачка и Баранья). Все эти области, за исключением Сербии и Черногории, до балканской войны 1912-1913 годов и мировой империалистической войны 1914-1918 годов входили в состав Австро-Венгрии и Турции. Общая площадь Югославии в современных границах - 247 542 квадратных километра; население - 15 630 тысяч человек.
Столица- Белград. Югославия занимает северозападную (и отчасти центральную) часть Балканского полуострова и прилегающую к ней часть Южно-Венгерской низменности. По природным условиям Югославия большей частью представляет горную страну. Большая часть всей страны расположена в бассейне Дуная и его притоков: Дравы, Савы, Моравы и Тимока. Реки Адриатического побережья маловодны и незначительны. К бассейну Эгейского моря принадлежит река Вардар (в Македонии).
***
Парламент был разогнан, крестьянская печать ликвидирована, сформировано новое правительство во главе с генералом Живковичем, начальником королевской гвардии. В состав правительства были введены представители сербского и хорватского финансового капитала. С этого времени вся фактическая власть была сосредоточена в руках короля, а весь государственный строй тяготел к централизму абсолютной монархии. В октябре 1929 года был опубликован знаменитый королевский декрет об изменении политического и административного облика страны. Декрет упразднял наименования хорватов, сербов, словенцев, боснийцев и все другие внешние национальные отличия, как флаги, гимны, национальные об'едичения.
Государство было переименовано в королевство Югославии. Старое административное деление страны на округа, во главе которых стояли жупаны, было заменено делением на так называемые бановины (губернаторства) во главе с банами. Это деление было проведено так, что старые исторические провинции Хорватии, Славонии, Далмации, Боснии, Герцеговины оказались искусственно расчлененными между девятью бановинами.
Так, Хорватия, составлявшая ранее цельный национальный округ, была разделена между 4 бановинами - Дравской, Савской, Врбаской и Дунайской; Зетская бановина составилась из Черногории, куска Далмации и части Новобазарского санджака. Другая часть Далмации и часть Герцеговины составили Приморскую бановину. Вслед за октябрьским декретом была издана серия других законов, устанавливавших строгую централизацию в управлении государством при непременном условии подчинения всех форм национальной деятельности единой «югославской идеологии».
Военная диктатура формально запретила все политические партии. Однако, после того как в 1934 году был убит король Александр, принц-регент Павел провел некоторую демократизацию строя и начал осуществлять более гибкую политику в отношении национальных меньшинств. Деятельность большинства буржуазных партий была легализована. В настоящее время в Югославии фактически существуют и функционируют следующие политические партии.
Радикальная партия - в прошлом партия Николы Пашича; в настоящее время лидер - Цветкович. Партия представляет интересы крупной сербской буржуазии и является главной опорой монархии. Во все важнейшие исторические моменты в жизни страны: во время балканской и мировой войн, во время создания королевства Югославии в 1929 году - радикалы находились у власти. Виднейшие деятели этой партии: Никола Узунович, Милан Стоядинович - бывший премьер-министр, Лазарь Маркович - нынешний министр юстиции, Божа Максимович, Цветкович - нынешний премьер-министр, Аца Станоевич.
Партия решительно выступала против децентрализации государства и предоставления автономии тому или другому национальному меньшинству. На этой почве в партии происходили частые трения. В результате партия разбилась на ряд самостоятельных политических группировок, взаимно враждующих между собой. Этот же вопрос вызвал конфликт в партии, после которого кабинет Стоядиновича был вынужден уйти в отставку.
Стоядинович категорически отказывался вступить в соглашение об автономии с хорватской партией Мачека. В настоящее время сербская радикальная партия разделена на 4 группы: радикальную группу во главе с премьер-министром Цветковичем, пришедшую под влиянием событий в Европе к соглашению с хорватской крестьянской партией Мачека; радикалов, возглавляемых Стоядинови-3международный чем, - наиболее ярых сторонников жесткой центристской государственной системы, исключающей участие нанновальных меньшинств и политической жизни страны; радикальную группу Ана Станоевича, находившуюся в оппозиции к правительству, и группу министра юстиции Лалари Марковича, Хорватекая крестьянская партия основана Степаном Радичем.
В настоящее время ее лидером является Мачек, Борись за автономию Хорватии, партия объединила вокруг себя все зажиточные и средние слом хорватской деревни, мелкую буржуазию и часть рабочих. Накануне создания югославского государства партия активно боролась за государственную самостоятельность Хорватии. С 1928 года лидеры, руководящие партией до сих пор, неизменно добиваются соглашения с правящей группой сербской радикальной партии, возглавляемой премьер министром Цветковичем.
Поэтому оппозиция хорватской крестьянской партии приняла формальный характер и, в конечном счете, после соглашения Цветковича с Мачеком примкиула к правительственному лагерю. Из словенских партий наиболее крупной была Словенска людска странка (словенская крестьянская партия), руководимая Корошецом. Эта клерикально-католическая организация словенской буржуазии опирается на помещиков и духовенство.
Все другие буржуазные партии играют второстепенную роль в общественно-политической жизни страны и в большинстве своем идут в фарватере официальной югославской политики. К ним относятся демократическая партия Давидовича, об'единяющая либеральную сербскую буржуазию; независимая демократическая партия Прибичевича, об'единяющая сербскую буржуазию в Хорватии и Воеводине: Югославский крестьянский союз - кулацкая партия; Югославская мусульманская организация - партия крупных землевладельцев в Боснии и Герцеговине.
Основные буржуазные политические партии Югославии и их разветвления формировались, как видно из их характеристики, по национальному принципу. Естественно поэтому, что основным узлом всех противоречий как внутри каждой партии, так и в самом правящем лагере был и остается национальный вопрос. Современная международная обстановка не сгладила, а, наоборот, обострила эту проблему.
Крайний консерватизм правительства Стоядиновича и его нежелание считаться с фактами, поставившими национальный вопрос во главу угла внешней и внутренней политики Югославии, как и в каждом буржуазном многонациональном государстве, вынудили это правительство в феврале 1939 года уйти в отставку. На смену кабинета Стоядиновича пришло правительство Цветковича. Учитывая международную обстановку и необходимость принятия мер по укреплению внутреннего единства и консолидации государства
Цветкович немедленно приступил к решению основного, хорватского вопроса. После непродолжительных переговоров с представителями Хорватской крестьянской партни Цветкович подписал в августе 1939 года соглашение с лидером партии Мачеком о частичной автономии Хорватии. Автономия предусматривает об'единение в одно административное целое всех хорватских областей с официальным названием «Хорватская бановина».
В компетенцию Хорватской бановины входит разрешение вопросов сельского хозяйства, торговли, промышленности, благоустройства городов, охраны здоровья, просвещения, физического воспитания, судоустройства и т.д. Законодательная и исполнительная власть, военная администрация, вопросы международных отношений остаются в руках королевского правительства. Предоставление хорватам автономия несмотря на ее ограниченный характер является первой серьезной попыткой ликвидации внутренних противоречий.
Основой экономики Югославии является сельское хозяйство. Тяжелые условия землепользования обусловливают, однако, раздробленность и техническую отсталость сельского хозяйства, Пахотная земля занимает 58% всей площади Югославии, лесной массив - 31% и неудобные земли - 10,9%в. Пахотная земля распределяется следующим образом (по данным 1935 года): 52,1%в засеяно разными культурами, 30%/в занято лугами, 12,8%/ - под кормовыми травами, фруктовые деревья занимают 1,9%, виноградинки - 1,4%, огороды- 1,0%. Среди югославской сельскохозяйственной продукции видное место занимают пшеница и кукуруза.
В разных областях Югославии условия землевладения и землепользования неодинаковы. В Сербии преобладает мелкое крестьянское хозяйство, технически отсталое и дающее мало товарной продукции. В Хорватии и некоторых других областях сохранилось крупное помещичье землевладение. Важное значение имеет животноводство. Вывоз продукции животноводства на иностранные рынки занимает в югославском экспорте первое место (28,68%).
Страна располагает большим лесным хозяйством. Экспорт строительного леса в 1939 году составил 20,3%о всего югославского экспорта. Среди юго-восточных стран Европы Югославия считается наиболее богатой медью, свинцом, железом, бокситами и другими минеральными ископаемыми. Однако низкая техническая база горной промышленности тормозит разработку этих богатств. Основным промышленным районом является Словения, где добывается 40% угля и находятся основные разработки свинца и других металлов.
Месторождения меди расположены главным образом в Сербии; там же и крупнейший в Югославии Борский медный рудник, принадлежащий французам. Среднемесячная выплавка меди в 1938 году равнялась 3499 тоннам. Медь - один из основных предметов экспорта Югославии; в 1939 году экспорт меди составил 7,8% общей стоимости югославского экспорта. Из-за югославской меди в последнее время ожесточенно борются почти все страны, импортирующие медь.
Общее число промышленных предприятий, по данным 1937 года, равняется 2976, из них в металлургической - 182 предприятия, в химической - 162, в текстильной - 363, в бумажной и полиграфической - 73, в электрической - 211, в строительной - 394, в кожевенной - 80, в сельскохозяйственной и пищевой - 103 и в других отраслях промышленности - 129 предприятий. Военная промышленность Югославии развита слабо.
Пути сообщения Югославии достаточно развиты. Общая протяженность железных дорог составляет 10 418 километров (4,1 километра на 100 квадратных километров), шоссейных дорог - 7103 километра и свыше 2 тысяч километров хорошо развитых речных судоходных путей. Из приведенных данных можно сделать вывод, что оздоровление сельского хозяйства и развитие промышленности откроют перед Югославией широкие возможности для роста собственных производительных сил и капиталовложений.
Экспорт меди, олова, бокситов, леса, бумаги, кожи и продуктов сельского хозяйства даст постоянный приток иностранной валюты в количестве, достаточном для покрытия импортных нужд страны. При умелом регулировании вопросов размещения и финансирования производства, ориентации его на собственное сырье и обновлении основного капитала на базе современной техники легче было бы разрешить ряд таких социальных проблем Югославии, как например безработица, государственная помощь крестьянству.
Это неразрешенные внутренние проблемы тормозят процесс укрепления югославского государства не в меньшей степени чем проблема национального сепаратизма. Югославия долгие годы неизменно ориентировалась во внешней политике на союз с Францией. Это об'яснялось не только финансовой зависимостью от Франции, но в рядом других причин. Югославское правительство рассчитывало, что территориальные споры с Италией, Венгрией и Болгарией оно сможет разрешить, опираясь главным образом на Францию.
Однако после прихода к власти кабинета Стоядиновича, в 1936 году, Югославия начала проводить до- вольно сложную политику «равновесия» между Францией и ее союзниками и германо-итальянской осью. Особенность этого курса состояла в том, что эта политика проводилась Стоядиновичем, не знающим удержу карьеристом, поглощенным собственными материальными интересами.
Стоядинович - финансист, крупный денежный воротила. Он участвует в наиболее крупных страховых обществах, как «Феникс», «Време», «Зеница», имеющих чисто банковский характер; он же издатель и владелец газеты «Време». Его доходы в этих компаниях исчисляются миллионами динаров. Во время белградского судебного процесса газеты «Време», который бросил некоторый свет на дела Стоядиновича, французский журнал «Эроп нувель» писал о нем в апреле 1940 года:
«Представьте себе Стависского, Устрика, Ханау, облеченных высшими государственными функциями, и вы получите Стоядиновича». Немногим позже Стоядинович был арестован и выслан в торную деревушку Рудники. Югославия-прежде всего дунайская держава. Великий дунайский путь пересекает югославскую территорию на протяжении свыше 300 километров и затем, на расстоянии более чем на 100 километров, составляет границу Югославии.
Главные притоки Дуная образуют важные коммуникационные пути, идущие из Северной Италии, Германии и Венгрии через Белград, и ведут к Салоникам и Константинополю. Следовательно, Югославия является центром пересечения многочисленных международных интересов. Югославские политики восстановили уже связи со своими балканскими соседями, нарушенные кабинетом Стоядиновича.
28 февраля 1939 года болгарский царь Борис посетил Белград, демонстрируя этим визитом улучшение взаимоотношений Болгарии с Югославией. По пути в Бухарест на заседание Балканской Антанты греческий премьер-министр и турецкий министр иностранных дел также заезжали в Белград. В июле того же года югославский принц-регент Павел посетил Берлин. Эта поездка привела к расширению экономических отношений между Германией и Югославией.
В июле болгарский премьер-министр Киоссейванов дважды посетил Белград. В коммюнике об этих визитах подтверждалась нерушимость пакта о дружбе от 24 января 1937 года, указывалось на необходимость установить более тесные экономические отношения и на значение политики независимости, нейтралитета и дружеских отношений между всеми балканскими странами. В феврале 1940 года, когда болгарская экономическая делегация приехала в Белград, вице-премьер Мачек заявил, что при существующей международной обстановке не следует считаться ни с какими средствами, если только можно достигнуть полного единства между всеми южными народами, от Адриатического до Черного моря.
Вместе с тем югославское правительство довольно сдержанно отнеслась к попыткам Англии втянуть Югославию в экономическую войну против Германии. B этой осторожности и сдержанности явно сказывается стремление Югославии сохранить нейтралитет в происходящей войне. Югославское правительство приступило к нормализации отношений с СССР. Подписание советско-югославского торгового договора и восстановление дипломатических отношений между обеими странами были одобрительно встречены югославской общественностью. Высказывания югославских государственных деятелей при обмене грамотами о ратификации торгового договора, как и быстрое достижение соглашения, свидетельствуют о том, что обе стороны стремятся углубить и расширить свои отношения, поскольку это служит делу мира.
A. Павлов. "Большевик", 1940
1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено об'единение Сербии со всеми югославскими провинциями бывшей Австро-Венгрии и c Черногорией в королевство сербов, хорватов и словенцев. Новое государство возглавила сербская династия Карагеоргиевичей. В 1929 году королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в королевство Югославии. По своему государственному устройству Югославия является парламентарным королевством.
Югославской конституцией 1931 года предусматривается двухпалатный парламент, состоящий из скупщины (палата депутатов) и сената. Формально эта конституция действует и сейчас, но фактически страной управляет регентский совет, так как в августе 1939 года скупщина и сенат были распущены. В ноябре 1939 года сенат был вновь образован, а скупщина не существует и по сей день.
В состав современной Югославии вошли Сербия, Черногория, Босния, Герцеговина, Хорватия, Славония, Словения, Далмация, часть Македонии, Воеводина (Банат, Бачка и Баранья). Все эти области, за исключением Сербии и Черногории, до балканской войны 1912-1913 годов и мировой империалистической войны 1914-1918 годов входили в состав Австро-Венгрии и Турции. Общая площадь Югославии в современных границах - 247 542 квадратных километра; население - 15 630 тысяч человек.
Столица- Белград. Югославия занимает северозападную (и отчасти центральную) часть Балканского полуострова и прилегающую к ней часть Южно-Венгерской низменности. По природным условиям Югославия большей частью представляет горную страну. Большая часть всей страны расположена в бассейне Дуная и его притоков: Дравы, Савы, Моравы и Тимока. Реки Адриатического побережья маловодны и незначительны. К бассейну Эгейского моря принадлежит река Вардар (в Македонии).
***
Парламент был разогнан, крестьянская печать ликвидирована, сформировано новое правительство во главе с генералом Живковичем, начальником королевской гвардии. В состав правительства были введены представители сербского и хорватского финансового капитала. С этого времени вся фактическая власть была сосредоточена в руках короля, а весь государственный строй тяготел к централизму абсолютной монархии. В октябре 1929 года был опубликован знаменитый королевский декрет об изменении политического и административного облика страны. Декрет упразднял наименования хорватов, сербов, словенцев, боснийцев и все другие внешние национальные отличия, как флаги, гимны, национальные об'едичения.
Государство было переименовано в королевство Югославии. Старое административное деление страны на округа, во главе которых стояли жупаны, было заменено делением на так называемые бановины (губернаторства) во главе с банами. Это деление было проведено так, что старые исторические провинции Хорватии, Славонии, Далмации, Боснии, Герцеговины оказались искусственно расчлененными между девятью бановинами.
Так, Хорватия, составлявшая ранее цельный национальный округ, была разделена между 4 бановинами - Дравской, Савской, Врбаской и Дунайской; Зетская бановина составилась из Черногории, куска Далмации и части Новобазарского санджака. Другая часть Далмации и часть Герцеговины составили Приморскую бановину. Вслед за октябрьским декретом была издана серия других законов, устанавливавших строгую централизацию в управлении государством при непременном условии подчинения всех форм национальной деятельности единой «югославской идеологии».
Военная диктатура формально запретила все политические партии. Однако, после того как в 1934 году был убит король Александр, принц-регент Павел провел некоторую демократизацию строя и начал осуществлять более гибкую политику в отношении национальных меньшинств. Деятельность большинства буржуазных партий была легализована. В настоящее время в Югославии фактически существуют и функционируют следующие политические партии.
Радикальная партия - в прошлом партия Николы Пашича; в настоящее время лидер - Цветкович. Партия представляет интересы крупной сербской буржуазии и является главной опорой монархии. Во все важнейшие исторические моменты в жизни страны: во время балканской и мировой войн, во время создания королевства Югославии в 1929 году - радикалы находились у власти. Виднейшие деятели этой партии: Никола Узунович, Милан Стоядинович - бывший премьер-министр, Лазарь Маркович - нынешний министр юстиции, Божа Максимович, Цветкович - нынешний премьер-министр, Аца Станоевич.
Партия решительно выступала против децентрализации государства и предоставления автономии тому или другому национальному меньшинству. На этой почве в партии происходили частые трения. В результате партия разбилась на ряд самостоятельных политических группировок, взаимно враждующих между собой. Этот же вопрос вызвал конфликт в партии, после которого кабинет Стоядиновича был вынужден уйти в отставку.
Стоядинович категорически отказывался вступить в соглашение об автономии с хорватской партией Мачека. В настоящее время сербская радикальная партия разделена на 4 группы: радикальную группу во главе с премьер-министром Цветковичем, пришедшую под влиянием событий в Европе к соглашению с хорватской крестьянской партией Мачека; радикалов, возглавляемых Стоядинови-3международный чем, - наиболее ярых сторонников жесткой центристской государственной системы, исключающей участие нанновальных меньшинств и политической жизни страны; радикальную группу Ана Станоевича, находившуюся в оппозиции к правительству, и группу министра юстиции Лалари Марковича, Хорватекая крестьянская партия основана Степаном Радичем.
В настоящее время ее лидером является Мачек, Борись за автономию Хорватии, партия объединила вокруг себя все зажиточные и средние слом хорватской деревни, мелкую буржуазию и часть рабочих. Накануне создания югославского государства партия активно боролась за государственную самостоятельность Хорватии. С 1928 года лидеры, руководящие партией до сих пор, неизменно добиваются соглашения с правящей группой сербской радикальной партии, возглавляемой премьер министром Цветковичем.
Поэтому оппозиция хорватской крестьянской партии приняла формальный характер и, в конечном счете, после соглашения Цветковича с Мачеком примкиула к правительственному лагерю. Из словенских партий наиболее крупной была Словенска людска странка (словенская крестьянская партия), руководимая Корошецом. Эта клерикально-католическая организация словенской буржуазии опирается на помещиков и духовенство.
Все другие буржуазные партии играют второстепенную роль в общественно-политической жизни страны и в большинстве своем идут в фарватере официальной югославской политики. К ним относятся демократическая партия Давидовича, об'единяющая либеральную сербскую буржуазию; независимая демократическая партия Прибичевича, об'единяющая сербскую буржуазию в Хорватии и Воеводине: Югославский крестьянский союз - кулацкая партия; Югославская мусульманская организация - партия крупных землевладельцев в Боснии и Герцеговине.
Основные буржуазные политические партии Югославии и их разветвления формировались, как видно из их характеристики, по национальному принципу. Естественно поэтому, что основным узлом всех противоречий как внутри каждой партии, так и в самом правящем лагере был и остается национальный вопрос. Современная международная обстановка не сгладила, а, наоборот, обострила эту проблему.
Крайний консерватизм правительства Стоядиновича и его нежелание считаться с фактами, поставившими национальный вопрос во главу угла внешней и внутренней политики Югославии, как и в каждом буржуазном многонациональном государстве, вынудили это правительство в феврале 1939 года уйти в отставку. На смену кабинета Стоядиновича пришло правительство Цветковича. Учитывая международную обстановку и необходимость принятия мер по укреплению внутреннего единства и консолидации государства
Цветкович немедленно приступил к решению основного, хорватского вопроса. После непродолжительных переговоров с представителями Хорватской крестьянской партни Цветкович подписал в августе 1939 года соглашение с лидером партии Мачеком о частичной автономии Хорватии. Автономия предусматривает об'единение в одно административное целое всех хорватских областей с официальным названием «Хорватская бановина».
В компетенцию Хорватской бановины входит разрешение вопросов сельского хозяйства, торговли, промышленности, благоустройства городов, охраны здоровья, просвещения, физического воспитания, судоустройства и т.д. Законодательная и исполнительная власть, военная администрация, вопросы международных отношений остаются в руках королевского правительства. Предоставление хорватам автономия несмотря на ее ограниченный характер является первой серьезной попыткой ликвидации внутренних противоречий.
Основой экономики Югославии является сельское хозяйство. Тяжелые условия землепользования обусловливают, однако, раздробленность и техническую отсталость сельского хозяйства, Пахотная земля занимает 58% всей площади Югославии, лесной массив - 31% и неудобные земли - 10,9%в. Пахотная земля распределяется следующим образом (по данным 1935 года): 52,1%в засеяно разными культурами, 30%/в занято лугами, 12,8%/ - под кормовыми травами, фруктовые деревья занимают 1,9%, виноградинки - 1,4%, огороды- 1,0%. Среди югославской сельскохозяйственной продукции видное место занимают пшеница и кукуруза.
В разных областях Югославии условия землевладения и землепользования неодинаковы. В Сербии преобладает мелкое крестьянское хозяйство, технически отсталое и дающее мало товарной продукции. В Хорватии и некоторых других областях сохранилось крупное помещичье землевладение. Важное значение имеет животноводство. Вывоз продукции животноводства на иностранные рынки занимает в югославском экспорте первое место (28,68%).
Страна располагает большим лесным хозяйством. Экспорт строительного леса в 1939 году составил 20,3%о всего югославского экспорта. Среди юго-восточных стран Европы Югославия считается наиболее богатой медью, свинцом, железом, бокситами и другими минеральными ископаемыми. Однако низкая техническая база горной промышленности тормозит разработку этих богатств. Основным промышленным районом является Словения, где добывается 40% угля и находятся основные разработки свинца и других металлов.
Месторождения меди расположены главным образом в Сербии; там же и крупнейший в Югославии Борский медный рудник, принадлежащий французам. Среднемесячная выплавка меди в 1938 году равнялась 3499 тоннам. Медь - один из основных предметов экспорта Югославии; в 1939 году экспорт меди составил 7,8% общей стоимости югославского экспорта. Из-за югославской меди в последнее время ожесточенно борются почти все страны, импортирующие медь.
Общее число промышленных предприятий, по данным 1937 года, равняется 2976, из них в металлургической - 182 предприятия, в химической - 162, в текстильной - 363, в бумажной и полиграфической - 73, в электрической - 211, в строительной - 394, в кожевенной - 80, в сельскохозяйственной и пищевой - 103 и в других отраслях промышленности - 129 предприятий. Военная промышленность Югославии развита слабо.
Пути сообщения Югославии достаточно развиты. Общая протяженность железных дорог составляет 10 418 километров (4,1 километра на 100 квадратных километров), шоссейных дорог - 7103 километра и свыше 2 тысяч километров хорошо развитых речных судоходных путей. Из приведенных данных можно сделать вывод, что оздоровление сельского хозяйства и развитие промышленности откроют перед Югославией широкие возможности для роста собственных производительных сил и капиталовложений.
Экспорт меди, олова, бокситов, леса, бумаги, кожи и продуктов сельского хозяйства даст постоянный приток иностранной валюты в количестве, достаточном для покрытия импортных нужд страны. При умелом регулировании вопросов размещения и финансирования производства, ориентации его на собственное сырье и обновлении основного капитала на базе современной техники легче было бы разрешить ряд таких социальных проблем Югославии, как например безработица, государственная помощь крестьянству.
Это неразрешенные внутренние проблемы тормозят процесс укрепления югославского государства не в меньшей степени чем проблема национального сепаратизма. Югославия долгие годы неизменно ориентировалась во внешней политике на союз с Францией. Это об'яснялось не только финансовой зависимостью от Франции, но в рядом других причин. Югославское правительство рассчитывало, что территориальные споры с Италией, Венгрией и Болгарией оно сможет разрешить, опираясь главным образом на Францию.
Однако после прихода к власти кабинета Стоядиновича, в 1936 году, Югославия начала проводить до- вольно сложную политику «равновесия» между Францией и ее союзниками и германо-итальянской осью. Особенность этого курса состояла в том, что эта политика проводилась Стоядиновичем, не знающим удержу карьеристом, поглощенным собственными материальными интересами.
Стоядинович - финансист, крупный денежный воротила. Он участвует в наиболее крупных страховых обществах, как «Феникс», «Време», «Зеница», имеющих чисто банковский характер; он же издатель и владелец газеты «Време». Его доходы в этих компаниях исчисляются миллионами динаров. Во время белградского судебного процесса газеты «Време», который бросил некоторый свет на дела Стоядиновича, французский журнал «Эроп нувель» писал о нем в апреле 1940 года:
«Представьте себе Стависского, Устрика, Ханау, облеченных высшими государственными функциями, и вы получите Стоядиновича». Немногим позже Стоядинович был арестован и выслан в торную деревушку Рудники. Югославия-прежде всего дунайская держава. Великий дунайский путь пересекает югославскую территорию на протяжении свыше 300 километров и затем, на расстоянии более чем на 100 километров, составляет границу Югославии.
Главные притоки Дуная образуют важные коммуникационные пути, идущие из Северной Италии, Германии и Венгрии через Белград, и ведут к Салоникам и Константинополю. Следовательно, Югославия является центром пересечения многочисленных международных интересов. Югославские политики восстановили уже связи со своими балканскими соседями, нарушенные кабинетом Стоядиновича.
28 февраля 1939 года болгарский царь Борис посетил Белград, демонстрируя этим визитом улучшение взаимоотношений Болгарии с Югославией. По пути в Бухарест на заседание Балканской Антанты греческий премьер-министр и турецкий министр иностранных дел также заезжали в Белград. В июле того же года югославский принц-регент Павел посетил Берлин. Эта поездка привела к расширению экономических отношений между Германией и Югославией.
В июле болгарский премьер-министр Киоссейванов дважды посетил Белград. В коммюнике об этих визитах подтверждалась нерушимость пакта о дружбе от 24 января 1937 года, указывалось на необходимость установить более тесные экономические отношения и на значение политики независимости, нейтралитета и дружеских отношений между всеми балканскими странами. В феврале 1940 года, когда болгарская экономическая делегация приехала в Белград, вице-премьер Мачек заявил, что при существующей международной обстановке не следует считаться ни с какими средствами, если только можно достигнуть полного единства между всеми южными народами, от Адриатического до Черного моря.
Вместе с тем югославское правительство довольно сдержанно отнеслась к попыткам Англии втянуть Югославию в экономическую войну против Германии. B этой осторожности и сдержанности явно сказывается стремление Югославии сохранить нейтралитет в происходящей войне. Югославское правительство приступило к нормализации отношений с СССР. Подписание советско-югославского торгового договора и восстановление дипломатических отношений между обеими странами были одобрительно встречены югославской общественностью. Высказывания югославских государственных деятелей при обмене грамотами о ратификации торгового договора, как и быстрое достижение соглашения, свидетельствуют о том, что обе стороны стремятся углубить и расширить свои отношения, поскольку это служит делу мира.
A. Павлов. "Большевик", 1940